21 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 25.11.2014

Мечтатель и инженер

Фотограф: ANKOR -21. LIVEJOURNAL . COM, RETRO.INFOFLOT.RU

Один брат быстро расстался со своими идеями, другой был предан им всю жизнь

Один брат быстро расстался со своими идеями, другой был предан им всю жизнь

Крепкий казачий род Аршауловых более всего отметился в Вятке (ныне – Киров). Память о знаменитой фамилии сохранилась здесь до сих пор в названии «Дом Аршаулова». И значит он то же самое, что Дом Мешкова для пермяков или Дом Румянцева для москвичей – самое красивое здание в городе.

Благодаря семейству Аршауловых в Вятке возвели Александро-Невский кафедральный собор, освященный в 1864 году и снесенный при большевиках. Внук строителя Петр волею судьбы оказался тесно связан с бологовской землей. Он и его брат-близнец Вадим родились 7 ноября 1859 года в Оренбурге. Отца назначили директором Александровской гимназии в Гельсингфорсе (Хельсинки), и семья переехала в Финляндию, входившую тогда в состав России.

Социализм обошелся дорого

После окончания гимназии близнецы отправились в Петербург и поступили в Технологический институт. Вадим учился прилежно и стал впоследствии выдающимся конструктором двигателей для кораблей, а Петр подался в политику.

В декабре 1883 года болгарин Димитр Благоев основал в Петербурге сообщество, которое после установления связи с кружком «Освобождение труда» было переименовано в «Петербургскую группу партии русских социал-демократов». В нее входили студенты столичного университета и Технологического института.

Наиболее активную пропаганду вели сам Благоев, Аршаулов и его друг и земляк вятчанин Вячеслав Кугушев. Им удалось распространить произведения Маркса, Энгельса, Плеханова в Москве, Киеве, Одессе, Самаре, Саратове, Туле, Кременчуге и Таганроге, организовать выпуск первой в России нелегальной социал-демократической газеты «Рабочий». В 1887 году группа была изобличена и разогнана.

Некоторые из ее участников, в том числе Кугушев, продолжили революционный путь. А вот Петр Аршаулов по Высочайшему повелению императора Александра III в июне 1888 года был подвергнут шестимесячному тюремному заключению, после чего два года находился под надзором полиции, ему было запрещено жить в столицах и университетских городах.

Петр Павлович решил навсегда отойти от радикалов и поселился в своем небольшом имении Новинка Медведевской волости близ Бологого. Аршаулова неоднократно навещали брат Вадим и сестра Мария (в замужестве Благовещенская) — исследовательница скандинавской литературы и знаменитая переводчица произведений лауреатов Нобелевской премии Кнута Гамсуна, Сельмы Лагерлеф, Сигрид Унсет и других классиков.

Лошадиная сила прогресса

Больше других представителей рода, несомненно, прославился Вадим Аршаулов, сотрудничавший с волжским пароходным обществом «Кавказ и Меркурий». В 1912 году оно начало строительство первых винтовых пассажирских теплоходов и первой крупной серии речных пассажирских судов в России «Бородино».

Корабли были оснащены двумя 6-цилиндровыми двигателями конструкции Аршаулова по 750 лошадиных сил каждый. Они позволяли развивать скорость 25,5 км/ч. И это не единственное, чем отличались суда. Предусматривались, например, комфортабельные пассажирские помещения четырех классов. Историки водного транспорта считают, что эта серия во многом определила архитектуру всех таких теплоходов, построенных позднее.

2 февраля 1915 года состоялось первое общее собрание членов Технического совета общества «Русский регистр». Секцию по паровым механизмам и котлам возглавил Вадим Аршаулов. На заседаниях рассматривались вопросы обмера судов, вырабатывались общие подходы к их оценке, регистрации и классификации, стандарты  прочности, правила противопожарной безопасности и т.д. Этот совет существует и поныне под председательством генерального директора Российского морского регистра судоходства.

У них тоже есть биография

Корабли серии «Бородино» строились для обслуживания ежедневной почтово-пассажирской линии Нижний Новгород — Астрахань. До 1917 года было спущено на воду 11 теплоходов. Во время Гражданской войны они использовались для нужд Красной армии на Царицынском фронте. Во время Великой Отечественной на судах эвакуировали население и раненых из Сталинграда, перевозили военные грузы. Интересно, что Сталинградской группой кораблей командовал уроженец Весьегонского района контр-адмирал Сергей Воробьев.

Четыре судна этой серии после замены ходовых рубок эксплуатировались на той же пассажирской линии вплоть до конца 1980-х (!). А вот как завершилась их судьба.

«Бородино» (до 1939 года «Товарищ Раскольников», затем «Микоян», а с 1948-го вновь «Бородино») в 1986-м передали Казанскому порту для использования в качестве бранд­вахты и разделали на металл  к 1997-му.

«Парижская Коммуна» (первоначально «Иоанн Грозный») была переведена на судоремонт­ный завод в Белый Городок, под Кимры, где в 1999 году ее сожгли.

«Память тов. Маркина» («Багратион») к 1994 году перегнали в Феодосию и использовали в качестве плавучего ресторана и гостиницы. Позднее корабль перевели в район города Судак. Здесь он находится до сих пор.

«Урицкий» («Царьград») списали в 1991-м и, возможно, разделали к концу 1990-х на Украине.

Но нас интересует прежде всего теплоход «Академик Тимирязев», спущенный на воду в 1917 году с названием «Вадим Аршаулов». Вадим Павлович вскоре эмигрировал из советской России, и с 1919 года судно стало именоваться «Лев Троцкий». Но когда того в 1929-м выслали из СССР, название снова пришлось менять. На этот раз на «Академика Тимирязева». Судно подорвалось на немецких минах 7 августа 1942 года в районе Сталинграда и затонуло.

А 28 декабря в Париже умер его конструктор Вадим Аршаулов. Он похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа рядом с женой Амелией. Впоследствии здесь нашли последний покой и их дети.

Рекорд помогли установить русские

В 1935 году французский пассажирский лайнер «Нормандия» совершил трансатлантический рейс. Комфортабельный корабль водоизмещением 83400 тонн и длиной 313 метров с 1070 пассажирами и 1215 членами экипажа на борту проделал путь из Гавра до Нью-Йорка за 99 часов 5 минут. Судно установило мировой рекорд наименьшей продолжительности перехода через великий океан и наивысшей средней скорости – 29,68 узла (55 км) в час туда и 31,2 узла обратно, что было отмечено специальным призом «Голубая лента Атлантики».

Журналисты писали, что, если корабль поставить на корму, он «будет выше Эйфелевой башни, а высота его от линии воды больше Триумфальной арки». Как утверж­далось, «Нормандия» «сочетала в себе грациозность яхты с богатством Версальского дворца».

На судне были установлены двигатели системы Вадима Аршаулова, который работал вместе с «русским гением» в области кораблестроения Владимиром Юркевичем над проектом чудо-лайнера. А салоны «Нормандии» мастерски расписал художник Александр Яковлев.

Вперед в прошлое

В Париже Вадим Павлович активно сотрудничал с кружком «К изучению России», бессменным председателем которого был видный историк и экономист Алексей Анцыферов. Общество ставило своей целью «обследование причин, объясняющих ход культурного развития русского народа в прошлом, и выяснение условий, способных  благоприятствовать его успешному социально-экономическому развитию в будущем».

Профессор Георгий Пио-Ульский, инициатор внедрения турбин в морском флоте, в 1938 году в докладе «Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов», сделанном в Белграде, говорил, что в Париже живет известный русский инженер-конструктор профессор Аршаулов, который своими талантливыми изобретениями открыл новую эру в области двигателей Дизеля.

Судя по всему, дальнейшие поиски сведений о казачьем роде тверитянам надо вести совместно с историками Кирова, Оренбурга, Хельсинки, Петербурга и Парижа. Возможно, нам откроются новые факты биографии двух братьев.

Вячеслав Воробьев, профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
120

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость