24 Ноября 2017
$58.46
69.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 30.10.2009

Конец – это только начало

Завершилась реализация комплексного проекта модернизации образования региона. А вместе с ним и закончились споры о том, хороша ли система подушевого финансирования, стоит ли переводить детей в другие учебные заведения и закрывать на селе малокомплектные школы и тому подобное. Сегодня все – и руководители отрасли, и педагоги, и родители – понимают, что происходящие изменения были направлены прежде всего на повышение качества и доступности общего образования независимо от места жительства ученика. И этого, уверены в областном департаменте образования, несмотря на трудности, удалось достичь.

Завершилась реализация комплексного проекта модернизации образования региона. А вместе с ним и закончились споры о том, хороша ли система подушевого финансирования, стоит ли переводить детей в другие учебные заведения и закрывать на селе малокомплектные школы и тому подобное. Сегодня все – и руководители отрасли, и педагоги, и родители – понимают, что происходящие изменения были направлены прежде всего на повышение качества и доступности общего образования независимо от места жительства ученика. И этого, уверены в областном департаменте образования, несмотря на трудности, удалось достичь.
Напомним, что масштабная работа по реформированию системы образования в стране началась в 2006 году. Регионам было предложено на конкурсной основе заявить о себе и стать участником проекта. Тогда победителями стала 21 область, в их числе и наш регион.
Со временем число участников увеличилось, и сегодня уже в 31 регионе подводятся итоги реализации комплексного проекта модернизации образования. 
В соответствии с приоритетами федеральной и региональной программ были сформированы пять  основных направлений. Как пояснила начальник областного департамента образования Наталья Сенникова, переход на нормативно-подушевое финансирование, развитие сети общеобразовательных учреждений региона были бы невозможны без расширения общественного участия в образовании. А оно в свою очередь позволило внедрить новую систему оплаты труда, с тем чтобы в конечном счете предоставить качественную услугу.  
Проект, бюджет которого за три года составил около 700 млн. рублей, охватил всю систему общего образования региона.
Заметным эффектом реализации федеральной программы в Тверской области, как отмечают эксперты, является работа с сетью образовательных учреждений. Динамика перемен, которые произошли за три года в этом направлении, самая высокая среди тех регионов, кто участвовал в проекте.
Именно с реструктуризации сети в нашем регионе началась работа. Все районы с учетом географических и демографических особенностей были разделены на округа, где появилось 170 базовых школ. В них и вкладывались основные средства. По мнению разработчиков, базовые школы должны были стать не столько технически и материально обеспеченными учебными заведениями, а прежде всего площадками для повышения квалификации педагогических работников и центрами развития личности для школьников.  
Что же касается малокомплектных школ, то часть из них была закрыта. Одна из главных причин – отсутствие возможности обеспечить необходимый уровень качества учебы. Сегодня, уверена, многие согласятся в том, что пять педагогов дать современные знания десяти ученикам средней школы вряд ли смогут. За три года число школ в Тверской области сократилось на 30 процентов.
Оценивая работу региона, федеральный эксперт, заместитель директора института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков отметил: «Важно то, что это была не кампанейщина, когда просто закрывались школы. Были приняты серьезные нормативные акты, которые связаны, например, со стандартами обеспеченности образовательного учреждения. Это один из документов, который позже взяли на заметку и другие регионы».
Закрытие школ повлекло за собой проблему доставки учащихся. В результате была разработана программа «Школьный автобус», на которую только за последние два года потрачено более 12 млн. рублей.
Сегодня парк школьного автотранспорта составляет 300 машин, услугами которых пользуется почти половина учащихся на селе. Апробирована система спутникового слежения за передвижением школьного автотранспорта.
Значительно изменился и содержательный облик учебных заведений. За три года в школы региона поступили современные комплекты учебно-лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии, интерактивные доски, оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья на сумму 180 млн. рублей. 
Серьезным шагом в развитии сети стала программа по информатизации школ. Исследование, организованное областным департаментом образования два года назад, показало, что уровень подготовки школьников недостаточный.
В опросе приняли участие более тысячи девятиклассников из девяти районов области. Им было предложено, например,  ответить на вопросы, прочитав текст объявления или научной статьи. Результаты оставили желать лучшего: более половины учеников едва справились с заданиями, и только 13 учащихся попали в категорию «продвинутый уровень подготовки». Именно для них сегодня не составляет труда проанализировать текст, независимо от того, инструкция перед ними или стихотворение. Кроме того, выяснилось, что успеваемость в школах, где более 20 процентов учеников используют на уроках компьютер, выше в десять раз.
Сегодня к сети Интернет подключено 770 образовательных учреждений, в базовых школах созданы информационные центры, благодаря которым учащиеся и педагоги смогли по-другому построить жизнь школы. Открытие центров стало новым этапом не только в жизни школы, но и всей отрасли образования.
Понятно, что такие изменения требуют новых знаний и от педагогических и руководящих кадров. За три года более двухсот педагогов повысили свою квалификацию.
В рамках проекта введена и новая система оплаты труда работников образования всех уровней – от дошкольного до профессионального, что является особенностью нашего региона. Теперь уровень зарплаты, размер которой в среднем увеличился на 27  процентов, напрямую зависит от качества и результатов работы.
«За три года мы создали условия для реализации  индивидуальных способностей учащихся, с тем чтобы каждый смог добиться успеха в жизни, – отметила Наталья Сенникова. – Ученик должен быть информационно компетентным, мобильным, уметь делать выбор и нести ответственность».
Однако это не финал, а начало огромной работы. Проект будет продолжен инициативой президента «Наша новая школа», главным результатом которой должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Именно так Дмитрий Медведев сформулировал задачу перед российским образованием.

Автор: Елена ПОТЕХИНА

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость