20 Января 2017
$59.35
63.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 16.01.2015

Право на знание

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

В учебных заведениях открываются школьные службы примирения

В учебных заведениях открываются школьные службы примирения

«Мою дочь обижают в школе, но ни классный руководитель, ни психолог не в силах помочь». Такие фразы сегодня нередко слышишь от родителей школьников. И действительно, в одиночку учителю, специалисту порой бывает сложно разобраться в сути конфликта. Другое дело, когда к разрешению спора подключаются коллегиально, поэтапно и подробно с точки зрения закона разбирая причину ссоры педагога и ученика, одноклассников. Сегодня это прерогатива школьных служб примирения, которые создаются во многих школах России, и наш регион – не исключение.

В тверской школе №39 функцию службы примирения взял на себя правовой совет. Инициатива его создания принадлежит заместителю директора по учебно-воспитательной работе, учителю обществознания Эмме Кравченко.

– Периодически мы проводили социальное анкетирование, которое показало, что уровень правовой грамотности у учеников довольно посредственный, впрочем, и учителя не были хорошо осведомлены в воп­росах своих прав и обязанностей, – рассказывает Эмма Георгиевна. – У нас не возникало каких-то больших конфликтных ситуаций, но, для того чтобы предвосхитить их появление, а также в целом для повышения правовой культуры всех участников учебного процесса, мы решили создать правовой совет. В него вошли школьные психолог, социальный педагог, ученики 10-х и 11-х классов. Родительскую общественность в совете представляет мама нашего ученика, юрист Наталья Булыгина. Мы очень ценим профессиональные консультации Натальи Владимировны.

Правовой совет в школе работает два года, и за это время он доказал свою эффективность. Были созданы папки с нормативно-правовой документацией для учителей и учеников, в которых расписаны все их права, ответственность и обязанность. Школьная документация периодически пополняется и локальными актами, в них подробно расписывается, что можно, а что нельзя в данном конкретном учебном заведении. Подобный акт был посвящен и пользованию мобильными устройствами.

Из-за сотовых телефонов в школах нередко возникают споры. Учащиеся на уроках, игнорируя замечания учителя, перезваниваются со своими одноклассниками, играют в игры на телефоне, что, конечно, мешает проведению урока. После неоднократных замечаний педагоги порой отбирают аппараты силой, при этом мобильники случайно иногда ломаются. Эмма Георгиевна рассказывает, что в локальном акте в отношении пользования мобильными устройствами четко прописаны права учеников и педагогов. Так, учащимся запрещено пользоваться сотовыми телефонами на уроках, на переменах – пожалуйста. Но есть и исключения из правил. К примеру, если ученику в какое-то время должны позвонить родители и сказать о чем-то важном, то после предупреждения учителя допускается оставить мобильник на парте в беззвучном режиме и ответить на звонок. Во избежание конфликтных ситуаций учителя не должны касаться личного имущества ученика, как и самого ученика.

– Известно, что порой даже невинная шутка учителя воспринимается учениками, и тем более их родителями, в штыки, – говорит заместитель директора. – Поэтому сегодня, даже прежде чем просто погладить ученика по голове за отличные успехи, находчивость на уроке, нужно очень хорошо подумать. Вдруг ему это покажется грубостью?

В 39-й школе отдельный локальный акт посвящен родительским соб­раниям, согласно которому родители обязаны их посещать.

– Мы видим, что многие систематически не приходят на собрания, а потом удивляются тому, о чем они давно должны были знать, – говорит Эмма Георгиевна. – Именно поэтому мы решили обязать родителей ходить на собрания. Уж раз в четверть можно найти время. Но если вдруг возможности прийти к определенному часу нет, необходимо предупредить учителя и договориться встретиться в другое время.

За два года работы в школе старшеклассники, входящие в совет, разработали множество презентаций – наглядных пособий по праву. Презентации для учеников включают на классных часах, уроках обществознания, для мам и пап – на родительских собраниях, для учителей – на педсоветах.

Кстати, старшеклассники готовят презентации, посвященные не только учебному процессу, но и другим не менее важным темам, к примеру, защите прав потребителей. Эмма Кравченко замечает, что в планах правового совета сделать презентации, посвященные юридическим аспектам ЖКХ – эта тема всегда очень актуальна. Консультантами в этой работе могут выступить молодые юристы, выпускники 39-й школы. Администрация учебного заведения гордится тем, что 16 педагогов школы – это ее выпускники.

На классных часах начиная с 7-го класса ученики узнают об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних, для девятиклассников разработана презентация «Если вас остановила полиция», в которой подробно рассказывается, как себя вести в подобной ситуации. Ученики знают, что, если представитель правопорядка задержал на улице и задает вопросы, стоит немедленно звонить родителям, опекунам, так как любые допросы несовершеннолетних должны происходить в их присутствии.

В ближайших планах правового совета обратиться в управление ГИБДД за помощью. В районе торгового центра, где и находится школа, есть очень опасный переход, на котором стоит светофор, есть и «зебра», а водители все равно продолжают ездить на крас­ный свет. На глазах учителей автомобили сбили троих пешеходов, которые переходили дорогу на зеленый.

– У нас есть опасение за жизнь наших учеников, студентов музыкального училища, учеников 33-й школы – все они тоже расположены по соседству от нас. Однажды мы со старшеклассниками специально стояли у перехода – записывали и фотографировали номера нарушителей закона, которых действительно оказалось довольно много. Эти данные мы в ближайшее время представим в ГИБДД, – говорит Эмма Кравченко.

Ученики имеют возможность обратиться к членам правового совета с интересующими их вопросами. Для этого в школьном коридоре установлена специальная коробка. На заседаниях подробно разбирается каждый вопрос, по некоторым в дальнейшем делаются презентации. Иногда дети задают вопросы личного характера и оставляют номера телефонов. На них в частном порядке отвечают психолог, социальный педагог, юрист – в зависимости от темы.

За два года работы совета в школе уровень правовой культуры учащихся и их педагогов растет – это показывают данные анкет. Растет и интерес к праву, обществознанию, так как все больше выпускников поступают на юридические факультеты вузов.

Ирина СЕРГЕЕВА

Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
35

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию