18 Января 2017
$59.4
63.29
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура09.10.2009

Николай Некрасов: Из летчиков – в дирижеры

Концертом «Венецианский карнавал» в Тверской филармонии продолжился сороковой фестиваль «Музыкальная осень в Твери». Главным героем программы стал Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРГ под руководством народного артиста СССР Николая Некрасова. После выступления маэстро ответил на вопросы корреспондента «ТЖ».

Концертом «Венецианский карнавал» в Тверской филармонии продолжился сороковой фестиваль «Музыкальная осень в Твери».
Главным героем программы стал Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРГ под руководством народного артиста СССР Николая Некрасова. После выступления маэстро ответил на вопросы корреспондента «ТЖ».
– Николай Николаевич, ваш оркестр довольно часто играет в Твери. Расскажите о нем поподробнее.
– Наш оркестр был создан еще при Гостелерадио СССР, на базе которого в свое время существовала целая филармония! В ее состав входил замечательный хор, которым руководила Клавдия Птица, а затем Людмила Ермакова. Потом был создан симфонический оркестр. А с нашим оркестром мы объехали с концертами практически все страны Европы. Только в Париже гастролировали трижды, причем гастроли длились целыми месяцами.
– Кто приходил на эти концерты? Наверное, русские эмигранты?
– В основном да, но и французы были заинтересованы нашими выступлениями не меньше, чем русские.
– Сколько лет вы возглавляете оркестр?
– После Владимира Ивановича Федосеева. Уже тридцать шесть лет. А вообще по трудовой книжке в музыке я уже 52 года: награжден золотой медалью за игру на балалайке, потом был хор имени Пятницкого, затем четырнадцать лет работал дирижером в оркестре знаменитого танцевального коллектива Игоря Ивановича Моисеева.
– Вы выросли в музыкальной семье…
– Да, мой отец тоже дирижер, он работал вместе с Сергеем Лемешевым, Верой Давыдовой, Марком Рейзеном. Гнесинка (Российская академия музыки имени Гнесиных. – Е.П.), надо сказать, наша семейная академия. И жена, и сын, и я – все учились именно там.
На выпускном экзамене в Колонном зале Дома союзов я дирижировал «Интермеццо» Виктора Калинникова. С чувством гордости пришел домой и положил на стол диплом с отличием. А на следующее утро в почтовом ящике лежала повестка: «Срочно явиться в военкомат». Там мне сказали: «Вы должны знать, что нынче Советскому Союзу нужны летчики, а не музыканты». Учился на Украине в летном училище, но из-за астмы, к своему счастью, был вынужден вернуться в музыку.
– Как вы относитесь к музыкальной политике на современном телевидении?
– Резко отрицательно к ней отношусь. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о том, что если человек корежит свой язык, забывает народные напевы, то он теряет свою этническую принадлежность. Из всех телеканалов смотреть можно только «Культуру». А так на телевидении вкрапления высокого искусства – исключительная редкость. Что скрывать, жизнь сложная, нас сейчас некому защитить. Мы единственный оркестр, который не получил грантовой поддержки по одной простой причине – мы не принадлежим к Министерству культуры.
– Часто выступаете?
– В Москве гораздо меньше. Кто-то должен быть заинтересован в том, чтобы оркестр выступал не только в БКЗ имени Чайковского или в Светлановском зале Международного дома музыки, но и в других местах. Если же говорить о совместных выступлениях, то очень запомнился концерт, который мы давали в парижском оперном театре с меццо-сопрано Еленой Максимовой. Не могу не сказать о гастролях в Соединенных Штатах Америки. Когда мы выступали перед американскими студентами, которые тогда поголовно слушали рок-н-ролл, сидели на концертах в джинсах, как настоящие ковбои, в зале не было ни одного свободного места! Я не верил своим глазам – так они реагировали. Везде, конечно, есть русские сообщества, и там, в Америке, тоже есть русские ансамбли. Но когда мы уезжали, многие студенты поехали нас провожать на своих автомобилях до следующего штата. Мы объехали тогда весь центр США. А это было в 1950–1960-е годы, в самый расцвет культуры рока, так что отношение к русскому оркестру американцев можно назвать не иначе как удивительным.
– А что вы можете сказать о тверском слушателе?
– В Твери замечательная публика, я с наслаждением смотрю на лица тверитян, которые всегда хотят слушать наш оркестр. И мы гордимся тем, что принимаем участие в фестивале «Музыкальная осень в Твери».
– Сегодня вы выступали с солистами филармонии Татьяной Скворцовой, Олегом Григоращенко, Максимом Сальниковым…
– Тверские вокалисты очень профессиональны. Татьяна – субстанция трепетная, нежная, Олег – настоящий тенор, в нем чувствуется мужское начало, Максим – замечательный баянист. Мне очень приятно с ними работать.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО, Алена КРУГЛОВА
61

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию