10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
К 70-летию Великой Победы29.12.2014

Мне сверху видно все

Фотограф: АРХИВ «ТЖ»

Для нас Фотий Морозов как бог, говорили его однополчане

Для нас Фотий Морозов как бог, говорили его однополчане

Погост Сухая Орча стоял на волжском левобережье, неподалеку от великой реки. До уездного Ржева было верст 50. Погост находился на самом возвышенном месте, его окружали, не подступая близко, многочисленные деревни, а сам он был центром этой округи. В 1860 году здесь была освящена четырехпрестольная каменная церковь в честь иконы Владимирской Божией Матери. До наших дней храм не сохранился. Нет теперь и самого погоста.

27 декабря 1919 года в этом не­обычном, мистическом месте, близ которого археологи нашли самое древнее поселение людей каменного века на всей Верхней Волге, родился Фотий Морозов — Герой Советского Союза, совершивший наибольшее число боевых вылетов в годы Великой Отечественной войны среди всех советских летчиков — 857 (по другим источникам, до 887).

Когда мальчику не было еще и шести лет, семья перебралась в Москву. Отец стал работать на заводе «Красный Пролетарий», а Фотий окончил восьмилетку, школу фабрично-заводского ученичества и поступил слесарем на тот же завод. Он увлекался географией, любил чертить, занимался в фотокружке. Может, первоначально юноша тянулся к этим знаниям интуитивно, но будучи помноженными на природные данные — наблюдательность, острое зрение, потрясающую зрительную память, чувство расстояния и пространства — они в полной мере пригодились, когда он поднялся в небо. Сначала в аэроклубе, затем – в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Фотий окончил ее в 1940 году и начал служить в разведывательном авиаполку.

Талант на вес золота

Войну младший лейтенант Морозов встретил на полевом аэродроме в Западной Украине. Вместе с другими летчиками 273-го истребительного авиаполка он поднялся в воздух на И-16 и атаковал вражеские бомбардировщики. В своем первом поединке с «юнкерсом» наш земляк получил легкое пулевое ранение в голову, но в медсанбат не пошел. В 1941 году он был еще четырежды ранен в небе Украины и однажды сбит.

Историки авиации довольно скрупулезно восстановили хронику наиболее значительных операций и боев, в которых участвовал летчик-истребитель Фотий Морозов.

16 февраля (по другим сведениям, 16 июня) 1942 года он выполнял особое задание командующего ВВС Юго-Западного фронта генерал-лейтенанта Фалалеева. При очень ограниченной видимости Морозов произвел на бреющем полете визуальную разведку Харьковского, Чугуевского и Роганьского аэродромов, установив, что на них базируется до 150 двухмоторных самолетов противника. Вернувшись, он по памяти начертил подробные планы аэродромов с полной расстановкой машин и зенитной артиллерии. Немедленно последовал массированный удар наших штурмовиков по точно указанным целям, и в тот же день разведданными было подтверждено, что на трех аэродромах взорвано и сожжено несколько десятков «юнкерсов» и «хейнкелей». После этого эпизода наш земляк ценился высшим командованием на вес золота, что не освобождало его от самых опасных заданий.

3 мая 1942 года он командовал группой самолетов в составе шести «яков» и шести «илов», посланной на штурмовку пересекавших Азовское море от Таганрога на Мариуполь двух караванов вражеских судов с военными грузами и живой силой. После нескольких боевых заходов с бомбежкой, стрельбой реактивными снарядами и пулеметным огнем все катера, шхуны и баржа были потоплены, а груз горючего и рота фашистов уничтожены.

Журнал боевых действий полка отмечал, что 3 июня 1942 года лейтенант Морозов во главе группы из девяти «яков» прикрывал группу бомбардировщиков Ил-2 и Су-2, наносивших удар по скоплению многоцелевых самолетов Ме-110 на одном из фашистских аэродромов. Когда уцелевшие «мессеры» начали взлетать, Морозов дал команду на атаку. Четырех фашистов сбили прямо на взлете, причем один из них оказался на счету командира группы.

Своих в небе не бросаем

Осенью 1942 года 31-й истребительный авиаполк был переброшен под Сталинград и сражался там до полной ликвидации вражеской группировки. В один из январских дней четыре «яка» под командованием капитана Алексея Решетова вылетели в район юго-восточнее Сталинграда для прикрытия наших войск. В ходе боя на самолете командира был перебит бензопровод, и Решетов на машине с заглохшим мотором с трудом сел на вражеской территории. К самолету попыталась приблизиться группа вражеских автоматчиков. Но наши истребители, встав в круг и поочередно пикируя, преградили им дорогу огнем из пушек и пулеметов. Поздно вечером Решетова разыскал Морозов, который в этот день также произвел вынужденную посадку на подбитой машине, но на нашей территории. Рискуя жизнью, он вывез своего комэска на трофейном самолете.

Коньком лейтенанта Морозова оставались воздушная разведка и корректировка артиллерийского огня. Подсчитано, что только за первые два года войны наряду с другими боевыми заданиями (сопровождение бомбардировщиков, штурмовка, «свободная охота» и пр.) наш земляк произвел 184 вылета на воздушную разведку, многие из которых выполнены в условиях ограниченной видимости, при сильном зенитном обстреле, на бреющем полете, когда фотосъемка чрезвычайно затруднена.

По заданиям командования 8-й воздушной армией Фотий Яковлевич за четыре дня августа 1943 года, предшествовавших прорыву нашими войсками «Миус-фронта», совершил 17 успешных боевых вылетов на разведку, во время которых провел четыре боя и лично сбил два истребителя Me-109.

28 сентября заместитель командира эскадрильи 31-го истребительного авиаполка 6-й гвардейской истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии Южного фронта гвардии старший лейтенант Фотий Морозов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Осенью 1943-го он участвовал в боях за Мелитополь, в 1944-м фотографировал аэродромы и рубежи обороны фашистов в Крыму и Румынии. В румынском небе в августе 1944-го Морозову с ведомым пришлось сражаться с восемью Me-109, которые к тому же доминировали по высоте. Но даже в этом тяжелейшем бою нашей паре удалось сбить два истребителя и самим остаться в живых.

Взял вину на себя

А потом произошла трагедия. Гордость нашей фронтовой авиации Герой Советского Союза гвардии майор Морозов был осужден военным трибуналом за уголовное преступление на 10 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора до конца войны и разжалован в рядовые. Что же случилось?

Вспоминает его однополчанин Григорий Кривошеев: «…В ноябре 1944 года на месячную практику прислали к нам инструкторов. В 3-ю эскадрилью попал какой-то капитан. Стал выкаблучиваться: «Это не так, это неправильно, в Уставе так-то написано». Вылетов 10 сделал и вообще воспрял. На какой-то пьянке, причем проходившей без Фотия, этого капитана, обозлившись, избили, после чего он умер /по официальному заключению, гвардии капитан Петр Легкий скончался 24 декабря 1944 года от внутричерепного кровоизлияния, наступившего после побоев, нанесенных ему другим офицером в состоянии алкогольного опьянения. — В.В./. Фотий, как комэск, взял вину на себя и получил 10 лет, но потом приговор смягчили, разжаловали в рядовые и оставили в полку, в нашей эскадрилье. Командующий армией Вершинин принял такое решение: «Раз тебе дали 10 лет, собьешь 10 самолетов — снимем судимость». Дело уже под конец войны было. Так вот все, с кем он летал, свои сбитые писали на него. Ведь для нас он был бог, даже рядовым. Так что к концу войны 10 самолетов набрали, и его восстановили комэском, вернули звание майора». В воспоминаниях Кривошеева есть неточности (войну Морозов так и закончил рядовым), но суть верна. Не присутствовавший при инциденте комэск, действительно, не раздумывая, взял всю вину на себя, не допустив уголовного преследования подчиненных ему офицеров. В небе Чехословакии над местечком Пустимеж 29 апреля 1945 года Фотий Морозов на своем «Яке-1Б» (вы видите его на снимке) сбил свой 21-й вражеский самолет — FW-190.

*  *  *

После войны судимость с него была снята, и Фотий Яковлевич продолжил службу в авиации. Он вышел в запас в 1965-м в звании полковника, жил в Ленинграде, где и скончался 8 января 1984 года.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
28

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию