23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 22.12.2014

Адрес неактуален

Как не погореть при аренде жилья

Как не погореть при аренде жилья 

 – Мы не будем связываться неизвестно с кем, – Дарья забрала у мужа газету с частными объявлениями. Молодая женщина опасалась стать жертвой мошенников. 

В нашей области подобные дела уже рассматривались: аферист снимал квартиру, скажем, на две недели. Делал дубликаты ключей и давал объявление о сдаче ее внаем. Люди приходили смотреть жилье. С каждого «клиента» аферист требовал предоплату за месяц, а то и за два. Многие тут же открывали кошельки: как не поверить человеку, который прямо сейчас протянул ключ, и отправлялись организовывать переезд. А комбинатор, собрав деньги с нескольких человек, уносил ноги, предоставляя обманутым людям разбираться между собой и с настоящими хозяевами квартиры. Молодая пара о таких случаях была наслышана. Потому Игорь с Дарьей решили обратиться к специалистам – у агентства наверняка есть база проверенных арендодателей, да и грамотно составить договор найма жилья там помогут.

Квартирантов никто не ждал

Молодожены заключили договор на оказание информационно-справочных услуг с одной фирмой (пока мы не будем упоминать ее название, в отношении этого ИП, так же как и некоторых других, сейчас ведется проверка). Фирма взяла на себя обязательства предоставить клиентам информацию о квартирах, сдающихся внаем, а те оплатили эти услуги из расчета тысяча рублей за адрес.

Предпринимательница сразу вызвала у супругов доверие. Прямо в их присутствии позвонила по нескольким телефонам, договорилась о встречах и продиктовала пять адресов. Мол, можете ехать осматривать квартиры. Вас уже ждут.

На поверку же оказалось, что по трем адресам квартирантов никто не ждал – там уже жили другие арендаторы. Четвертая квартира вообще никогда не сдавалась: несколько месяцев назад хозяйка выставила ее на продажу. А по пятому адресу им просто не открыли дверь.

Игорь и Дарья потребовали вернуть деньги, но им отказали. Мол, мы свои обязательства выполнили, информацию вам предоставили. Если у вас с хозяевами что-то не сложилось – это ваши проблемы. Молодые люди хотели было написать претензию, но кому и куда? В договоре не было ни адреса, ни других данных предпринимателя.

Что написано пером?

Как правило, в таких случаях речь нужно вести об информационно-справочных услугах, оказание которых регулируется Законом «О защите прав потребителя».

Как пояснила Мария Маклакова, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тверской области, порой люди жалуются на то, что им не предоставили достоверную информацию о характере услуги. Например, сотрудник агентства обещает подобрать квартиру для клиента с последующим оформлением договора аренды (найма). Соответственно человек думает, что агентство выступит определенным гарантом безопасности, проверит все документы и т.д. Однако при внимательном прочтении договора с агентством выясняется, что оно всего лишь предоставляет информацию о сдаваемых жилых помещениях, но сопровождением сделки не занимается. А устные обещания к документу не подколешь.

Между тем статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит: если клиенту не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения убытков. В том числе и в суде (если исполнитель не удовлетворит требования заказчика добровольно). А согласно статье 15 того же закона, потребитель имеет право предъявить требование о компенсации морального вреда.

Также стоит иметь в виду, что адреса и телефоны, которые посредники предоставляют клиентам, размещены в открытом доступе на сайтах объявлений и в газетах, никакой собственной базы у них нет – это выяснилось в ходе проверки. Получается, гарантий надежности и безопасности у такого посредника не больше, чем у самого клиента. А значит, тем, кто собирается воспользоваться услугами агентств по подбору жилья, стоит учесть следующие моменты.

Максимум конкретики

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность правильного выбора при заключении договора. Поэтому не стесняйтесь указать в нем полные характеристики квартир, которые вас интересуют, письменно зафиксировать время и место встречи с каждым арендодателем. Добросовестное агентство пойдет вам навстречу. Не забудьте и про акт приема-передачи. Нередко потребители подписывают его сразу в офисе, как только им продиктуют адреса. Но подписывать этот акт нужно только после осмотра каждой квартиры. Еще одна ошибка: люди ставят подпись под документом, где указаны только улица, номер дома и номер сотового телефона, который якобы принадлежит собственнику жилья. Это должно насторожить: в акте приема-передачи (или в самом договоре) следует указывать еще и номер квартиры, а также данные о ее владельце. Если же посредник придерживается в документах расплывчатых формулировок и приблизительных сведений, то в это агентство лучше не обращаться.

И еще раз подчеркиваем: обязательно уточните, будет ли агентство сопровождать сделку между вами и наймодателем: заниматься проверкой документов и составлением договора. И не забудьте письменно зафиксировать все эти обязанности исполнителя.

Проверьте, есть ли в договоре информация об агентстве, в том числе адрес, по которому вы сможете направить претензию, если останетесь недовольны его работой. 

Не лишним будет и поинтересоваться: а заключали ли в свою очередь договоры с агентством владельцы предлагаемых вам квартир? Если нет – подумайте, стоит ли рисковать. Высока вероятность, что за услугами по подбору квартирантов эти люди не обращались и предложенные вам квартиры уже благополучно сдали сами или не сдают вообще.

Иногда договоры об оказании услуг содержат условия, ограничивающие ответственность исполнителя за несвоевременное исполнение обязательств. Так, проверка выявила факты, когда за нарушение сроков предоставления информации о сдаваемых жилых помещениях устанавливалась неустойка в размере от 0,5 до 1% общей стоимости по договору. Потребителю следует знать, что законом установлен иной размер неустойки – 3% цены оказания услуги или общей цены заказа.

И не забудьте потребовать документ, подтверждающий оплату услуг.

К слову сказать, в отношении одной из предпринимательниц составлен протокол по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Проверки по остальным жалобам продолжаются, о их результатах мы расскажем позже. А пока напомним: если вы столкнулись с нарушениями со стороны компаний, оказывающих информационно-справочные услуги, можно написать соответствующее заявление в Управление Роспотребнадзора по Тверской области. К нему следует приложить копию договора. Также за разъяснением своих прав имеет смысл обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей по телефонам: 32 00 02, 32 35 98.

Маргарита ВАСИЛЬЕВА

Автор: Маргарита ВАСИЛЬЕВА
37

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость