27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура03.12.2014

В спорах о человеке

Фестиваль «Вишневый сад» завершился пьесой Максима Горького

Фестиваль «Вишневый сад» завершился пьесой Максима Горького

Впервые к пьесе «Варвары» художественный руководитель театра Вера Ефремова обратилась в 1980 году, но тот спектакль, как вспоминают очевидцы, прожил на сцене не очень долго. По прошествии времени Вера Андреевна вновь вернулась к этому материалу – новая постановка завершила фестиваль «Вишневый сад», проходивший в театре целый год.

То, что пьеса Максима Горького актуальна, Вера Андреевна говорила неоднократно и до премьеры. С ней трудно не согласиться, поскольку драма хоть и была написана почти 110 лет назад, но тема, которую поднимает писатель, не может сойти на нет и спустя век. Горький ведь говорит даже не о социальных проблемах, а о проблемах мировоззренческих, этических и философских. Вторая причина, по какой творение Горького не утрачивает своей остроты, состоит в очевидных достоинствах самой пьесы, написанной ярко, интересно, мастерски. Если к этому добавить режиссерский интерес к материалу, то станет очевидным, что других поводов воплотить пьесу на сцене и не нужно.
 
Этот спектакль необычен для региональной театральной прак­тики прежде всего тем, что Вера Ефремова делит постановку на три акта – два антракта не вполне привычны нашему зрителю. Такая композиция не случайна, и дело здесь даже не в том, что по режиссерскому замыслу требуется поменять декорации. Паузы необходимы постановщику, чтобы не столько обозначить смену места действия, сколько сделать акцент на развитии коллизии, разворачивающейся в уездном городке.

Оформление спектакля, как всегда, важно для понимания истории: пространство сцены художник Александр Иванов практически ничем не делит в первом действии. Это широкое раздолье, которое вроде бы должно говорить о свободном течении жизни, но безграничность пространства (оно подчеркивается задним видом на реку) становится метафорой тесноты, замкнутости, душевного вакуума, в котором существуют герои. Во втором акте место действия сужается до двора дома Богаевской (Светлана Филатова, Вера Рычкова) с высоким забором, события третьего акта разворачиваются в самом доме.

Такое ступенчатое решение пространства – от раздолья до комнаты – вполне вписывается в смысл происходящего и демонстрирует, как идиллия, которая словно царит в городе, нарушается, что в конечном итоге приводит к деструкции. Патриархальное внешнее благополучие города хочет расшатать в первых сценах приезжий инженер Черкун. «Ужасно хочется растрепать эту идиллию», – говорит он, и из этих его слов выделять нужно, как кажется, первое. Потому как иными словами в принципе невозможно описать то, что происходит к финалу с жителями города – до того они пытались сохранять видимость благопристойности, но не могут справиться с напором Черкуна (Тарас Кузьмин) и его коллеги Цыганова (Константин Юченков). И они ставят крест на пасторальности. Виновата здесь не железная дорога, которую они приехали строить и которая должна стать проводником цивилизации и знаком ее. Виноваты сами люди и их внутреннее варварство. А железная дорога ни при чем, тем более что в спектакле она обозначается только в разговорах действующих лиц и в чертежах, которые изучает Черкун во втором действии.

Вера Ефремова ищет причину драмы не во внешних обстоятельствах, но во внутренней сущности персонажей Горького. Может быть, поэтому никто из них не может претендовать на положительное отношение режиссера. По крайней мере так кажется из зала. Конечно, автор спектакля с симпатией относится к Анне (Анжелика Панкова), жене Черкуна. Но ей трудно не симпатизировать: ее жизнь рушится, когда муж говорит, что не любит ее. Еще большие эмоции вызывает Надежда Монахова (Юлия Бедарева), которая, по словам Горького, «искренно верит в возможность какой-то великой, пламенной и чистой любви, верит в человека-героя, достойного этой любви. Она любит Черкуна с первого взгляда – за его смелые глаза, резкие движения, она думает, что вот – герой! Все время она покорно, но уверенно смотрит на него, ждет его. Она не может не думать, что он – для нее, она – для него. В последнем акте она не может сразу поверить в свою ошибку, но, когда она убеждается, что ошиблась, – в этот миг ее сердце умирает». В принципе этот спектакль о любви, о любви в пошлом и грубом мире, и героиня Юлии Бедаревой это хорошо воплощает, составляя в известной степени оппозицию Анне. Но и она любит, только другой любовью. И обе имеют право на существование. А что же Черкун и Цыганов? Они, разумеется, всполошили провинциальную жизнь, показав истинное ее лицо и истинных ее героев – напыщенного стукача Павлина Головастикова (Вячеслав Грибков), смешного Дробязгина (Алексей Майский), городского голову (Леонид Брусин), его разбитную дочь (Екатерина Голубева) и жалкого Монахова (Георгий Пономарев). Ненависть, нетерпимость, пороки, любовные треугольники, семейные неурядицы и тайны – все вскрывают Черкун и Цыганов, которые в этом смысле в какой-то степени выступают инженерами человеческих душ. Только вот со своей душой каждый из них вряд ли может разобраться.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
340

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию