24 Октября 2017
$57.47
67.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 29.10.2014

Обновление раритетов

Фотограф: ТОКГ

Отреставрированы восемь шедевров из фонда картинной галереи

Отреставрированы восемь шедевров из фонда картинной галереи

В Тверской областной картинной галерее прошло открытое заседание реставрационного совета. Оно было посвящено приему музейных предметов после приведения их в экспозиционный вид, который осуществили научные сотрудники музея и реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ).

Мария Сахно представила «Знак сапожного цеха» работы неизвестного художника второй половины XVIII века, который предстал перед членами совета и сотрудниками галереи обновленным: ему был возвращен авторский формат, картину покрыли лаком, тонировали утраты. Это один из знаков, которые поступили в Тверской музей, затем часть из них была передана в картинную галерею. Искусствовед Елена Мроз так пишет об этих произведениях в своих неопуб­ликованных работах: «В 1904 году поступили в музей из Тверской ремесленной управы девять любопытных картин – цеховые знаки, написанные в XVIII веке. Это – «Знак сапожного цеха», «Знак портного цеха», «Знак каретного и столярного цеха», «Знак серебреного цеха», «Знак печного цеха», «Знак кузнечного цеха», «Знак прядильного цеха», «Знак иконописного цеха» и «Знак калашного цеха». Эти жанровые картины среднего живописного качества носят полухудожественный, полувывесочный характер.

«Знак калашного цеха» – незамысловатая жанровая сценка: в ларьке за прилавком продавец в зеленом кафтане и красном камзоле и покупательница в красном платье с белой косынкой и в белом чепце, в правой руке – французская булка. Наиболее интересна картина «Знак портновского цеха», которая ясно показывает источник, откуда художник заимствовал ее композицию. Это несколько упрощенная по содержанию гравюра Шустера с рисунка Даниэля Ходовецкого из альбома «Kuhfertafeln zum Elementarbuche fur die Jugent, ihre Eltern und Freunden in gesitteten Standen 1770». На картине отсутствует группа правой стороны гравюры – подмастерья, занятые шитьем. В остальном художник почти во всем следует за оригиналом вплоть до брошенных на пол утюга и ножниц.

В собрании картинной галереи находятся пять знаков: «Знак портного цеха», «Знак калашного цеха», «Знак прядильного цеха», «Знак кузнечного цеха» и «Знак сапожного цеха».

Реставрация картины Аполлинария Васнецова «Река в лесу» проходила вне графика плановой работы, это было вызвано необходимостью представления полотна для выставки в Белгороде. В результате укрепили ее красочный слой, в места утрат подведен и обработан реставрационный грунт, удалены загрязнения с поверхности живописи, картина покрыта лаком, утраты тонированы. Эти работы были проведены Светланой Кузенковой, заведующей реставрационной мастерской.

Произведения древнерусского искусства реставрировала Анастасия Власова, это – иконы «Святые преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, князья Борис и Глеб» неизвестного художника XIX века, «Святые Ефрем и Аркадий Новоторжские, благоверные князь Георгий и княгиня Иулиана Новоторжские», «Никола Можайский с двенадцатью клеймами жития Николы», неизвестного автора первой половины XIX века.

Большой интерес вызвали произведения, отреставрированные в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря. Прежде всего это «Сельский праздник» Яна Брейгеля. Обновление этой картины стало возможным благодаря тому, что она экспонировалась на выставке «Сохранение культурного наследия: живопись и графика старых мастеров из собраний российских музеев после реставрации в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря». Московские специалисты работали также над холстом Владимира Маковского «Дедушка и внучка». Как рассказали в музее, во время транспортировки картины в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря деревянная основа ее (а это две соединенные вместе доски) раскололась. В ходе реставрации были произведены склейка деревянной основы, удаление загрязнений с оборота, подведение грунта в места утрат, удаление загрязнений с поверхности живописи, регенерация лака, покрытие картины лаком, выполнение реставрационных тонировок. Кроме того, из столицы вернулась работа неизвестного мастера XVIII века «Горельеф. Апостол». Со скульптурой также пришлось потрудиться, но теперь и она полностью приведена в экспозиционный вид.

Таким образом, в фонд картинной галереи вернулось после реставрации восемь произведений, и они, без сомнения, найдут достойное место в экспозиции Тверского Императорского дворца, к возвращению в который готовятся все подразделения Тверской галереи.

Евгений ПЕТРЕНКО

По материалам Тверской картинной галереи

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
39

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость