18 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 03.10.2009

Муниципалитеты удлиняют свою «скамейку»

Комментируя в одном из интервью свой указ о формировании резерва управленческих кадров, президент Дмитрий Медведев отметил, что  практически все этажи исполнительной власти в стране ощутимо страдают из-за отсутствия кадровой «скамейки запасных». Ставя в своем указе задачу удлинить эту «скамейку», президент подчеркнул, что резерв управленческих кадров должен представлять собой «эффективно работающий механизм поиска современных управленцев». Пути достижения этих целей обсуждались на недавнем семинаре-совещании управляющих делами администраций муниципальных районов и городских округов Тверской области. Организатор мероприятия – управление государственной службы и кадров аппарата губернатора.

Комментируя в одном из интервью свой указ о формировании резерва управленческих кадров, президент Дмитрий Медведев отметил, что  практически все этажи исполнительной власти в стране ощутимо страдают из-за отсутствия кадровой «скамейки запасных». Ставя в своем указе задачу удлинить эту «скамейку», президент подчеркнул, что резерв управленческих кадров должен представлять собой «эффективно работающий механизм поиска современных управленцев».
Пути достижения этих целей обсуждались на недавнем семинаре-совещании управляющих делами (руководителей аппаратов) администраций муниципальных районов и городских округов Тверской области. Организатор мероприятия – управление государственной службы и кадров аппарата губернатора.
Открывая семинар, руководитель аппарата губернатора Людмила Иванова в своем выступлении подробно остановилась на теме повышения роли местного самоуправления в политической и экономической жизни региона.
– О росте потенциала наших муниципалитетов можно судить в том числе по итогам состоявшегося в минувшем июне съезда ассоциации муниципальных образований Тверской области, в котором приняли участие главы всех городов и районов. В своем выступлении, подытоживающем работу съезда, губернатор Дмитрий Зеленин отметил, что это уже качественно другой съезд, другие главы, другие выступления, чем были, к примеру, еще год назад. Содержание и тон выступлений участников съезда свидетельствовали о том, что на местах отходят от былого патерналистского настроя – дайте нам, сделайте за нас и т.д. Обсуждение проблем муниципалитетов носило деловой, конструктивный характер, выступающие вносили серьезные предложения по развитию системы не только местного самоуправления, но и управления регионом в целом. Освещались важные вопросы повышения качества жизни в муниципальных образованиях. Главы районов и поселений рассказывали о многообразии подходов к формированию местного самоуправления в рамках реализации 131-ФЗ, об опыте развития малых территорий, о возможностях использования преимуществ территорий для комплексного развития муниципальных образований, об опыте работы по мобилизации местных налогов. По итогам съезда губернатор раздал восемь поручений по очень важным вопросам, связанным с деятельностью муниципалов, и исполнение их в конкретные сроки взял под свой личный контроль.
Тогда же, на съезде, губернатор заметил руководителям органов исполнительной власти области, что и работать с новым местным самоуправлением требуется по-новому. И это во многом – вопрос укрепления кадрового потенциала  муниципалитетов. На семинаре-совещании эта проблема подробно рассматривалась со всех сторон. О формировании резерва управленческих кадров Тверской области и организации консалтинга в муниципальных образованиях по формированию кадрового резерва рассказала начальник управления государственной службы и кадров аппарата губернатора Марина Максимова. Ряд проблем местного самоуправления подняла в своем выступлении председатель постоянного комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания области Надежда Егорова. Опытом формирования кадрового резерва в своих районах поделились управделами администрации двух районов: Сандовского –  Вера Баранова и Западнодвинского – Татьяна Григорьева. Об организации муниципальной службы и кадровой работы в Подмосковье рассказали гости семинара – начальник управления кадров администрации Сергиево-Посадского муниципального района Владимир Моцный и начальник отдела муниципальной службы и кадров администрации Красногорского района Московской области Наталья Оринцева.

 

Сквозь мелкое сито отбора
Татьяна ГРИГОРЬЕВА, управделами администрации Западнодвинского района.
Тема работы с управленческими кадрами для опытных муниципальных управленцев, конечно же, не нова. Однако, что уж греха таить, до недавнего времени в районах она носила весьма формальный характер. Но после выхода президентского указа о создании резерва управленческих кадров мы – команда муниципальных менеджеров под управлением главы района Юрия Тимофеева,  который, кстати, является членом областной комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, – поставили перед собой задачу обновить эту работу. И сформировать настоящий, качественный резерв кадров, из которого действительно можно будет назначать на ключевые управленческие должности людей, обладающих всеми необходимыми навыками и качествами.
Постановлением главы района были утверждены программа и порядок формирования кадрового резерва, а также план конкретных мероприятий по работе с ним. В соответствии с этими документами нам предстояло определить и подготовить резервистов для социальной, экономической, финансовой сфер, а также для сфер управления хозяйственной деятельностью, административного управления и общественно-политической деятельности. Определили мы и профильные должности, на замещение которых готовятся резервисты. Это заместители главы администрации района, руководители структурных подразделений и их замы, руководители и заместители руководителей муниципальных предприятий и учреждений района.
В плане мероприятий по подготовке резерва мы определили источники пополнения резерва, методы его формирования, требования к кандидатам и механизмы отбора. Поначалу было очень трудно решить, каким образом мы будем формировать первый списочный состав претендентов на включение в резерв. В итоге решили направить письменные обращения к руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, общественных организаций, а также к руководителям муниципальных структур политических партий, представленных в районе, и к признанным лидерам общественного мнения. Информация о формировании резерва кадров была размещена в районных СМИ, а также на стендах во всех поселениях и на всех местных предприятиях.
На удивление, процесс пошел очень активно, о своем желании примериться к креслам управленцев заявило множество самовыдвиженцев, особенно из числа молодежи. И тут мы столкнулись с тем, что происходящее вызвало заметное недовольство ряда руководителей местных предприятий, всерьез обеспокоившихся перспективой «увода» лучших сотрудников. Глава района созвал хозяйственников на совещание, где объяснил им, что их ведущих специалистов никто не собирается уже сегодня забирать в администрацию или в другие структуры. И что предприятиям на самом деле выгодно иметь в своем штате резервистов – ведь попавших в кадровую «обойму» специалистов теперь будут всячески развивать, повышать их управленческую квалификацию, и они, до того как займут места, на которые их готовят, наверняка внесут весомый вклад в развитие родного предприятия.
Первоначальный список претендентов на включение в резерв кадров состоял из 137 человек. Для следующего этапа отбора мы с помощью областного управления государственной службы и кадров составили для соискателей анкеты из нескольких десятков вопросов. Затем попытались было испрашивать у претендентов характеристики с места работы, а также и с места жительства – у старших по домам и старост деревень, глав поселений и председателей уличкомов. Но эта идея, признаемся, с треском провалилась – характеристики от соседей наших потенциальных резервистов грешили явным субъективизмом. Так что мы решили остановиться на резюме и опросных листах. Использовали также тестирования на пяти тестах. Вопросы тестов утверждались районной комиссией по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. Причем сначала эти тесты были опробованы на действующих сотрудниках администрации, и, надо сказать, мы сполна прочувствовали, каково быть в роли соискателей. В строго установленное время – за полтора часа – требовалось ответить на вопросы всех пяти тестов, причем ряд вопросов в тестах повторяется, уточняя друг друга. И поскольку отвечать надо было быстро, практически не задумываясь, сильные и слабые стороны респондентов проявлялись очень четко.
Затем мы распределили потенциальных претендентов по профильным направлениям согласно заполненным ими резюме и опросным листам. Из 137 претендентов у нас на этом этапе остались 78 человек. Мы образовали 7 групп профильных экспертов, в чьи задачи входило: разработка структурированного  интервью с кандидатом по каждому из направлений, проведение с ними собеседования, а также оценка их деловых и личностных качеств по профилю критериев оценки, и, наконец, внесение предложений о распределении кандидатов в резерв кадров по должностям. В интервью выявлялись способности претендентов к логическому анализу, их сообразительность, деловая хватка, знания законов, определений ключевых терминов, необходимых в будущей деятельности. Экспертам были розданы требования к кандидатам на замещение конкретных должностей. И каждый член комиссии выставлял по итогам интервью свой балл, а затем методом их обобщения выводился средний балл. Кстати, иной раз получалось, что у потенциального резервиста на должность заместителя главы района оказывался даже меньший проходной балл, нежели у того, кого рассматривали в резерв на руководителя отдела администрации.
После распределения по должностям комиссия направила список предлагаемых кандидатур главе района на утверждение. Результат проведенной работы – это сформированный резерв управленческих кадров района в составе 31 человека. Каждому резервисту было направлено письмо от имени главы района, где его поздравляли с зачислением в резерв кадров на конкретную должность. Сейчас на повестке дня – их обучение. Мы разработали и утвердили индивидуальные планы подготовки каждого резервиста, планируем продолжить с ними и переподготовку, и повышение квалификации. Предусматриваем также возможность,  по согласованию с руководителями их предприятий, во время их отпусков и на время отпусков руководителей, на чьи должности их готовят, дать им поработать в этом качестве, проверить себя. Кстати, к настоящему моменту из резерва кадров уже назначены на должности руководителей отделов районной администрации три молодых – моложе 30 лет – специалиста.

 

Учить всегда, учить везде
«ТЖ» провела среди участников семинара-совещания мини-интервью. Задавались два вопроса. 1. С какими основными трудностями им пришлось столкнуться в ходе формирования кадрового резерва в их районах? 2. Каковыми будут дальнейшие шаги муниципалитетов по подготовке резервистов к их будущей деятельности?

Александр Соколов, заместитель главы, управделами администрации Калязинского района:
– Одна из основных проблем, на мой взгляд, зародилась в предыдущее десятилетие, когда мы утратили преемственность в системе работы по формированию кадрового резерва. Конечно, можно по-разному относиться к былой, советской системе работы с кадрами, и далеко не все из тогдашнего опыта переносимо на сегодняшнюю почву, однако,  давайте признаем честно, нам сейчас до тогдашнего уровня работы во многом еще надо расти и расти. И сегодня во многом пришлось формирование муниципального резерва начинать с нуля – молодые муниципальные управленцы не знали подходов, не имели соответствующих методик. И здесь пригодился и наш старый багаж знаний и опыта. Так, общими усилиями в районе стали создавать новую систему работы с кадрами.
Мы ежегодно запрашиваем у заместителей главы района, руководителей структурных подразделений и глав муниципалитетов первого уровня их предложения по резерву на их должности, причем они должны назвать не менее двух человек. Основное требование к потенциальным резервистам – обладание хоть каким-то опытом работы по профилю и, конечно, высшее образование. По полу и возрасту не ставим никаких ограничений, на практике же получается, что большая часть резервистов, особенно в сельских поселениях, – женщины. Собрав предложения, знакомимся с самими потенциальными резервистами, согласовываем с ними возможность включения в резерв. С учетом поселенческого уровня в муниципальном резерве сейчас около 80 человек.
Мы прекрасно понимаем, что хотя муниципалитеты первого уровня должны сами формировать свой резерв, но им на самом деле сегодня, в период «обживания» новых полномочий, полученных в рамках 131-ФЗ, часто бывает не до этого. И потому мы на районном уровне взяли этот вопрос тоже под свой контроль.
Для резервиста главное – быть в форме, позволяющей, если понадобится, быстро освоиться на новом месте работы. И если мы проводим учебу, например, заведующих отделами районной администрации, мы приглашаем и резервистов: не факт, что они действительно вскоре займут эти должности, но возможность получить дополнительные знания сама по себе их тоже привлекает. И если возникнет необходимость срочной замены, у нового назначенца уже будет некая база.
Конечно, работу по формированию кадрового резерва нам еще нужно совершенствовать. И новый закон о муниципальной службе нас очень подстегивает: там значительно расширен перечень требований к муниципалам по кадровой работе, а наши возможности по штатам администрации ограничены: кадрами занимаются управделами и заворги, где-то есть специалисты, но не везде, и у каждого еще масса всяких дел. И хорошо бы решить вопрос о том, чтобы иметь в штате администрации соответствующую единицу ответственного за кадровый резерв специалиста, который бы сполна погрузился в эту тему, изучил все ее нюансы.
В плане подготовки резервистов мы также очень рассчитываем на действующий в районе ММЦ, где учатся муниципальные служащие и депутаты пяти муниципальных образований: города Кимр, Кимрского, Калязинского, Кашинского и Кесовогорского районов. Наш центр работает уже третий год, подготовку в нем прошли несколько сот специалистов.

Алла Виноградова, управляющая делами администрации Зубцовского района:
– Думается, что в плане формирования муниципального резерва управленческих кадров наш район ничем особо не выделяется на общем фоне: проделана та же, что и у других, необходимая работа, и проблемы у нас у всех  схожие. Согласна с тем, что приоритетным направлением подготовки резервистов должна стать организация их учебы, повышения  квалификации.  У нас в районе более 120 специалистов-управленцев из разных сфер  обучили дистанционно и на месте в Ржевском ММЦ.
И все же у нас есть то, что называется «фишка», – сформирована молодежная палата при Собрании депутатов Зубцовского района. Это молодые, энергичные ребята с неравнодушным отношением к малой родине, ее политическому и экономическому будущему. Они поддерживают тесный контакт с молодежной палатой области, получают оттуда идеи, в том числе управленческие. В перспективе будем делать на них ставку. Члены палаты  плотно работают с Собранием депутатов, принимают участие в заседаниях депутатских комиссий, изучают порядок формирования местной нормативной базы, принятия решений. Это очень хорошая управленческая школа.

Раиса Веселова, замглавы, управделами администрации Фировского района:
– У нас сформирован муниципальный кадровый резерв, и на уровень области мы представили пять человек. Но есть вопрос: как мы используем резерв? Думается, что оптимальный вариант – когда человек проходит все ступеньки роста, осваивает все уровни компетенций. А мы к нему присматриваемся и ведем по карьерной лестнице, исходя из его реальных возможностей.
Что касается оценки качества нашего резерва. К нам в район приезжали сотрудники управления госслужбы и кадров аппарата губернатора тестировать тех, кого мы выдвинули на региональный резерв. Результаты тестирования показали, что мы не ошиблись в выборе – все наши выдвиженцы получили высокие оценки, а управленческий потенциал двоих из них был отмечен особо.
А вот в поселениях с кадрами проблема. Резерв есть на бумаге, но кадры очень слабые. Во многом это обусловлено причинами демографического характера – на селе сегодня живут в основном пожилые люди. И в муниципалитетах первого уровня работают в основном пенсионеры, люди, безусловно, знающие, опытные и очень ответственные, но им трудно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к управленцу. Выручает Вышневолоцкий ММЦ, где проходили подготовку наши сотрудники администрации, депутаты, сотрудники муниципалитетов первого уровня. У нас также многие учатся в Твери, в филиале Северо-Западной академии госслужбы.

Ирина Дроздова, заместитель главы, управделами администрации Кувшиновского района:
– Мы только начинаем работу по резерву. Сейчас сформировали кадровый резерв на сотрудников администрации района. Гораздо труднее движется дело на поселенческом уровне – очень нелегко найти достойные кадры на территории сельских поселений. Но мы стараемся. Среди потенциальных резервистов  большинство – это педагоги, как самые продвинутые специалисты, чуть меньше врачей, их вообще меньше в районе. Пытаемся составить работу с главами поселений, чтобы они активнее занялись своим резервом. И выходим на уровень муниципальных учреждений – образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ.
Проблема обучения муниципальных кадров остро не стоит, поскольку у нас в последнее время существенно омолодился состав администрации района. В составе обновленной команды муниципальных управленцев в основном специалисты с высшим, пусть  не всегда профильным, образованием. Они проходят переподготовку в филиале Северо-Западной академии госслужбы и в Торжокском ММЦ. Через ММЦ прошли уже все сотрудники администрации района и специалисты из муниципалитетов первого уровня. Но мы понимаем, что нужна система непрерывного образования – слишком стремительно и кардинально все меняется, – нормативная база, управленческие методики и т.д. Ряд наших работников прошли уже несколько курсов в ММЦ: юридическая подготовка, финансы, управление имущественным комплексом и, конечно же, особо актуальный сегодня земельный вопрос. На днях мы провели очередную плановую аттестацию муниципальных кадров. Аттестовывали 39 человек. И на аттестационной комиссии поставили вопрос о том, как организовать непрерывную подготовку и переподготовку наших кадров на базе муниципалитета. У нас сейчас будет рассматриваться программа развития муниципальной службы, и подготовка кадрового резерва станет одним из ее направлений.

Автор: Светлана БАЛТОВА
36

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость