20 Сентября 2017
$58.1
69.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 26.12.2014

Километры работы

За счет сокращения сроков строительства только на дороге Вышний Волочек – Бежецк – Сонково наша область сэкономила 20 миллионов рублей

За счет сокращения сроков строительства только на дороге Вышний Волочек – Бежецк – Сонково наша область сэкономила 20 миллионов рублей

В журналистике я работаю уже лет 20, но мне ни разу не приходилось писать о том, что где-то досрочно сдали дорогу или мост, да еще и денег затратили меньше, чем было выделено. Многие сейчас, конечно, подумали о качестве – мол, не пройдет и года, как эта новая дорога опять будет старой. Скептиков, если вы помните, и во время дорожных работ в Твери хватало, однако все магистральные дороги по-прежнему в нормальном состоянии. И люди, часто бывающие в нашем городе, говорят: наконец-то у вас можно ездить.

Стимул для регионов

О том, что дороги – один из первых вопросов на повестке дня России, свидетельствует прошедший в октябре президиум Госсовета, где был поднят колоссальный пласт тем: инновационные технологии, нормативы, мониторинг стоимости услуг по содержанию дорог и т.д. Об этом же говорит и Послание Президента Федеральному Собранию. Оно длилось больше часа, и уже на 33-й минуте Владимир Путин сказал, что нужно приводить в порядок региональные и местные дороги, двукратно увеличивать строительство новых автомагистралей. И, отойдя от текста, подчеркнул, что позиция согласована с правительственными структурами, которые заверили в реальности выполнения этих задач.

О ключевой роли дорожной отрасли шла речь и на традиционной транспортной неделе, которая прошла в начале декабря в Москве. И недавняя встреча Владимира Путина с Андреем Шевелевым тоже началась с разговора о только что сданном в эксплуатацию обходе Вышнего Волочка. Так что, судя по всему, помимо Года литературы и борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями 2015-й можно назвать еще и годом дорожного хозяйства. Что вполне объяснимо: какой смысл привлекать инвестиции, если нет подъезда к производственным площадкам? Или зачем выделять бесплатно землю многодетным семьям под строительство жилья, если к этим участкам не проехать даже на велосипеде?

Трудности перехода

Чтобы понять, насколько масштабные задачи страны готова решать наша область, нужно проанализировать, каких результатов уже добилось Верхневолжье в заданном направлении. Для начала отметим, что дорожная отрасль – финансово емкая, она не зарабатывает деньги, а тратит их на строительство и содержание дорожной сети. Но при этом дает высокий мультипликативный эффект: каждый рубль, вложенный в новые автомобильные дороги, «возвращает» государству 7 – 10 рублей. Кроме того, этот же самый рубль влечет за собой вложение 4 – 5 руб­лей в смежные отрасли, что значительно оживляет ситуацию в экономике. Словом, отдача в разы превышает затраты.

Но, прежде чем оценивать ситуацию в дорожном комплексе региона, нужно знать некоторые вещи. У всех на слуху, что Тверская область занимает первое место в ЦФО по общей протяженности автомобильных дорог. И первое место в стране по протяженности автодорог с твердым и усовершенствованным покрытием – этот факт менее известен широкой общественности. У нас свыше 15 тыс. километров только региональных дорог. А если к ним добавить еще и местные, то получится более 33 тыс. километров. И это в отдельно взятом субъекте РФ! (Для сравнения: в Калужской области региональных дорог 4,5 тыс. километров).

А теперь приведем еще одну цифру, о которой вообще мало кто знает. Протяженность федеральных дорог в нашей огромной России – чуть меньше 51 тыс. километров. А в нашем регионе, как уже было сказано, более 33 тыс. километров дорог. Безусловно, их нельзя сравнивать с федеральными – разный трафик, интенсивность, полосность, пассажиропоток. Но по протяженности сети Тверская область – почти как вся страна, то есть масштаб понятен. А еще у нас 890 (!) мостов и искусственных сооружений только на региональных трассах. И порядка 6 тыс. водопропускных труб под дорогами.

Также стоит отметить, что «стартовый капитал» не очень-то располагает к получению «прибыли», тем более быстрой. В 90-е годы XX века нашему региону досталось в наследство 6,5 тыс. километров дорог 3-го класса – 40% от общей протяженности сети. Это прежде всего дороги, построенные в свое время колхозами и совхозами для своих нужд. У большинства из них отсутствует исполнительная документация, не установлены границы земельных участков. Более того, в свое время все они были переданы области без единого рубля финансирования. Что это значит, вряд ли нужно объяснять. Конечно, к опорной сети эти дороги не относятся, но для людей в сельской местности именно они являются главными, и их тоже нужно содержать в порядке.

Деньги видно за версту

Главное, чем должна располагать отрасль для серьезного шага вперед, – это, безусловно, ресурсы. И они есть. Несмотря на то, что больших объектов в области не так много, регион за последние три-четыре года не потерял ни одной дорожной организации, в том числе благодаря программам поддержки муниципальных образований. Важность этого факта очевидна – ни одна крупная компания не поедет, к примеру, в Оленинский или Лесной район, чтобы содержать там дороги 3-го класса.

Одни механизмы поддержки муниципалитетов действовали еще до возрождения регионального дорожного фонда, другие заработали после его создания. Но тогда же возникли и некоторые трудности. Если раньше область могла приобретать дорожно-строительную технику и передавать ее дорожным организациям, то с момента вступления в силу закона о дорфондах покупать ее на «дорожные» деньги стало нельзя. И 2012 год был неким переходным этапом: нужно было понять, как дальше помогать дорожным организациям. Министерство транспорта региона прекрасно осознавало, что не каждая организация может выйти на конкурс, выиграть его и, выполнив условия контракта, заработать деньги, чтобы взять технику в кредит или в лизинг.

Но практика показала, что механизм действия дорфондов оказался более благоприятен для организаций, так как за 2012 – 2014 годы (больше за два последних) дорожные организации разных форм собственности приобрели 127 единиц техники и оборудования, а за шесть лет до воссоздания дорфондов – всего 98 единиц.

Этому прежде всего способствовало введение Дирекцией территориального дорожного фонда Тверской области, подведомственной региональному минтрансу, трехлетних контрактов на содержание дорог, которые уже были заключены дважды: на 2011 – 2013 и 2014 – 2016 годы. Они вселили в дорожные организации определенную уверенность: я работаю сегодня и завтра тоже буду работать. Получив госзаказ и имея, по сути, бюджет на три года, подрядчики иначе планируют свою деятельность – не боятся брать кредиты, вступать в лизинг.

Кроме того, в области сложилась практика, когда генподрядчики, работающие в дорожных округах Верхневолжья (их у нас девять), закупают технику не только в свою головную компанию, но и в организации, с которыми их связывают субподрядные договорные отношения. Отдавая машины в аренду, они и себе упрощают задачу – не надо гонять технику туда и обратно, тратить время, деньги на ГСМ.

Решилась и еще одна многолетняя проблема дорожной отрасли. Средства, которые аккумулируются в дорфонде,  переходят на следующий год. А раньше дорожники должны были любым способом осваивать средства полностью. Не секрет, что из-за этого порой страдало качество работ.

Быстрее, шире, дешевле

Сделать еще один шаг дорожному хозяйству помогли созданные впервые в истории муниципальные дорожные фонды, которые начали работать с 1 января 2014 года. Основной источник их формирования – 10% от акцизов на топливо. Но было поставлено условие: дороги, на которые распределяются эти средства, должны находиться в собственности муниципалитета. Их у нас в области 12 тыс. 666,8 километра. С 2015 года это требование отменяется. Теперь главное, чтобы дороги были внесены в реестр. И протяженность сразу увеличилась до 18 тыс. километров.

В будущем году муниципальные дорожные фонды получат те же 10% от акцизов. Справедливости ради отметим, что таких денег у районов не было никогда. Конечно, в зависимости от размера местного бюджета для одних это существенные средства, для других – не очень. Но здесь важно понимать, что, несмотря на местные дорфонды, область сохранила все программы поддержки муниципалитетов.

Всего в рамках программ по софинансированию на ремонт дорог местного значения в текущем году направлено порядка 302 млн рублей: около 246 млн выделено из областного бюджета и около 56 млн – из муниципальных. На эти средства отремонтировано свыше 40 километров дорог, более 70 тыс. кв. метров дворовых территорий и 342 погонных метра мостов (о них мы поговорим в начале 2015 года).

По мнению исполняющего обязанности главы Западно­двинского района Виталия Ловкачева, главы Андреапольского района Николая Баранника и других руководителей территорий, область оказывает муниципальным образованиям колоссальную поддержку. А если говорить языком цифр, то в нынешнем году им было выделено более 1 млрд. рублей. Это огромные деньги, особенно если учесть, что доля софинансирования области для подавляющего большинства районов составляет от 70 до 80%.

Главы сами определяют приоритеты, на что потратить эти средства, контролируют ход работ на объектах и несут ответственность за конечный результат. Но, главное, они могут планировать ремонты и реконструкции дорог с учетом пожеланий и предложений местных жителей. Результаты этой работы известны любому, кто бывает в наших муниципалитетах. Проехаться, к примеру, по Белому или той же Западной Двине теперь одно удовольствие, страх потерять колеса остался в прошлом.

Нельзя не отметить и то, что механизм дорфонда позволяет перераспределять деньги с одного объекта на другой, чем эффективно пользуется наш регион. В частности, сокращает сроки сдачи объекта там, где это возможно. Так, в 2013-м был досрочно введен в эксплуатацию отремонтированный участок Редкино – Изоплит к заводу «Парок», одному из инвестпроектов области, а в этом году – 17 километров автодороги Вышний Волочек – Бежецк – Сонково, обеспечивающей транспортное сообщение между Максатихинским и Бежецким районами. За счет того, что объект сдается не за два года, а за год, получается экономия, и, прямо скажем, немаленькая. Так, участок дороги Вышний Волочек – Бежецк – Сонково обошелся области не в 190, а в 170 млн. рублей.

Прямой путь к инвестициям

Одним из приоритетов при формировании ежегодного отраслевого плана являются строительство и ремонт дорог, ведущих к инвестиционным площадкам. По решению губернатора дорожники региона тесно взаимодействуют с инвесторами. Много дорог к инвестиционным площадкам уже построено, например, в этом году сдан в эксплуатацию подъезд от автодороги «Тверь – Ржев» – Глебово, а капитальный ремонт автодороги «Москва – Рига» – Хорошево будет закончен в 2015 году. Вблизи этих дорог находятся комбинат «Ржевский бекон» (филиал Дмитрогорского комбината) и Верхневолжский кирпичный завод.

В текущем году идет проектирование подъездов еще к нескольким инвестплощадкам, расположенным в Конаковском и Калининском районах. В частности, сейчас разрабатывается проектно-сметная документация асфальтобетонной дороги в промышленной зоне Боровлево-2 – с разворотным кольцом и автобусными остановками. А проект подъездной дороги к гостиничному комплексу «Рэдиссон Завидово» уже проходит экспертизу в Санкт-Петербурге.

Дождались своего подрядчика

В уходящем году особое внимание региональная власть уделяла тем социально значимым объектам, которые в течение нескольких лет считались проблемными.

Это досрочно отремонтированный участок автодороги Тургиново – Селино в Калининском районе. Паводок на реке Шоше больше не страшен: берега укреплены при помощи шпунтовой стенки – водонепроницаемого металлического ограждения.

Это открытая после капитального ремонта автодорога Конаково – правый берег реки Волги, которая раньше ни разу не ремонтировалась. На приведение дороги в порядок из областного бюджета было направлено около 62 млн. рублей. Кроме того, при финансовой поддержке региона городская администрация отремонтировала дорогу по улице Зеленый бор, ведущей к переправе.

Это 7-километровый участок автодороги Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна, ремонт которого начался летом нынешнего года и должен завершиться в 2015-м. Для жителей Весьегонского района эта дорога имеет жизненно важное значение: она не только связывает многочисленные населенные пункты с райцентром, но и обеспечивает проезд в соседнюю Вологодскую область.

Это ремонт путепровода через Октябрьскую железную дорогу в створе улицы Мира – Калининское шоссе в Торжке – он закончится до 2016 года. Помимо реконструкции самого путепровода будут отремонтированы и улицы города (всего около 140 тыс. кв. метров дорожного покрытия).

Пришли в обход

И, наконец, невозможно не сказать о реализованных в регионе за последнее время крупнейших дорожных проектах, которые также много лет не сходили с повестки дня профильных оперативных совещаний. Это и реконструкция Восточного моста в Твери, и первая очередь мигаловской развязки (кстати, уже состоялись торги на вторую), и ремонт тверского участка трассы «Москва – Рига». И, конечно, обход Вышнего Волочка на трассе М-11, избавивший город от многолетних пробок. На открытии было отмечено, что наш регион оказал большое содействие государственной компании «Российские автомобильные дороги» в ускорении сроков сдачи этого объекта, показав пример сплоченности и координации действий. Как известно, к строительству обхода должны были приступить только в 2014 году, но в связи с тем, что участок является проблемным, было принято решение начать работы на два года раньше. По инициативе Правительства области строительство велось с опережением сроков, и обход был введен в эксплуатацию с опережением графика.

В будущем году должен быть завершен обход Торжка на трассе М-10, уже заключен контракт на реконструкцию южного обхода Твери – четырехполосной автомагистрали с несколькими транспортными развязками и другие объекты.

Все эти факты говорят о том, что благоустройство по-прежнему остается одним из приоритетов региональной власти, а значит, нам, жителям Верхневолжья, стоит ждать новых дорожных свершений.

Татьяна СМЕЛКОВА

Автор: Татьяна СМЕЛКОВА
182

Возврат к списку

Тверская область интересно и ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня, 19 сентября, в столичном комплексе «Экспоцентр» открылась 23-я международная туристская выставка «Отдых Leisure 2017», которая продлится три дня. Огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России. 
19.09.201720:04
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость