28 Июня 2017
$58.88
65.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура23.12.2014

И на Марсе будут яблони цвести

Фотограф: Евгений ПЕТРЕНКО

Картинная галерея возвращает своих посетителей в прошлое

Картинная галерея возвращает своих посетителей в прошлое

Для кого-то оно – близкое, для кого-то – неизвестное, но для всех – интересное, потому как период, о котором рассказывает новая экспозиция Тверской областной картинной галереи «Оттепель», был связан со многими важными переменами в жизни нашей страны, с отходом от системы тоталитарного режима.

Понятие «оттепель» дважды возникает в истории нашего государства. Первая оттепель относится к 60-м годам XIX века, ко времени царствования Александра II, но применительно к этой эпохе понятие не прижилось, потому что оно оказалось заслонено другим – «великие реформы». Через сто лет в общественной и культурной жизни начали происходить примерно аналогичные вещи, и термин «оттепель» вновь актуализировался. Прежде всего благодаря одноименной повести Ильи Эренбурга, созданной в 1954 году. Это, собственно, и стало датой начала знаменитой хрущевской «оттепели», в полной мере обозначившейся после XX съезда КПСС. Выставка, имеющая такой большой исторический контекст, очень ценна для молодого поколения посетителей галереи, для которых в экспозиции вполне можно проводить уроки истории, а также литературы и, естественно, русской художественной культуры XX века.

Достижению образовательных целей способствуют не только произведения живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, но и огромный пласт материалов, которые дополняют экспозицию. Воспользовавшись информационными табло, можно буквально погрузиться в ту эпоху, отследить главные события «оттепели». В журнале «Новый мир», который возглавлял Твардовский, начали печататься «шестидесятники»: Евтушенко, Вознесенский, Аксенов, Ахмадулина. В 1956 году открылся театр «Современник». На рубеже 1950–1960-х годов на экраны страны вышли фильмы «Летят журавли» Калатозова, «Баллада о солдате» Чухрая, «Иваново детство» Тарковского, «Девять дней одного года» Ромма, «Застава Ильича» Хуциева». Последнюю картину, правда, запретили. Другой раздел выставки – это документальная хроника того времени, выпуски знаменитого киножурнала «Фитиль», мультфильмы, песни тех лет, популярные и сегодня. Они звучат из колонок. Или вот главное, наверное, событие эпохи – освоение Космоса. Запуск искусственного спутника Земли, полет Юрия Гагарина открыли человечеству новые возможности и вызвали огромную реакцию. Песня, где есть слова «И на Марсе будут яблони цвести», – одно из немногих произведений, созданных на космическую тему. Собственно полету Гагарина посвящено монументальное полотно Василия Басова «Здравствуй, Земля!» 1961 года, на котором запечатлен момент возвращения первого в мире космонавта на родную планету.

В живописи тех лет, в других искусствах действуют уже не ходульные персонажи, как было в предыдущую эпоху. Художники обращаются к частному человеку и его жизни: герой произведений времени «оттепели» – это не «винтик» в механизме государственной машины, а индивидуальность со своими мечтами, эмоциями, личными переживаниями. Портреты, вошедшие в экспозицию, это очень хорошо демонстрируют: «Наташа» Евсея Моисеенко, портрет скульптора Татьяны Соколовой Алевтины Власовой, портрет Анны Лясковской Олега Комова и его же бронзовая композиция «Мальчик с собакой». Произведения портретного жанра отмечены трепетным отношением художников к своим моделям, стремлением передать индивидуальность, особенность человека, живущего в это время. Безусловно, художники отзывались и на общезначимые события, происходящие в стране, такие, например, как развитие промышленности, бурное строительство, что нашло отражение в цветных линогравюрах Михаила Вшивкова «Камская ГЭС. Шлюз» и Виктора Попкова «Монтажники», в автолитографии Анатолия Кокорина «Старая и новая Москва», Николая Федосова «Отдел контроля», которую хоть и стоит отнести к производственным картинам (на ней женщины занимаются проверкой качества ткани), но с небольшим допущением: автор передал на холсте настроение героинь, их отношение к тому делу, которым они занимаются, и радость труда. По большому счету он в какой-то степени запечатлел настроение всей эпохи.

В последние годы интерес к хрущевской «оттепели» стал особенно заметным, в те годы созданы произведения, ставшие классикой нашего культурного наследия, а кроме того, этот период в истории страны подготовил перелом, произошедший в 1970-х прежде всего в декоративном искусстве, когда оно стало стилеобразующим. Функциональность и декоративность начинают работать в паре, что приводит к созданию уникальных произведений в художественном стеклоделии и керамике, в которых появляется образное начало, меняется пластика. В экспозиции – фарфор и фаянс Городецкого и Леонова, Садикова и Васильева, стекло и хрусталь Фрих-Кара и Смирнова, Антоновой и Бескинской, Хролова и Шевченко, демонстрирующие не только новые возможности в сульфидно-цинковом и цветном стекле, но и стилистические приметы времени.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
38

Возврат к списку

более 80% выпускников-целевиков тгму возвращаются работать в црб
На сайте регионального Минздрава можно найти множество вакансий врачей. Центральные районные больницы остро нуждаются в кардиологах, неврологах, акушерах-гинекологах, педиатрах и других специалистах.
26.06.201721:16
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость