27 Июля 2017
$59.91
69.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование10.12.2014

Из замкнутого пространства в открытый мир

Фотограф: Мария СПИРИДОНОВА

В художественной школе имени Серова начала работу выставка творчества особых детей

В художественной школе имени Серова начала работу выставка творчества особых детей

Они занимаются по программе дистанционного обучения изобразительному искусству для детей с ограниченными возможностями здоровья «Открытый мир». Экспозиция стала своего рода отчетом о реализации целевой городской программы «Тверь – город равных возможностей», в которой школа принимает участие вот уже четвертый год. 

– Но все началось еще раньше, – рассказывает Ирина Кузнецова, замдиректора по учебной работе. – К нам стали обращаться родители детей-инвалидов, которые хотели учиться рисованию. Идея хорошая, но, как нам вскоре стало ясно, не так легко выполнимая – для занятий с этими детьми нужны новые программы, специальное оборудование, особый подход. И тогда мы решили включиться в проект «Тверь – город равных возможностей». Педагоги разработали программу, прошли курсы повышения квалификации в Твери и Москве и по компьютерным технологиям, и по психологическим особенностям работы со сложными детьми. Одной из первых серьезных проблем, с которыми столкнулись, было практически полное отсутствие методических материалов. По литературе, математике, другим школьным предметам есть, а по рисованию – нет. Пришлось нам самим разрабатывать программы и адаптировать существующие. 

Занятия могут проходить индивидуально, в группах, по скайпу. Самым главным моментом директор школы Ирина Лельчицкая считает их непрерывность. Даже когда ребенок попадает в больницу, – а им приходится часто там бывать, уроки все равно продолжаются. В данный момент одна из учениц педагога Екатерины Лукиновой находится на лечении в санкт-петербургской клинике. Девочка очень ограничена в движении, но каждый раз, когда приходит время урока, ее настроение заметно меняется к лучшему. Причем эта чудесная перемена происходит со всеми обитателями палаты. На время она превращается в класс, в котором ученицы прилежно рисуют, лепят, вырезают из бумаги, радуются процессу творчества.
 

От занятия до занятия

Если ребенок не может посещать школу и находится дома, к нему приезжает его учитель. Удивительно, до чего трепетно дети относятся к этим визитам. Некоторые, по свидетельствам их мам, живут от занятия до занятия. К такому же отношению быстро приходят и педагоги. Завуч Ирина Кузнецова рассказала, что, как-то заболев, позвонила родителям своего ученика и сказала, что простыла и прийти не сможет. Она слышала, как мама сообщила мальчику об этом, слышала и его слова: «Ирина Васильевна не хочет со мной заниматься?» 

В школе действует правило для учителей: занятия пропускать нельзя. Если болен, его заменяет другой. Надо сделать все, чтобы дети не потеряли обретенное чувство своей нужности, уверенности. 

Как отметила Ирина Лельчицкая, не все педагоги школы занимаются с особыми детьми. Бывает, что через год работы в этой программе кто-то уходит. Понять его можно – для такой деятельности нужен особый склад характера. 

– У нас есть договор с учителями, – объясняет директор, – если им по какой-то причине тяжело заниматься с такими детьми (мы же по специальности художники), заставлять себя не надо. От занятий надо получать только радость. Дети очень чувствительны, они хорошо это понимают. Кстати, в настоящее время несколько педагогов, в том числе и Ирина Кузнецова, учатся на факультете социальной работы.

Всерьез и надолго

Отрадно видеть, что педагогами становятся бывшие ученики. В этом году окончила московский институт и пришла в школу дизайнер Екатерина Лукинова. 

– Мы говорим родителям: «В школе появляются дизайнеры-педагоги, которые будут ваших детей учить профессии». Это наша цель. Сейчас родители нам поверили, но приходилось преодолевать и их сопротивление, и их недоверчивость. На первую выставку, организованную четыре года назад в школе, почти никто не пришел, что педагогов очень расстроило. Причина, как мы поняли, заключается в родителях – эти люди замкнулись в своих бедах. Когда мы, педагоги, собрали деньги, купили подарки и поехали каждый к своему ученику домой, чтобы поздравить с Новым годом, это тоже вызывало не ту реакцию, на которую мы рассчитывали. Слышали недоуменный вопрос: «Зачем?» Ситуация переломилась, когда они увидели нашу искренность, желание помочь детям раскрыться, когда поняли, что все это не для галочки, что мы в их жизни всерьез и надолго. Тогда нас с радостью приняли.

Недавно, тоже в рамках проекта «Тверь – город равных возможностей», началась работа с организацией «Океан звуков», в которую входят дети, перенесшие вживление кохлеарных имплантов. Неслышащий мальчик после окончания школы поступил в специализированный художественный колледж под Петербургом, чему его учителя несказанно рады. Они наде­ются, что такому примеру последуют и другие ребята. 

Впереди много интересного 

Рисование, вырезание из бумаги, лепка. Родители знают, как полезны эти занятия детям. Но часто из-за боязни неудачи такой ребенок отказывается приниматься за новое дело. И только стараниями педагога забывает о своих страхах, увлекается, отдается творчеству. 

Бывает, ребята боятся гуаши. Вот Леня Казанов, например, отказывался брать краски, говорил: «Я дизайнер». Его рисунки действительно хороши. На международном конкурсе «Открытая Европа» в позапрошлом году его работа «Из истории автомобиля» заняла первое место. На цветных листах – тончайшие кружевные рисунки красоты необыкновенной. Это особенно поражает, если знать, что руки мальчика очень плохо двигаются. Потому-то он и не хотел обращаться к гуаши – трудно и утомительно каждый раз макать кисть в банку. Но Лилит Степанян, опытнейший педагог, придумала, как сделать так, чтобы рука не уставала, чтобы было интересно, и проявились скрытые возможности. 

Леня раньше только машины и рисовал, говорит его мама, да корабли. Дома у них большая коллекция моделей судов. Нравилась и компьютерная графика, но вдруг неожиданно перешел на пейзажи. 

– Все сопротивлялся, – говорит Ирина Кузнецова, – не буду, говорит, красками, и все! А сейчас он лучший живописец в школе. Мы очень заинтересованы, чтобы он занимался в группе. Важно, чтобы инвалид-колясочник чаще был вместе с ребятами, пусть у него здесь будут друзья. 

Сотрудники школы любят рассказывать о детях. Особенно о тех, кто смог преодолеть свою болезнь, кому программа дала возможность реабилитироваться. Вот мальчик, с серьезным заболеванием, который все больше адаптируется в обществе. На следующий год он сможет ходить в обы­чную группу и даже посещать общеобразовательную школу. А вот девочка. Еще недавно она отказывалась выходить в скайп, не хотела, чтобы кто-то увидел, что у нее нет волос. Но теперь верит, что жизнь ее ценна и сама она красива. 

А для этого мальчика визит учителя всегда праздник. Он не умеет рисовать и лепить, но это не мешает ему ощущать счастье. И каждый раз, когда к нему приходят, открывает коробки с карандашами и берет кисть, и в этот момент выходит из замкнутого пространства комнаты в большой мир. 

Вместе с Леней и всеми этими ребятами получала в день открытия выставки диплом и подарок первоклассница Полина Бормина. Красивая, искренняя девочка, и ее рисунок – такой же яркий, открытый, талантливый. Полина готова рисовать на любую тему, которую ей предлагает учительница, – везде можно найти о чем пофантазировать. Ее мама, Нина Геннадьевна, говорит: 

– Детям с инвалидностью дается второй шанс прожить жизнь. А их родителям – возможность что-то понять. Это немного иные дети, потому что им, как, впрочем, и семьям, в которых они воспитываются, выпало испытание. О любом ребенке-инвалиде можно рассказать историю, и наша девочка не исключение. В пять лет она перенесла онкологическое заболевание. Лечились восемь месяцев, выздоровела, а спустя год развился сахарный диабет. Но жить надо. Впереди много всего интересного. 

Мария СПИРИДОНОВА

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
46

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость