24 Января 2017
$59.5
63.94
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 10.11.2014

От винта и семь футов под килем ( Жарковский район )

Фотограф: ЮРИЙ КУЛАГИН

Взлетят самолеты, рассекут водную гладь корабли

Взлетят самолеты, рассекут водную гладь корабли

Но капитаны останутся на земле. И такое бывает. Что делать, большинство эсминцев, линкоров, дельтапланов и истребителей можно легко унести в руках – перед нами всего лишь модели.

Это увлекательное конструирование – хороший экзамен на терпение. Как говорит руководитель кружка авиа- и судомоделистов Игорь Кулаков, обычно к концу года остается лишь 10 – 12 капитанов. А ведь несколько месяцев назад в просторном кабинете их было куда больше: «Класс! Я тоже запишусь!» Действительно, трудно начинать все сначала, раз за разом перечеркивая неправильные расчеты. Но по-другому новичку не стать мастером. Тот, кто это понимает, кружок не бросит. Даже несмотря на то, что первый запуск первого самолета обычно заканчивается «авиакатастрофой» – у «пилотов» просто не хватает опыта в управлении моделью. Так что взлеты начинаются с падений.

– Конечно, ребята расстраиваются. Зато потом, когда машина начинает их слушаться, на голове от радости готовы ходить: «Получилось!»

Игорь Васильевич стоял у истоков кружка и до сих пор все так же увлеченно работает над чертежами, вытачивает в полном соответствии с масштабом все детали, колдует над двигателем. Правило у Кулакова простое: «Чтобы чему-то научить ребят – сделай это сам». Иначе какой же ты наставник? Вот и не гаснет у него дома свет, когда все «нормальные люди» давно спят.

Был когда-то такой советский фильм «Улица младшего сына». Молодежь его сейчас почти не знает, а зря – это чистая, пронзительная история о пионере-герое Володе Дубинине, настоящей дружбе, мужестве. Игорь Кулаков в детстве смотрел картину не раз. Подвиги Володи восхищали, но запомнилось и другое – замечательные модели самолетов, которые делал школьник.

– Я понял: это мое. О кружке тогда и не мечтали, специальную литературу тоже было не достать. Поэтому с друзьями до всего доходили своим умом. Первые наши модельки были совсем примитивными – несколько деревяшек и мачты. Когда набиралась целая флотилия, шли на озеро играть «в пиратов»: бросали жребий, кому первому спускать корабль на воду, затем посылали вдогонку свою «Непобедимую Армаду». Если твое судно попало другому носиком в борт – значит ты победил.

Позднее в его жизнь вошло настоящее море. В начале 1970-х Игорь Васильевич служил на Северном флоте. Матроса, хорошо разбиравшегося в технике (он успел получить инженерное образование), назначили руководителем турбомоторной группы. Под конец службы были на подходе документы о присвоении ему звания офицера, но задержались, и моряк так и сошел на берег. Но с кораблями, как видим, не расстался.

Самолеты он тоже знает не понаслышке – в свое время немного поучился в МАИ. Но так сложилось, что в итоге остался на земле и выбрал себе «земную» профессию – долгие годы трудился главным механиком в леспромхозе и на ДОКе. И все же судьба ничего не забывает. Когда в середине 1980-х Жарковский Дом пионеров (ныне – ДДТ) получил несколько двигателей внутреннего сгорания, директор ума не мог приложить, как использовать свалившееся «богатство». Кто-то предложил открыть авиамодельный кружок.

– А кто вести-то будет?

– Поговори с Кулаковым. Он технарь стоящий.

Тогда Игорь Васильевич и не думал, что уже никогда не сможет уйти от своих капитанов…

– Сначала занимались только самолетами, а потом стало все больше приходить ребят, которые говорили: «Хотим корабли делать». И мы освоили еще одну стихию.

Интересно, что девчонки в кружке ни в чем не отстают от мальчишек. Александра Елисеенкова здесь уже пять лет. В один прекрасный день родители не без удивления узнали, что их дочери техника гораздо интереснее кукол. А потом Саша привела в кружок свою младшую сестру Полину, которая пока и в школу не ходит. Поля еще не стала «морским волком», но ей есть у кого учиться. В этом году Игорь Васильевич вместе с ребятами провел в районе регату моделей судов, и бойкая Саша Елисеенкова заняла второе место.

Одна из последних ее работ – модель грозного эсминца. А Стас Вавдичык замахнулся на радиоуправляемый ракетный катер. Несколько дней назад он спустил его на воду.

– И радовался, и волновался, – признается школьник. – Таких сложных кораб­лей у меня еще не было.

Четыре года назад Стас пришел в кружок вместе со своим другом Артемом Печеньковым. Он, напротив, «витает в облаках». Артем только что закончил работу над кордовой моделью биплана, оснащенную двигателем внутреннего сгорания. Самолет летает по кругу на привязи из двух небольших тросов, которые и называют кордами. Жаль, в небо на таком не поднимешься…

– Но у нас и побольше аппарат есть, – улыбается Игорь Кулаков, показывая внушительных размеров самолет, в кабине которого легко помещается летчик. – Не первый год над ним работаем. И обязательно доведем до ума.

Игорь Васильевич помнит и любит всех своих воспитанников, но особенно тепло говорит о тех, кто не изменил технике: Семен Иванов учится в ТвГТУ, Александр и Николай Страховы – отличные механики, Виктор Ястреб и Сергей Втулкин занимаются ремонтом машин. Они остались на земле. Но в своем деле каждый – капитан.

Павел БОГДАНОВ

Автор: Павел БОГДАНОВ
63

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Игорь Руденя на съезде Единой России сделал акцент на программе развития Нечерноземья
В Москве состоялся XVI отчетно-выборный съезд партии «Единая Россия». Политический форум собрал более трех тысяч участников: членов партии из всех регионов страны, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, журналистов.
23.01.201721:11
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию