14 Декабря 2017
$59.14
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 18.11.2014

Наследник классиков пейзажа

Красота русской природы открывалась ему во всей полноте

Красота русской природы открывалась ему во всей полноте

За несколько месяцев до начала Первой мировой войны, 7 марта 1914 года, в тогда еще совсем мирном Санкт-Петербурге родился будущий выдающийся художник-пейзажист Алексей Грицай, написавший свои лучшие картины на тверской земле.

И никакой политики, господа

В юношеские годы он учился в студии известного живописца Савелия Зайденберга, который еще в начале XX века преподавал в собственной художественной студии «Школа живописи и рисования», являлся учредителем «Общества имени А.И. Куинджи», а среди его учеников были Юрий Анненков, Николай Акимов и Марк Шагал.

Алексея Грицая он передал из рук в руки Василию Яковлеву, ученику Константина Коровина и Абрама Архипова. Василий Николаевич известен как живописец, предпочитавший масштабность и усложненность композиции. Но Грицай взял у него другое: стремление к технической завершенности, прошел хорошую школу академического рисунка, базировавшуюся на работах старых мастеров. Он не увлекся ни портретом, ни жанровой живописью, отдав предпочтение пейзажу. Помимо прочего это позволило ему не прикасаться к идеологии, чего не избежал Яковлев, создавший парадные, выспренные портреты Жукова и Сталина, где мундир с позументом и наградами заслоняет все, в том числе характер. А яковлевская картина «Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции» (1937) является невольной пародией на полотно Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Мы представляем содержание этого письма, поэтому невероятно, как это не пришло в голову Яковлеву и чекистам и как художник уцелел.

Алексей продолжил обучение у другого классика соцреализма — президента Всесоюзной академии художеств Исаака Бродского. Здесь ему повезло, поскольку Исаак Израилевич был блестящим мастером пейзажа. Академию художеств Грицай окончил в 1939-­м. Его выпускной работой стала картина «Вручение Государственного акта на пользование землей» — далеко не лучшая даже для раннего этапа творчества художника. Правда, общее впечатление от всех работ, особенно пейзажей, позволило комиссии дать им положительную оценку и выдать академический диплом.

Негромкий гимн природе

В войну Грицай сражался на передовой, был награжден орденом Отечественной войны II степени. После Победы он многое переосмыслил и, завершив этот этап картиной «Электропечи» (1947), навсегда ушел от производственных тем и окунулся в русскую природу. Рубежными для него стали две поездки на Волгу, в район Жигулей, еще не изуродованных плотиной и водохранилищем.

Буквально за несколько лет Алексей Михайлович обрел известность и среди коллег, и среди ценителей живописи. В 1951 году за пейзаж «В Жигулях. Бурный день» ему была присуждена Сталинская премия. Правда, это награждение пришлось отрабатывать: его включили в артель художников, создававших монументальное полотно «Заседание Президиума Академии наук» и писавших к нему отдельные портреты известных советских ученых. Зато через год Грицай вместе с коллегами был удостоен за этот проект еще одной Сталинской премии.

Официальное признание позволило ему обрести независимость и вернуться к любимому пейзажу. Когда приоткрылся «железный занавес», его работа «Подснежники. Осинник» была удостоена бронзовой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Выполненная в академичной манере, лиричная и светлая, она прозвучала как негромкий гимн пробуждающейся природе. Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Зарубежная пресса так много и так восторженно писала о Грицае, как о продолжателе лучших традиций русских пейзажистов XIX века, что едва не оказала ему тем самым «медвежью услугу». Впрочем, времена наступали другие, поэтому обошлось.

В домике под Вышним Волочком

В те же 1950-­е годы Алексей Михайлович начал педагогическую деятельность. Через несколько лет он стал профессором Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова и работал там до самой кончины.

Темами его картин стали преимущественно ландшафты и состояния среднерусской природы. Купив дом в деревне Городок Вышневолоцкого района, рядом с Академической дачей художников им. И.Е. Репина, он больше никогда не расставался с этим живописным уголком Верхневолжья. Здесь мастер писал небольшие опушки и овраги, деревенские дворы и реку Мсту, косогоры и деревянные мостики. Особенно ему удавались переходные состояния природы: весна с ее первыми проталинами, а затем с прорезающейся листвой, листопады, сумерки, затишье. Художник не избегал изображать людей, но обязательно вписывал их в какой-­то уголок природы или помещал на грани природного и культурного (например, на веранде дома, за которой буйная зелень, на столе букетик полевых цветов).

Чистота и естественность образов, изя­щество и легкость полотен Грицая поразительны, они затрагивают зрителя до глубины души. Классикой отечественного пейзажа стали его картины «Первая зелень. Стадо» (1957), «Туман. Телята» (1962), «Пора весны» (1959–1965), «Черная вода» (1967), «Ледоход» (1984–1985). В одном из последних интервью, которое он дал в своем домике под Вышним Волочком, Алексей Михайлович говорил, что этюды он обычно пишет за один сеанс, но делает их абсолютно завершенными. При этом художник и сам не знает, где они ему потом пригодятся. Но пригождаются. Очень большое значение Грицай придавал вживанию в пейзаж, попытке увидеть в нем несколько смысловых слоев, а не просто зафиксировать сиюминутное.

Что же касается больших полотен, то он порою писал их годами, нередко надолго откладывая работу и вновь возвращаясь к ней. Грицай говорил, что огромную роль в его художественном мироощущении играет воображение, позволяющее уйти от прямой фиксации и оказаться в сфере настроений, переходов, сопряжений смыслов. Эти мысли очень важны, но все­-таки, мне кажется, остается некая тайна, которую невозможно выразить словами даже тому, кто ее сотворил. Некоторые пейзажи Грицая — такой колористический, композиционный и сюжетный абсолют, который не хочется даже анализировать.

Все мы любим русскую природу, но очень немногим она открывает себя во всей полноте. Точнее, редко кто (даже среди художников) обладает такой глубиной зрения и оттенками чувствования, чтобы передать это художественными средствами. Грицай признавался: «Перед каждым только что натянутым, чистым холстом я всякий раз думаю, что напишу самую прекрасную свою картину… Но оказывается, сама работа дороже всего на свете!»

В 1964 году Алексей Михайлович был избран действительным членом Академии художеств СССР, а в 1973-­м за пейзажи «Апрельский вечер», «Бурный день», «Овраг. Весна», «Подснежники», «Восход луны» был удостоен Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. На следующий год ему было присвоено звание народного художника СССР, а в 1978-­м за цикл пейзажей «Весенний день на Оке», «Май. Весеннее тепло», «Весенние сумерки. Овраг», «Майский вечер», «Весенняя лунная ночь», «В заросшем парке» он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Алексей Грицай скончался 6 мая 1998 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Но память об этом большом художнике хранит и тверская земля, давшая ему вдохновение и откровение.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ,

профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
207

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость