30 Марта 2017
$57.02
61.53
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика27.10.2009

Вагоны RIC рождаются в Твери

Тверские вагоностроители приступают к выполнению крупного и очень престижного заказа: совместно с немецкой компанией «Siemens» они готовятся к производству вагонов габарита RIC. Соглашение с ОАО «РЖД» было подписано еще 30 июля и облетело все новостные ленты. «ТЖ»  тогда сообщала о нем своим читателям, а теперь пришло время рассказать уже о том, как оно выполняется. Итак, что это такое – «габарит RIC»  и чем примечателен этот заказ?

Тверские вагоностроители приступают к выполнению крупного и очень престижного заказа: совместно с немецкой компанией «Siemens» они готовятся к производству вагонов габарита RIC.
Соглашение с ОАО «РЖД» было подписано еще 30 июля и облетело все новостные ленты. «ТЖ»  тогда сообщала о нем своим читателям, а теперь пришло время рассказать уже о том, как оно выполняется. Итак, что это такое – «габарит RIC»  и чем примечателен этот заказ?
RIC (Reglamento Internazionale delle Carrozze) – международная классификация,  предусмотренные этим проектом новые спальные вагоны будут использоваться для пассажирских поездов международного сообщения во всех странах Европы и Азии. В парке ОАО «РЖД» имеются 232 вагона габарита RIC производства Германии, однако их износ достигает 80 %; необходимо срочное обновление парка подвижного состава, и строительство новых вагонов международной классификации для ОАО «РЖД» – задача исключительно важная.
До настоящего времени вагоны габарита RIC в России не производились. Они будут соответствовать всем требованиям Международного союза железных дорог, развивать скорость до 200 км в час, а после модернизации она может быть увеличена до 250 км в час. Срок службы вагонов составит 40 лет.
Деловой партнер тверских вагоностроителей– крупнейший немецкий электротехнический концерн «Siemens» – представлен  более чем в 190 странах мира и объединяет свыше 420 тысяч сотрудников. В 2003-м компания отпраздновала 150 лет своего пребывания в России. ОАО «ТВЗ» и «Siemens» в течение ближайших 5 лет вместе сделают 200 вагонов. Приблизительная стоимость 1 вагона RIC составляет 2,8 млн. евро.
Нашим землякам  предстоит изучить особенности европейских норм. Они существенно отличаются от российских, а поскольку вагоны будут эксплуатироваться на всем пространстве европейских железных дорог, эти различия надо учитывать. Согласно условиям проекта тверским вагоностроителям предстоит производить ходовые части для новых вагонов. ОАО «ТВЗ» будет разрабатывать тележки, выпускать их, испытывать и сертифицировать. На настоящем этапе основная нагрузка приходится на конструкторов и технологов. Это исключительно сложная задача, но она по плечу коллективу прославленного тверского предприятия. Рассказывает главный конструктор ОАО «ТВЗ» Иван Ермишкин:
– Нельзя утверждать, что европейские требования жестче российских –  они просто другие. Знакомясь с их требованиями к пожарной безопасности, с санитарными нормами и т.д., мы убеждаемся, что это различия в существующих стандартах подчас весьма принципиальные.
Если по отдельным параметрам существующие российские и европейские требования не совпадают, то отправной точкой может служить выполнение более жесткого норматива.  Ну а в ряде случаев будет приниматься специальное решение. Например, к тормозному оборудованию в России требования более жесткие, в связи с чем на вагонах  установят два комплекта. Один будет задействован на европейских дорогах, второй – на территории России, а часть тормозного оборудования будет использоваться постоянно.
Закономерен вопрос: ширина колеи в России отличается от европейской. Как же быть, ведь этим вагонам предстоит ходить по территории России и других стран, где ширина колеи иная? Оказывается, за  пределами нашей страны будет производиться замена тележек. Таким образом, будут выполнены требования и российского, и европейского нормативов.
– Конструкция наших вагонов в большинстве своем отвечает требованиям европейского вагоностроения. Основные нормы, касающиеся экологии или безопасности пассажиров, у нас совпадают. Исключения незначительны, – продолжает Иван Ермишкин. – Например, по некоторым эргономическим показателям – длине спальных мест, ширине проходов – мы предоставляем пассажирам больше удобств. И мы настояли, чтобы зарубежные коллеги соблюдали эти параметры. Помимо этого, поскольку ширина нашего купе больше, в вагоне их будет располагаться восемь. Еще одна новация: столик в купе будет совмещен с умывальной чашей – это европейская норма, и степень ее удобства должен будет оценить сам пассажир. В остальном же планировка внутренних помещений очень близка к той, что наш завод делает в вагонах с четырехместными купе, – те же двери, устройства микроклимата, информационные табло…
А вот из каких материалов будет сделан кузов вагона RIC, пока сказать сложно. В Европе применяются как нержавеющая сталь, так и «черный» металл – именно с ним работает венский завод концерна «Siemens», и опыт эксплуатации таких вагонов в европейских условиях подтверждает, что они выдерживают 40-летний срок. Так что в нынешних вагонах, которые будут произведены в рамках этого заказа,  из нержавейки, возможно, изготовят только элементы пола, сам же кузов будет «черным». Правда, тверские вагоностроители озабочены тем, что коррозионная стойкость этих материалов в российских условиях пока не проверена. Есть сомнения и в отношении дверей на этих вагонах – по европейским нормам они должны быть не сдвижные, а распашные. Это другая конструкция, и, насколько она подойдет вагонам тверского производства, пока неизвестно.
Основным разработчиком проекта выступает компания «Siemens», а наши земляки дорабатывают чертежи и адаптируют их для своего производства. На заводе говорят, что остается еще много вопросов, по которым могут быть внесены корректировки. Из 10 представленных разделов технического задания пока лишь по трем разработчики пришли к консенсусу.
– На ТВЗ будут изготавливаться тележки, предназначенные для эксплуатации по территории России, с шириной колеи
1520 мм, – рассказывает Иван Ермишкин. Кроме этого, в предварительный перечень вошли мебель некоторыми изменениями в конструкции), продольные и поперечные перегородки, потолки. Из крупных узлов на заводе станут изготавливаться такие компоненты кузова, как рама, боковые и торцевые стены, крыша. По трудоемкости это, наверное, 80% всей работы по кузову. Остается только окончательная сборка, которая будет осуществляться в Вене.
Работа очень сложная; в Австрию для изучения технологии уже выезжали специалисты завода, в будущем также предполагаются  подобные командировки за рубеж. В дальнейшем потребуется и аттестация сварщиков, которым предстоит выполнять чрезвычайно ответственные задания.
Пока продолжается согласование технического задания, и каждая из сторон заинтересована в отстаивании своих интересов. Противоречий немало, и их необходимо разрешить; в противном случае возникнут серьезные проблемы с получением сертификатов соответствия, которые должны быть и российскими, и европейскими. Например, в российском вагоне абсолютно все межкупейные перегородки не какая-то их часть) должны обладать одинаковой степенью огневой защиты. А в европей-ском есть определенные противопожарные зоны. Наши вагоностроители не могут снизить отечественные требования безопасности. Или, к примеру, вагоны габарита RIC уже российских примерно на 100 мм. Какими будут габариты новых вагонов? Спорный вопрос!
Тверские вагоностроители не согласны с тем, что европейский норматив будет выполняться, а наш – нет, и настаивают на отечественной норме. Решение этого вопроса потребует дополнительных переговоров и с санитарными органами, и с органами сертификации.
Когда все разногласия будут отрегулированы, начнется работа над конструкторской документацией. Далее последует подготовка производства под изготовление тех деталей и узлов, которые будут выпускать на ОАО «ТВЗ». Контрактом предусмотрено изготовление трех опытных образцов: двух – для испытаний в Европе и одного – в России, но эти цифры еще могут быть изменены.
Как видим, трудности есть, но они были вполне предсказуемы, и наши вагоностроители воспринимают их спокойно.
– Это полезный опыт, который обещает нам в дальнейшем упростить задачу освоения зарубежных рынков – как Европы, так и стран третьего мира, – завершает наш разговор Иван Ермишкин.
Реализация этого крупномасштабного проекта – задача сложная, но тверские вагоностроители к ней готовы.

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
355

Возврат к списку

В армию на три дня | В Твери прошли учебные сборы юнармейцев
В Твери на территории военной части 31056 прошли учебные сборы. Кажется, обычное дело – строевая, физическая, огневая подготовка, ориентирование на местности. И все же они были особенными.
29.03.201720:59
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию