18 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 18.09.2009

Свет знаний в чутких ладонях

Этот свет не измеряется в диоптриях и не зависит от солнца. Для слепых и слабовидящих воспитанников специальной коррекционной общеобразовательной  школы в  Твери он сама жизнь. Недаром на пьедестале  памятника Валентину Гаюи, основателю первого в мире интерната для слепых в Париже, выбиты слова, обращенные к незрячему ребенку: «Ты найдешь свет в образовании и труде».

Этот свет не измеряется в диоптриях и не зависит от солнца. Для слепых и слабовидящих воспитанников специальной коррекционной общеобразовательной  школы в  Твери он сама жизнь. Недаром на пьедестале  памятника Валентину Гаюи, основателю первого в мире интерната для слепых в Париже, выбиты слова, обращенные к незрячему ребенку: «Ты найдешь свет в образовании и труде».
Я не сразу  увидела эту школу на улице Попова за Волоколамским проспектом.  Тихое уютное здание скрывали  кроны  высоких деревьев. Во дворе не слышался привычный ребячий гвалт. Как правило, учеников сюда привозят мамы и бабушки. Детская рука в большой папиной – здесь  редкость.
Передо мной по  дорожке с шуршащими золотыми  листьями как раз шли мама и ее сын лет девяти. Идти ему было явно трудно, видимо, сказывались последствия детского церебрального паралича. А тут еще слабое зрение. И все-таки у дверей школы он решительно забирает из рук мамы тяжелый портфель: «Я сам!» Тяга к знаниям у некоторых малышей необыкновенная. А с другими приходится сложно,  после домашней чрезмерной опеки, когда кормят с ложечки, они не знают элементарных вещей.
Что меня в первый момент поразило – приветливые мягкие интонации педагогов. Без волевого нажима, как в обычной школе. Это можно понять. Если ребенок тебя совсем не видит или различает только твои контуры, именно     теплыми  заинтересованными нотками голоса можно проложить к нему  первый мостик. Приятно, что этого тепла   хватает и для родителей, которые терпеливо ждут своих детей на мягком диване в гостевой комнате. Многие привезли их с другого конца города или даже из ближайших районов. Здесь можно получить очередное задание и консультацию, а потом  заниматься дома по индивидуальным планам.
Зашла в подготовительную группу на первом этаже. Педагог Надежда Владиславовна Игнатенко проводила занятие с одним учеником Ванечкой. Комната была наполнена яркими познавательными игрушками. Мальчик чувствовал себя среди них королем. Пока видеть крупные предметы ему помогают очки с сильными линзами. Но в жизни может случиться всякое, поэтому выпуклый брайлевский шрифт все равно придется освоить. А для этого необходимо развивать мелкую моторику пальцев. Игра с мальчиком как раз и была на это направлена.
Здесь многое можно «увидеть» руками, даже  ощупать на карте рельеф Уральских гор. Где еще такое возможно? Выпуклая карта висела в библиотеке, хозяйкой которой была Ирина Анатольевна, вдова известного тверского поэта Михаила Суворова, потерявшего зрение в детстве. Наша газета много писала об этом удивительном человеке, основателе данной уникальной школы, которая начиналась когда-то с учебно-консультационного пункта.
Ирина Анатольевна как раз была под впечатлением дискуссии, развернувшейся в одном из последних номеров журнала «Школьный вестник»: где следует учиться инвалидам по зрению – в обычной школе или в коррекционной? Для нее вопроса тут нет. Практика показывает, что в обычной школе слабовидящему или тотально слепому ребенку одноклассники только на первых порах оказывают необходимую поддержку. Потом это им надоедает. И ребенок может оказаться в стрессовой ситуации, тем более что учитель  не всегда понимает его проблему. Только в коррекционной школе, где работают специально подготовленные педагоги, такого ученика могут безболезненно вписать  в  окружающий мир. По крайней мере к этому надо всегда стремиться. 
Тему мы продолжили с директором Викторией Владимировной Зазулькиной.
– У нас в коррекционной педагогике есть  одно из ключевых понятий – ребенок с особыми образовательными потребностями, – сказала она. – Это касается не только знаний, как таковых, но и обслуживания себя, рабочих навыков, общения. За двенадцать лет  все закрепляется. К каждому  воспитаннику мы ищем свои «обходные» пути.       
 Виктория Владимировна гордится, что их школу родители называют семейной за ту доброжелательную атмосферу, которая здесь царит. Мы прошли с ней по маленьким классам, где занимается от силы по пять человек. У каждого наставника тут свои  наработки. Например, уроки Татьяны Александровны Муравьевой могут «пахнуть» мятой, апельсином, хвойным лесом. Показали мне и живых кроликов, которых дети так любят прижимать к груди, и «сенсорную» комнату, где можно расслабиться и поваляться в бесформенных мягких креслах. Здесь по стенам и потолку гуляет волшебный свет, в световых трубках причудливо рождаются пузырьки, а на «тактильных» досках можно осязать необходимые в жизни предметы. Все эти игры и пособия очень дорого стоят. Без щедрых благотворителей их у школы не было бы.
Современная компьютерная техника, где текст, выводимый на экран, озвучивается с помощью речевого синтезатора, в школе уже не чудо, как и аудиокниги. Но   главное – это, конечно, личность педагога. Важно, что с тотально слепыми детьми могут заниматься люди, сами  не видящие белый свет. Ценой огромных усилий им удалось адаптироваться в зрячем мире, получить хорошее образование – одним словом, состояться. Конечно, их опыт для маленьких инвалидов по зрению бесценен.
Я познакомилась с Владимиром Николаевичем Поляковым, кстати, выпускником этой  школы, который в этом году с отличием  окончил университет и с большой радостью пришел работать в свой родной коллектив. Он недавно женился. Молодая семья снимает комнату недалеко от школы. Вечная ночь после болезни в трехлетнем возрасте не мешает ему радоваться жизни, потому что он  принимает ее такой, какая она есть. И своих незрячих и слабовидящих учеников  он постарается провести через все трудности, чтобы не слабела их воля и не терялась вера в добро.
А вообще мне кажется, что в этой школе и взрослые умеют учиться жизнелюбию у детей. Мне рассказали трогательную историю, как один мальчик перед  сложной глазной операцией подошел к своей учительнице и сказал ей: «Я хочу увидеть часики на вашей руке». Но операция, пятая или  шестая по счету, прошла неудачно. Предстоит еще одна. Он готов терпеть все испытания, пока есть надежда. Ну как же не уважать такого человечка?

Автор: Татьяна МАРКОВА
12

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость