10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись25.11.2014

Вместо тетрадей – старые обои

Фотограф: TORPEDCOLLEGE . UCOZ . RU, KOMMERSANT . RU/РГАКФД РОСИНФОРМ

Несмотря на все трудности, такого прорыва в ликвидации безграмотности история еще не знала

Несмотря на все трудности, такого прорыва в ликвидации безграмотности история еще не знала

Каким было народное образование в нашей губернии век назад? Несмотря на огромные усилия земства, благотворителей (о чем мы уже рассказывали), значительная часть населения не умела ни читать, ни писать. Борьба с неграмотностью и стала одной из главных задач советской власти. И как бы кто ни относился к большевикам, надо признать: они ее успешно решили. 

Конечно, учеба была идеологизированной. Корявые пальцы, непривычные к перу, выводили на бумаге не «Маша мыла раму», а  «Мы не рабы. Рабы не мы!». После 1917 года все учебные заведения тверского края передали в ведение губернского отдела народного образования, «...дабы дело просвещения велось на одних и тех же началах». Декретом ВЦИК от 16 октября 1918-го было утверждено «Положение о единой трудовой школе», в соответствии с которым  вся система девятилетнего среднего образования делилась на две ступени: начальное, которое длилось четыре года, и пятилетнее. 

В сложных условиях гражданской войны, голода и разрухи тверское  губоно во главе с заведующим Федором Бадюлиным успешно развивало сеть учебных заведений. К 1921 году на территории губернии работали 3018 начальных школ 1-й ступени (около 250 тыс. учащихся), 144 школы 2-й ступени (15 тыс. учащихся), 108 детских домов, 135 дошкольных учреждений, 125 школ для взрослых и 54 школы фабрично-заводского обучения. В 1917-м открылся Тверской учительский институт. Для обучения рабочей молодежи в объеме средней школы и поступления в вузы в 1922 году в Твери был образован первый рабочий факультет (рабфак). 

Повсеместно создавались пункты, кружки и школы по ликвидации безграмотности трудящихся, в которых работали учителя и студенты.  Созданная в сентябре 1920 года Тверская губернская чрезвычайная комиссия по ликбезу произвела учет всех неграмотных. К марту 1921-го на территории края действовало более 2,5 тыс. школ грамоты и «ликпунктов». В итоге через пять лет грамотность населения по сравнению с 1897 годом выросла вдвое, а среди сельских женщин – в 5,1 раза. С 1934-го в губернии было введено обязательное начальное образование, а в городах – обязательное семилетнее обучение детей.

Первый комиссар по народному образованию Федор Бадюлин, проживший всего 36 лет, заслуживает более подробного рассказа. Родом он из-под Торжка. Окончил четырехклассное училище, а затем курсы учителей начальной школы. Преподавал, потом ушел на Первую мировую войну. Вернувшись в 1917 году, участвовал  в октябрьских событиях в Торжке. А в 1918-м возглавил уездный отдел народного образования (уже по этому можно судить, как тяжело было в те годы с кадрами). По инициативе Федора Васильевича были открыты постоянные учительские курсы в Торжке, народный университет в селе Грузины, новые школы, избы-читальни, библиотеки, народные дома. По сегодняшним меркам Бадюлин, конечно, был не очень образован, но его энергии, настойчивости, оптимизму можно удивляться и сегодня. Губернским комиссаром по народному образованию он пробыл чуть больше года, но, как видим, успел многое. Погиб Федор Васильевич трагически – его убили бандиты, когда он находился в командировке в Оленинском районе. Похоронен в Торжке на  площади Революции. Имя Федора Бадюлина присвоено Торжокскому педагогическому училищу.

В январе 1935 года образовалась Калининская область. Ее отдел народного образования на протяжении трех лет возглавлял авторитетный и грамотный коммунист Петр Пожарский. Если Бадюлин был, как тогда говорили, человеком «от сохи», то Пожарский – выходцем из дворян-патриотов.

Прадед Петра защищал Севастополь в Крымскую войну, дед участвовал в русско-турецкой, отец служил на границе сотником в пластунском батальоне 2-й кубанской дивизии. Сам Петр учился в кадетском корпусе, служил, революционные идеи воспринял с восторгом, возглавлял политотдел в Первой Конной армии. Вот такой человек руководил Калининским облоно.

За годы его работы на тверской земле было построено 172 школьных здания, 93 пристройки к существовавшим школам, значительно улучшилась материально-техническая база учебных заведений, возросло число учителей и учащихся. Трудовое и патриотическое воспитание заслуживало самой высокой оценки – ведь именно эти школьники через несколько лет возьмут в руки винтовки и будут защищать Родину. Но сам Пожарский до той поры не дожил. В 1937 году он был арестован, прошел через все допросы, унижения и в 1940-м году умер в лагере от воспаления легких.

В годы Великой Отечественной войны из 69 районов области 41 подвергался оккупации и 20 пострадали от налетов вражеской авиации. Фашисты нанесли огромный ущерб всей системе образования: было разрушено и сожжено 1394 школы, 250 культурно-просветительных и более 120 детских учреждений. Работы по восстановлению начинались сразу же после освобождения занятых врагом территорий. На 1 октября 1944 года в области работали уже 2443 школы. О том, как тяжело было и учителям и учащимся в то время, хорошо известно: голодные дети сидели в неотапливаемых классах, писали на старых газетах и обоях свекольным соком, учебников не было. Но они учились наперекор всему.

В 1949 году область стала переходить к всеобщему семилетнему образованию. В связи с этим 63 начальные школы реорганизовали в семилетки, а при сельских средних школах области открыли 40 школьных интернатов для размещения учащихся из отдаленных деревень.

С середины 1950-х началась подготовка к введению всеобщего среднего образования. В 1956 году отменили плату за обучение в старших классах. Усилилось внимание к трудовому воспитанию школьников и знакомству старшеклассников с основами современных производств. Создавались и расширялись школьные мастерские. Ученики проходили практику на подшефных предприятиях, в совхозах и колхозах. Повсеместно формировались ученические производственные бригады и летние самоуправляющиеся лагеря труда и отдыха школьников.

Но, наверное, этот период – слишком близкая история, чтобы о нем рассказывать – он и так в памяти сегодняшнего поколения.

Борис НИЛОВ, кандидат исторических наук, краевед

Автор: Борис НИЛОВ
48

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию