08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура04.12.2014

И звезда с звездою говорит

Фотограф: Владимир Крылов

Строчки Лермонтова дали название грандиозному балу-концерту в честь юбилея поэта

200-летие со дня рождения Михаила Лермонтова отметили в Твери в академическом театре драмы. Дамы в кринолинах, кавалеры во фраках и военной форме, танцы, которые были популярны в XIX веке, – все погружало гостей в эпоху, прославленную поэтом.

Балом этот концерт назвали не случайно: полонез, мазурку, кадриль в фойе театра танцевали курсанты Суворовского училища, Военной академии воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова и участники танцевальных коллективов Твери. Зрителям, в частности, был показан фрагмент разных вальсов, в том числе и большого, исполняемого в несколько туров. Звуки его наполняли все большое пространство зала, танцующих обступили плотным кольцом – зрители старались не пропустить ни одного движения артистов, ни одного па, тем более что каждый номер сопровождал небольшой, но емкий и интересный комментарий об истории того или иного танца.

Как тут не вспомнить знаменитые: «Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье // Кружилась я быстрей, и чудное стремленье // Меня и мысль мою невольно мчало вдаль, // И сердце сжалося…» Слова героини «Маскарада» – Нины – всплывут в памяти чуть позднее, когда на сцене артисты театра Константин Юченков и Анжелика Панкова покажут фрагмент из этого спектакля, прочувствованный, полный трагизма. К постановке Веры Ефремовой возвращал карточный стол, за которым собрались утонченные дамы и серьезные господа: они держали банк, понтировали, гнули карту. Сыграли, наверное, не менее восьми робертов, если это был, конечно, вист… Вся атмосфера вечера оказалась пронизана лермонтовскими ассоциациями, а с большого экрана, установленного на сцене театра, смотрел на гостей сам Михаил Юрьевич, задумчиво-печальный. «Что без страданий жизнь поэта», – писал он в одном из своих стихотворений, которые звучали на празднике. Их читали ведущие Иосиф Кобзон и Андрей Дементьев.

Лермонтов был универсально одаренной личностью – природа наделила его поэтическим даром, он прекрасно музицировал, рисовал. Грани таланта гения оказались в полной мере воплощены в программе концерта, где строчки Лермонтова переплетались и с музыкой, написанной на его стихи, и с изобразительным искусством. Перед праздником в театре в Доме поэзии Андрея Дементьева открылась выставка графики главного художника музея-заповедника «Тарханы» Геннадия Смалькова. Часть его работ была выставлена в театре, с тем чтобы зрители смогли увидеть Тарханы такими или почти такими, какими их видел Лермонтов. О пензенских местах напомнил и романс «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Евгения Южина. После того как затихла последняя нота, Иосиф Кобзон рассказал, что дуб, о котором идет речь в романсе, сохранился в Тарханах, возле него поэт нашел свое последнее упокоение.

Как композиторы вдохновлялись творчеством Лермонтова, так и его последователи черпали и черпают вдохновение, читая и «Родину», и «Как часто пестрою толпою окружен…». Андрей Дементьев прочитал все написанное о Лермонтове, результатом изучения стала книга стихов «Россия – страна поэтов». На ее страницах в поэтической форме наш земляк описал многие события из жизни классика, в том числе и объяснил, почему Лермонтов не увиделся с Пушкиным. Стечение обстоятельств помешало встрече двух светочей. Первое стихотворение об авторе «Героя нашего времени» Дементьев написал в 1955 году, когда впервые побывал на лермонтовском празднике в Пятигорске, впоследствии родились другие строчки, вошедшие в сборник. И вновь «Маскарад», и вновь музыка – на этот раз Арама Хачатуряна, и вальс из балета, навеянного этой драмой с уникальной историей, и его исполнители – Кремлевский театр танца «Рандеву». А потом – блистательное «Бородино», первое стихотворение, опубликованное самим Лермонтовым с его полной подписью, в исполнении артиста Тверского театра юного зрителя Алексея Измайлова. Чуть позже артист театра драмы Тарас Кузьмин читал фрагмент из «Героя нашего времени». Стихотворение «Тамара» в какой-то степени предвосхитило появление на сцене Тамары Гвердцители – она села за рояль и, аккомпанируя себе, проникновенно спела по-грузински о Лермонтове и Грузии.

Тамара Гвердцители и Евгений Южин пели и во втором отделении программы. На некоторое время оставил роль ведущего мэтр нашей эстрады Иосиф Кобзон. Песни советских композиторов он исполнил вместе с группой «Республика». Зал с удовольствием подпевал артистам. Номера программы были скомпонованы таким образом, что зрители, сначала погрузившись в минувшие века русской поэзии, постепенно перемещались в настоящее время, отмеченное яркими строчками и нестертыми метафорами. «Алешенька», «Лебединая верность» и многие другие стихи Андрея Дементьева продолжают высокую линию русской поэзии, истоки которой следует искать в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ

Фото Владимира КРЫЛОВА

Автор: Евгений Пантелеев
183

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию