22 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 15.01.2015

Ежики в тумане

Фотограф: RUSKINO.RU, FENIXCLUB.COM, KINOVOPROS.COM

В День детского кино, который отмечался на зимних каникулах, в самый раз было вспомнить о фильмах, помогающих ребенку расти

В День детского кино, который отмечался на зимних каникулах, в самый раз было вспомнить о фильмах, помогающих ребенку расти

И не вина журналиста, что в этих воспоминаниях есть ощутимая ностальгическая нота. Еще 30–40 лет назад хороших детских фильмов в год выпускалось гораздо больше, чем теперь: на 100 картин – целых три десятка. Сегодня – единицы. 

О кризисе в этой области искусства говорят и режиссеры, и зрители. Между тем День детского кино как раз и был учрежден в 1998 году в честь столетия первого показа нескольких фильмов-сюжетов для детей: «Электрический театр», «Дети пляшут», «Дети плачут», «Игра в мяч». Это событие состоялось в Москве и вызвало полный восторг ребятни и взрослых. А через несколько лет появились и первые киносказки: «Дедушка Мороз» и «Царевна-лягушка». То есть уже на заре отечественного кинематографа было понимание того, как важно показывать детям кино о добре и зле, чести и бесчестии, подлости и благородстве. Под занимательный сюжет незримо шло формирование лучших человеческих качеств. Такое свойство экрана и сегодня остается в силе. Талантливый детский фильм – это всегда вложение в нравственность будущего. 

За многое можно ругать советскую систему, но кино детям той поры было абсолютно доступно. Ну что такое 10 копеек за билет? Это полбуханки тогдашнего хлеба. Помню клуб в поселке Академический Вышневолоцкого района. Он стоял на взгорке, афишу было видно издалека. «Чук и Гек» – какое странное название фильма! Впрочем, многие ребята тогда, в начале пятидесятых, уже успели прочитать гайдаровскую повесть с одноименным названием. Она о путешествии двух забавных мальчишек к своему папе-геологу. Я и сегодня смотрю этот фильм режиссера Ивана Лукинского с удовольствием: в нем есть чувство Родины и детская защищенность, хотя время для страны было нелегкое. Кстати, картину до сих пор любят и геологи, с тоской вспоминающие свои дальние экспедиции. А разве могут устареть слова, звучащие с экрана: «Что такое счастье – это каждый понимает по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную землю…»

Невозможно перечислить талантливые детские фильмы, которые отложились в памяти и на сердце – их слишком много. Один из них – «Васек Трубачев и его товарищи» режиссера Ильи Фрэза. Там замечательно играют дети, но мне еще дорог образ учителя Сергея Николаевича. Как же везет ребятам, у кого есть такой наставник, умный, бережный, проницательный! Таких учителей можно встретить и в сегодняшних школах, но их слишком мало. А разве можно забыть ребячий восторг и глубокие впечатления после таких фильмов, как «Алые паруса» режиссера Александра Птушко, «Тайна двух океанов» Константина Пипинашвили, «Старик Хоттабыч» Геннадия Казанского? А великолепные сказочные экранизации Александра Роу: «Конек-Горбунок», «Марья-искусница», «Варвара-краса, длинная коса»? Индустрия детского кино в нашей стране находилась под крылом государства и считалась крупнейшей в мире.

Несколько лет назад один из читателей нашей газеты принес в редакцию стихи собственного сочинения как раз на эту тему:

Мы с папой шли на детское кино,
Два мальчугана с мелочью в кармане,
«Звезда» сияла в утреннем тумане,
И счастье, как билетик, было нам дано.

И сегодня можно прийти на утренний сеанс в любимый кинотеатр на набережной Волги. Правда, с мелочью, бренчащей в кармане, там делать нечего. Семейный поход в кино теперь весьма недешев. Другие времена, другие траты. А фильмы? К примеру, на зимних каникулах ребята могли посмотреть «Снежную королеву-2» режиссера Алексея Цицилина. Это анимация в духе фэнтези, где главный герой тролль, как и водится, побеждает своих врагов. Фильм насыщен разными техническими выдумками, прекрасно озвучен, но невольно вспоминаешь человеческие лица и розовый куст в настоящей «Снежной королеве» Геннадия Казанского.

Никто не будет спорить, что кино формирует мировоззрение детей. Их душа должна развиваться. Но где питание для этого развития? Эксперты с тревогой говорят, что дети, воспитанные на западных фильмах, а таких в прокате большинство, «проскочили» свое детство. Они рано становятся «маленькими взрослыми», у которых в голове сумятица чувств и представлений о жизненных ценностях. Современный экран, особенно телевизионный, обрушивает на ребенка то, что влияет на него крайне негативно. Включите телевизор: на одном канале вы увидите направленное на вас дуло пистолета, на другом – жестокую драку, на третьем – насилие. В Америке подсчитали, что дети к 14 годам успевают увидеть по телевизору 11 тысяч убийств. У нас сегодня положение вряд ли лучше. Перемещение к компьютеру и смартфону ничего не меняет – картинки остаются прежними, если не еще жестче. Наши дети, как ежики в тумане, пытаются находить радости в неласковой, а то и агрессивной среде и впитывать в себя то, что им на данный момент предлагают. Это сравнение возникло, конечно, не случайно. Нельзя не вспомнить великолепный мультипликационный фильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Там почти ничего не происходит, но магия его такова, что физически ощущаешь одиночество и беззащитность маленького существа. Кажется, что его иголки бархатные, ведь он только познает этот мир и старается понять его. 

Так почему же выход хорошего детского фильма в стране редкость? Детский кинематограф давно уже переведен на коммерческие рельсы и живет по соображениям финансовой выгоды. Деньги на фильм государство может дать, а может и не дать. Но это не единственная проблема. Фильм еще нужно умудриться выпустить в широкий прокат. Но режиссерам и продюсерам это удается далеко не всегда, особенно в состязании с громкими и прибыльными, кассовыми зарубежными фильмами. Есть такая статистика: в 2012 году в стране в общей сложности было выпущено 86 кинокартин, и только 15 – окупили себя в прокате, из них 3 – анимационных фильма. И на телевизионном экране замечательные детские картины показываются чаще всего в неудобное для ребенка время. Это связано с запретом на некоторые виды рек­ламы. Выгодно-не выгодно и здесь определяет все. 

Зрителю не так просто вспомнить что-то из современного отечественного детского кино последней поры. Разве что фильм для семейного просмотра «Частное пионерское» режиссера Александра Карпиловского. Он прошел в кинотеатрах и вызвал довольно бурные дискуссии. Равнодушных не было, так как по сценарию сначала собака спасает ребенка, а потом два друга спасают ее от неминуемой гибели. Этот сюжет обеспечивает сочувствие зрителей. Действие разворачивается в семидесятых годах прошлого века, в крепкую пионерскую пору, и создатели фильма постарались в ярких, если ненавязчивых подробностях воссоздать атмосферу того времени. Это у них получилось, но, как мне кажется, с довольно мрачноватым оттенком. Напрягают и ходульные образы взрослых в картине. Достаточно зловещей, и внешне, и внутренне, выглядит директор школы, холодно и безлично ведет себя отец одного из мальчиков, хотя к концу фильма все же прозревает. Обескураживает и физическая атака почтальонши на собаку. Четвероногая умница одна была в этой ситуации естественной. И хотя в фильме побеждает добро, у многих взрослых зрителей остается тягостное впечатление какой-то неправды. А ребенок выносит с этого просмотра свое: оказывается, его бабушка жила в страшное время. Но ведь это как раз не так! Ушедшую эпоху нельзя малевать только черно-белой краской. В этом и состоит искусство.

Примечательная особенность нашего времени: при скудости детского репертуара в кинотеатрах юных зрителей все больше начинают объединять киноклубы и киностудии. На маленький экран с большей вероятностью может пробиться «непрокатный» фильм. И все больше ребят стремятся снимать свое кино. Такие детские и юношеские киностудии есть не только в Твери, но и в Кашине, Торопце, Ржеве, Вышнем Волочке, Нелидове, ЗАТО Озерное, Медном. Жанры работ самые различные: документальное, игровое кино, мультипликация, видеоклипы, социальные ролики. Лучшие из них завоевывают призы на ежегодно проводимых региональных кинофестивалях. До самой глубинки доходит благотворительный марафон российских аниматоров. Прошлой осенью он проводился и на тверской земле.

Посмотреть вместе с ребенком умный, трогательный фильм, который только что вышел на экран, очень хочется. Это редкое событие, которое надолго останется в памяти. Но какая же радость открывать для растущего человека наши старые добрые фильмы, созданные талантливыми режиссерами и артистами! Он должен посмот­реть их все. Эта нива еще пышно колосится.

 – Хочу к Чуку и Геку, – сказала недавно шестилетняя девочка после просмот­ра фильма моего детства. И я понимаю ее. Она тоже ехала бы долго-долго на поезде с любящей мамой и добрыми соседями по вагону. А потом, кутаясь в огромный тулуп, катила бы на лошадке по заповедному лесу. И жила в избушке, ожидая папу. Снег, нарядная елка и ощущение праздника без всяких тревог, которое бывает только в детстве. Что ей какой-то уродец тролль! Промелькнет – и нет его.

Татьяна Маркова

Автор: Татьяна Маркова
43

Возврат к списку

В тверском регионе началась масштабная ремонтная кампания
«С утра полили дорогу битумом, сейчас придет асфальтоукладчик, сделаем съезд – и, в общем, все», – мастеру Виктору Лопакову приходится говорить громче обычного, иначе из-за шума машин мы его просто не услышим. 
21.07.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость