09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура16.10.2009

Художественный пост

Нынешний театральный сезон для театра кукол юбилейный – он был открыт в Калинине шестьдесят пять лет назад. Юбилей в этом году празднует и Сергей БЕЛКИН, который двадцать лет назад стал его художественным руководителем. Об этом, впрочем, он несколько забыл, решая проблему затянувшегося ремонта, однако корреспондент «ТЖ» напомнил Сергею Львовичу о круглой дате.

Нынешний театральный сезон для театра кукол юбилейный – он был открыт в Калинине шестьдесят пять лет назад. Юбилей в этом году празднует и Сергей БЕЛКИН, который двадцать лет назад стал его художественным руководителем. Об этом, впрочем, он несколько забыл, решая проблему затянувшегося ремонта (см. номер за 13 октября), однако корреспондент «ТЖ» напомнил Сергею Львовичу о круглой дате.
– Сергей Львович, как изменился театр кукол за прошедшие двадцать лет?
– Вы знаете, очень сложно оценивать свою работу… Когда я пришел в театр, здесь служили замечательные актеры, ставились замечательные спектакли, и я прекрасно отдавал себе отчет в том, что принимаю профессиональный, интересный театр. Все двадцать лет моя единственная задача заключалась лишь в том, чтобы не только сохранить то, чем театр был богат, но еще и попытаться приумножить это богатство. Мне сложно судить, получилось у меня или нет, – я всегда не удовлетворен своей работой. Нет ни одного спектакля, после премьеры которого я бы сказал себе: «Молодец!» Надеюсь, что актерам со мной интересно работать. Очень хочется в это верить, как и в то, что спектакли получаются неплохие, и не только мои: уровень нашего репертуара поддерживают и другие режиссеры. Моя задача как художественного руководителя – поддерживать в театре высокий профессиональный, творческий уровень.
– У вас это прекрасно получается.
– Не могу оценивать, честно. Самые гениальные свои спектакли я придумываю в голове, как и любой художник, писатель, музыкант. А то, чем все заканчивается на практике, не нравится. И в такой борьбе проходит вся жизнь.
– А как рождается спектакль?
– На этот вопрос никто не сможет ответить. Как рождается картина, музыкальное произведение – все то, что мы называем искусством? Я полностью согласен с мыслью, высказанной кем-то из великих: настоящий художник должен быть убежден в том, что сознание определяет бытие. Так я считал всю жизнь, а когда услышал эти слова, понял: вот оно! Слава Богу, что мы работаем со зрителем еще не испорченным, тогда как в драматические театры приходит публика, в массе своей уверенная в том, что бытие определяет сознание.
– Вы когда-нибудь думали, что станете художественным руководителем театра?
– Да. Когда я оканчивал институт, мне было тридцать лет, и я знал, что у меня должен появиться театр. Любой режиссер – по крайней мере не встречал других – мечтает о том, чтобы у него был свой театр. В каком качестве там быть – уже другой вопрос.
В моей жизни все очень удачно совпало. Я работал в Екатеринбурге главным режиссером, мне позвонили и предложили должность художественного руководителя. В театрах существует, как вы знаете, два вида руководства. Оно либо разделяется, и в таком случае работают и главный режиссер, и директор, либо театр возглавляет художественный руководитель. Последняя модель мне интереснее, потому что я убежден: в театре должно быть единоначалие, и оно должно быть художественным. На своем опыте и на опыте других знаю, что многие театры разрушались из-за двоевластия, когда одна часть коллектива более ориентируется на главного режиссера, а другая – на директора. Руководить театром, который живет производственно-эмоциональной жизнью, должен один человек, отвечающий в том числе и за творческий процесс. Потому что именно ему виднее, извините, на что, к примеру, направить расходы – на творчество или на что-то другое.
– Безусловно, на творчество!
– Это естественно. Я скажу просто: в любом театре заменить, к примеру, бухгалтера болезненно, но можно. А заменить некоторых актеров нельзя! Не потому, что они незаменимы, а потому, что с их уходом уйдет  часть театра, его прошлого и настоящего, часть репертуара. Понимаете, труппа формируется по особым законам, главный из них – в театре не должно быть повторяемых актеров. Каждый актер – и к этому стремится любой художественный руководитель – должен быть индивидуален. Если в труппе шесть Гамлетов, это плохая труппа. Вот почему отсутствие того или иного актера иногда даже сказывается на выборе репертуара.
– Сергей Львович, вы поставили много спектаклей. А что еще не получилось сделать? Думаю, список будет приличный.
– Годы уходят, а список не уменьшается – наоборот, растет. Какая-то странная вещь: вроде бы ставишь спектакли, а потом обнаруживаешь, что хочешь сделать еще больше. Я бы сегодня не хотел говорить о каких-то конкретных именах и названиях… Открою вам маленький секрет. В свое время мне очень хотелось выпустить спектакль об Иисусе Христе. С художником мы уже дошли до эскизного проекта, но я остановил процесс. Сознаюсь, смалодушничал. Мне вдруг показалось, что сегодняшнему зрителю это будет неинтересно. Вот почему вместо спектакля об Иисусе Христе появилась комедия. К большому сожалению, есть множество причин, из-за которых режиссеры не всегда ставят то, что хотят.
– Что вам больше нравится: работать над постановками для детей или для взрослых?
– Все зависит, наверное, от материала. Летом я написал детскую сказку и перевел ее в пьесу, которая появится у нас в театре до Нового года. Я работал над ней буквально две недели и уже видел спектакль. Это было состояние счастья. Думаю, что вы, как человек пишущий, поймете меня, ведь такие моменты случаются в жизни нечасто. Но когда они возникают, получается все. Ты счастлив оттого, что слышишь, как разговаривают персонажи, видишь, что они делают, – только успевай записывать. Летом же я закончил пьесу «Божественная Галатея», написанную гекзаметром, и тоже получил огромное удовольствие, и репетировал этот спектакль для взрослых с удовольствием.
– А когда вы начали писать пьесы?
– В первый раз это произошло потому, что я не нашел достойной пьесы для постановки. Однажды я целый месяц провел в театральной библиотеке, от прочитанного мне стало плохо. Тогда я и решил сам написать сценарий по одной из пьес. Потом со страхом ее поставил, и… получилось.
– Наверняка собственную пьесу и ставить легче?
– Безусловно, потому что видишь, как это будет. К сожалению, в детской литературе достойных имен появляется все меньше. Пишут много, но как-то бестолково, не понимая театрального дела, сценических законов. Вот почему приходится писать самому, хотя я прекрасно понимаю, что, наверное, я не полноценный драматург. Но порой получаются неплохие вещи.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
26

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию