28 Июля 2017
$59.41
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика09.12.2014

Двойной эффект – в бюджет

Фотограф: Татьяна ИВАНЧЕНКО

В регионе разработана новаторская методика по стимулированию муниципалитетов

В регионе разработана новаторская методика по стимулированию муниципалитетов

Кто доволен размером своего бюджета? Вряд ли в ответ взметнется лес рук, кому бы мы этот вопрос ни адресовали: человеку, организации или муниципалитету. Причем в случае с муниципалитетом дефицит средств отражается на развитии всей территории, комфорте жителей. 

Количество денег в бюджетах ограниченное, а социальных обязательств, объектов и направлений, которые нуждаются в финансировании, – множество. Но это не значит, что можно обреченно вздохнуть и успокоиться: «Нет денег. А на нет и суда нет». Эффективное управление финансами, приумножение казны – искусство сложное и не всеми освоенное. Для того чтобы на местах не сетовали, а изыскивали возможности, регион изготовил «пряник» – дополнительную субсидию. В том, что он придется по вкусу муниципалитетам, нет сомнений – деньги всегда нужны. Но вот кому достался этот приз? По логике, его должны получить лучшие, заработавшие высшие оценки по развитию экономического и налогового потенциала. На повышении роли стимулирующей субсидии необходимо сделать особый акцент. – Те города и районы, которые активно развивают налогооблагаемую базу, привлекают инвестиции, создают рабочие места, будут получать поддержку со стороны области». 

Курс на эту цель взяло министерство финансов региона. Чтобы оценка заслуг претендентов на субсидию была максимально объективной, его специалистами была разработана развернутая методика. По замыслу, она должна учитывать специфику каждого муниципалитета и в то же время включать в себя универсальные показатели экономического роста. Задача очень сложная, многоступенчатая. Но теперь уже можно сказать, что подъем по этой лестнице совершен – уникальная методика стала реальностью и уже заработала. Первый экзамен муниципалитеты сдали, и отличники с хорошистами получили заслуженную награду – стимулирующий трансферт за рост экономической базы. Стоит отметить, что сама по себе идея поощрения лучших не нова – раньше тоже были некоторые элементы учета лучших, но они входили в общую систему финансовой помощи. Новаторство созданной в этом году методики в том, что она дает возможность скрупулезно изучить достижения муниципалитетов в деле развития местного налогового потенциала и поощрить самых-самых отдельным межбюджетным трансфертом.

Координаты заданы

Выставление баллов – привычное дело для учителей. Сколько переживаний бывает у учеников, когда они видят пристрастность наставника либо небрежность в оценке работы. Здесь же, когда речь идет о финансовой поддержке муниципалитетов, которая поможет им решить насущные вопросы, нельзя допустить никакого субъективизма. Вот Лесной район, а вот Кимрский, вот Конаковский, а вот Спировский. В чью пользу сделать выбор? Ответственность на разработчиков методики легла тяжелая. Первая мысль, которая приходит в голову: а нельзя ли найти подобную систему у соседей, дабы не изобретать велосипед?

 – Мы провели очень подробный анализ сложившейся в других регионах практики стимулирования муниципалитетов за рост экономики. Следует отметить, что мало в каких из них есть подобный механизм оценки и поощрения, – поясняет ситуацию заместитель министра финансов Тверской области Иван Егоров. – И ни в одной из областей не внедрена устраивающая нас система критериев, которая должна быть максимально объективна и оценивать потенциал развития территории комплексно. На федеральном уровне есть методика поощрения субъектов РФ, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала. Но она охватывает всего четыре критерия для оценки, и прямое ее копирование не позволит учесть все особенности муниципалитетов: например, где-то есть крупное предприятие, а где-то его нет, зато активно развивается малый бизнес. Поэтому в нашей методике учтено максимально возможное число оцениваемых параметров развития экономики на местах – 18. 

Итак, подсказок со стороны не было, велосипед изобретать все-таки пришлось. Важно то, что в этом процессе приняли участие непосредственно сами муниципалитеты, те, кто как раз и должен «въехать» в новую систему оценки. Как сообщил Иван Егоров, в министерстве прошло несколько заседаний рабочей группы, на которых проект методики подробно обсуждали с главами муниципальных образований. И по результатам таких рассмотрений по предложению глав были внесены некоторые критерии. Например, идею учитывать объем жилищного строительства в муниципалитете подал глава администрации Старицкого района Сергей Журавлев. 

Нельзя не отметить еще один немаловажный плюс методики. Как подчеркивает Иван Егоров, «она не только позволяет наградить лучших, но подсказывает тем, кто не дотянул до результата, где «болевые точки» и над чем конкретно надо работать. Это своего рода карта, по которой можно определить, где находится муниципалитет по каждому параметру». А стремление повысить свои показатели не только даст возможность получить субсидию, но и само по себе увеличит поступления в бюджеты всех уровней.

Весы настроены

На весах оказались показатели муниципалитетов по 18 направлениям работы. Количество критериев свидетельствует о скрупулезном изу­чении экономического и налогового потенциала. Прежде чем перечислять, что именно увеличивает копилку муниципалитетов, необходимо уточнить: «подход к весам» осуществляется строго по группам. Как поясняют в министерстве финансов, все муниципалитеты находятся в объективно неравных экономических условиях. Традиционна существенная разница между городом и селом. Кроме того, исторически сложилось, что городское население концентрируется около крупных предприятий, поэтому сравнение, например, Удомельского и Лесного районов было бы необъективным.

Для обеспечения равных шансов на победу в рейтинге муниципалитеты разделили на группы: крупные города, муниципальные районы, не имеющие своего райцентра и концентрирующиеся вокруг городских округов (например, Кимрский), районы с разной численностью населения. Таким образом, сформировалось шесть групп: Вышний Волочек, Кимры, Ржев, Торжок – в одной, Калининский, Вышневолоцкий, Кимрский, Ржевский, Торжокский районы – во второй, Конаковский, Удомельский, Бологовский, Бежецкий, Нелидовский районы (с населением свыше 20 тысяч человек) – в третьей и т.д.

После такой сортировки уже можно сравнивать показатели. Они в свою очередь тоже разделены на группы – три: свидетельствующие о развитии экономического потенциала крупных и средних предприятий; малых предприятий; оценка эффективности мобилизации доходов местного бюджета.

(См. таблицу «Показатели для оценки экономической и налоговой базы муниципалитетов).

В министерстве финансов подчеркивают: при расчете итогового значения рейтинга применяются как статические показатели, например, объем инвестиций по итогам 2013 года, так и динамические (прирост объема инвестиций в 2013 году по сравнению с 2012 годом). Это позволяет оценить актуальное состояние местной экономики, понять, куда она движется: растет или стагнирует. Кроме того, большинство индикаторов рассчитывается как величина показателя, приходящаяся на душу населения: учитывается, какое количество произведенного «экономического продукта» приходится на жителя конкретного города, района. И по каждому пункту муниципалитет получает оценку по пятибалльной шкале. Как в школе – чем больше, тем лучше.

Цифровой портрет

Мы рассмотрели методику в теории. А как она проявила себя на практике? Возьмем для примера показатели «Экономического потенциала крупных и средних предприятий» городских округов. Лидером в этом направлении стал Ржев, во многом этому способствовала величина объема отгруженных товаров промышленного производства – около 179 тысяч рублей в перерасчете на 1 жителя города. Зато Торжок обогнал всех по инвестициям – более 12 тысяч рублей на 1 жителя, что в 2 – 3 раза больше, чем у соседей по группе. Значение этих критериев очевидно: привлекаются новые инвесторы – решается вопрос трудоустройства, увеличиваются доходы граждан и налоговые поступления. Рост объемов производства местных товаров стимулирует развитие смежных отраслей – поставщиков сырья и материалов, сферу услуг. Розничная торговля, объем жилищного строительства, среднемесячная заработная плата – все это реальные черты благосостояния жителей, а значит, благосостояния муниципалитета. 

О роли малого бизнеса в развитии территории говорится постоянно. Где это понимают – пожинают хорошие плоды. В группе, объединившей Конаковский, Удомельский, Бологовский, Бежецкий и Нелидовский районы, на первое место вышел Конаковский. Победа одержана прежде всего за счет количества субъектов малого предпринимательства и соответственно – сборов по упрощенной системе налогообложения. 

В мобилизации налоговых и неналоговых доходов местного бюджета среди Старицкого, Максатихинского, Андреапольского, Весьегонского, Зубцовского, Селижаровского, Краснохолмского районов наиболее активно проявил себя Зубцовский. Он лидирует по четырем показателям, а Селижаровский лучше других по сборам НДФЛ.

Промежуточные результаты были суммированы, и в итоге рейтинг всех расставил по уровням. Лидерами в своих группах стали: города Торжок и Ржев, районы Калининский и Кимрский, Конаковский и Нелидовский, Осташковский, Калязинский и Торопецкий, Старицкий, Зубцовский и Селижаровский, Пеновский, Кесовогорский и Рамешковский. Оказавшиеся на среднем уровне видят, где нужно доработать. А обладателям низких показателей (среди них Спировский, Молоковский, Краснохолмский, Кашинский, Лихославльский и другие районы) предстоит серьезное осмысление результатов.

Пряник за 89 миллионов 

Вот тот пряник, с которого мы начали: среди лучших районов и городов, выявленных методикой, была распределена субсидия в размере 
89 миллионов рублей. Насколько 
велико такое вливание в бюджеты?

– Хочется обратить внимание, что субсидия стимулирующая, и одна она не может кардинально изменить жизнь муниципалитетов, – говорит Иван Егоров. – Это скорее приз. Но не нужно забывать, что он дается за рост экономического и налогового потенциала. То есть муниципалитеты уже постарались увеличить собственные доходы бюджета. Например, активизировали работу по собираемости земельного налога – деньги остаются в консолидированном бюджете района. Двойной эффект. 

И дополнительная сумма лишней уж точно не будет. Так как эти средства нецелевые, направить их можно на то, что наиболее важно для самого муниципалитета. 

«ТЖ» обратилась за комментариями по методике к представителям администраций, активно проявивших себя при ее обсуждении.

– Я считаю, что это гармонично созданный документ, – отвечает Игорь Павлов, глава администрации Рамешковского района. – Нас знакомили с готовящимся проектом, мы обсуждали его на комиссии. Высказывались различные мнения. Очень хорошо, что система учитывает многие факторы. Никакому из показателей не предоставлено лидерство. То есть мы не зациклены на чем-то одном. Методика, на мой взгляд, – хороший стимул к работе в различных сферах. 

– Было очень приятно, что министерство финансов, разрабатывая систему, тесно контактировало с муниципалитетами, учитывало наше мнение, – подчеркивает Елена Кононова, заместитель главы администрации Нелидовского района. – По первоначальному варианту у нас было много замечаний по способам расчета, и все они были услышаны и приняты к вниманию. Так, мы предложили учитывать не только средние значения по группе, но и индивидуальный рост каждого показателя. Конечно, положительно уже то, что выстроен такой мониторинг. Мы смогли оценить себя, увидеть, каким направлениям недостаточно уделяем внимания. Однозначно появился стимул стремиться к лучшим результатам.

Не зря новую субсидию назвали стимулирующей – это лейтмотивом звучит в отзывах с мест. Министерству финансов удалось так выстроить процесс разработки методики, что результат получился высокого уровня. Рискнем сделать прогноз, что такой передовой опыт будет замечен на уровне Федерации. И как Тверская область является показательным примером в реализации программы поддержки местных инициатив (которую, кстати, курирует минфин региона), так новая система оценки и поощрения может стать образцом для наших соседей. 

Пожалуй, на этом первое знакомство с финансовым ноу-хау региона можно было бы считать завершенным. Но остался один вопрос: можно ли региональный опыт спустить на уровень районный, чтобы подобное стимулирующее поощрение дошло до бюджетов поселений?

– С будущего года мы будем предлагать муниципалитетам часть от полученной суммы распределять по поселениям, которые внесли существенный вклад в победу, – говорит о перспективах Иван Егоров. – Мы поможем сделать соответствующую методику. В ней, конечно, будет меньше критериев. Но, например, мы точно можем оценить качество работы по собираемости земельного налога. Есть поселения, которые за последние три-пять лет кратно нарастили этот показатель. Лучшие сельские поселения также достойны дополнительной поддержки. Кроме того, в рамках решения задачи, поставленной губернатором Тверской области, для муниципалитетов – аутсайдеров рейтинга – будут поставлены «бюджетные задания» и сформированы четкие планы по развитию местной экономики и наполнения местных бюджетов. 

Татьяна ИВАНЧЕНКО

Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
45

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость