27 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование22.10.2014

И тогда услышишь вдруг, как звучит родное слово

Фотограф: Владимир КРЫЛОВ

Преподаватель Суворовского училища вошла в число призеров Всероссийского конкурса

Увы, в большинстве своем мы разучились писать письма. Нет, не электронные, которые в любой момент можно отправить в небытие одним нажатием клавиши, и не SMS-ки, способные передать лишь сиюминутную информацию, а настоящие.

Написанные ручкой на бумаге, хранящие тонкий аромат духов – те, что можно сто раз перечитывать и улавливать оттенки чувств и настроения того, кто их прислал. В чем причина того, что эпистолярный жанр даже у современных писателей нынче не в моде? Считается, что спрессованность времени современного человека не позволяет тратить его на письма, хотя в сутках как было 24 часа, так и осталось. Все объясняется формулой «время-деньги». Вот так, постепенно, мы теряем целый пласт языковой культуры, который был завещан нам великими предками. Как, из каких фактов и штрихов будут воссоздавать портрет нашего современника историки и литературоведы конца XXI века? И сохранится ли к тому времени русский язык во всей своей красоте и полноте?

Основания для такого рода опасений, к сожалению, есть. «Прекрасный наш язык, под пером писателей неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». Эти слова Александра Сергеевича Пушкина, сказанные им еще в XIX веке, сегодня актуальны как никогда. Но мало бить тревогу по этому поводу, обществу надо действовать, причем по всем направлениям. Одним из таких мероприятий, направленных на сохранение русского языка, является Всероссийский конкурс «Лучший урок письма». В этом году он проходил в 12-й раз, а участие в нем принимали около 100 тысяч детей и более 1400 учителей из 82 регионов России. Масштаб такого рода соревнования в эпистолярном жанре, инициаторами и организаторами которого были ФГУП «Поч­та России», МГУ им. М.В. Ломоносова, ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» и профсоюз работников связи России, конечно, впечатляет. А его итоги могут нас порадовать: 2-е место в номинации «Лучшая методическая разработка урока письма» заняла преподаватель русского языка и литературы Тверского суворовского училища Светлана Масалова, а лучшим в областном конкурсе по главной его теме – «Победы родное лицо» – стал ее ученик, семиклассник Павел Губриев.

Вот несколько строчек из его письма.

«Здравствуй, дорогой мой прадедушка Иван Леонович!

Пишет тебе правнук Павел. Мы никогда с тобой не виделись, но я о тебе знаю много. Об этом мне рассказали мои родители, твои стихи, рассказы и письма, что бережно хранятся в нашей семье. И вспоминая эти рассказы, я каждый раз пытаюсь представить, как ты идешь с гранатой на врага, или под непрекращающимся обстрелом форсируешь реку, или вместе с бойцами батальона бросаешься врукопашную на фашистов…

…Как бы мне хотелось пожать твою мужественную руку и обнять тебя. Но это невозможно. Время разлучило нас. Ты ушел в вечность, а я, продолжая семейные традиции, учусь в суворовском училище и делаю все, чтобы уже сейчас внести свой посильный вклад в дело процветания России. И, заканчивая свое письмо, хочу выразить еще раз слова искренней благодарности тебе и твоему поколению за то, что мы живем под мирным небом в свободной стране. Низкий Вам поклон.

С уважением и любовью к тебе, твой правнук Павел».

Светлана Владимировна о своей победе в номинации «Лучшая методическая разработка урока письма» говорит скупо: «Наверное, жюри просто оценило мой подход к подготовке учеников к этому конкурсу и то, что я не боюсь экспериментировать. К примеру, некоторые суворовцы написали свое письмо в стихах, и пусть они пока далеки от совершенства, ребята вложили в них свои мысли и чувства».

«Свой подход» в преподавании русского языка, естественно в рамках утвержденных методик, прослеживается у нее на каждом уроке. Казалось бы, что такого оригинального можно придумать, объясняя ученикам тему причастного оборота? Но Светлана Владимировна, построив свой урок по принципу: от простого к сложному, смогла превратить его в увлекательное путешествие в мир словесности. А проводником и стал причастный оборот, придающий предложению особую красоту и массу разных оттенков. Сорок пять минут урока для всех, кто на нем присутствовал, в том числе и журналистов «ТЖ», пролетели как одно мгновение. Погружение в русский язык, в его глубины и возможности было таким полным, что выплывать из них просто не хотелось. Хотя бы потому, что в реальной жизни «великий и могучий» некоторые порой пытаются «модернизировать» так, что Эллочка-Людоедка, словарный запас которой составлял, как известно, всего 30 слов, выглядит почти интеллектуалкой. Понятно, что далеко не у каждого была в школе такая учительница, как Светлана Масалова, но причины бьющей в глаза, а особенно в уши, общей безграмотности лежат намного глубже.

– У нас появилось целое поколение ребят, не приученных читать книги, – считает Светлана Владимировна. – И это не их вина, а наша общая беда, с которой надо бороться. Как? Да хотя бы включать в список рекомендованной литературы те книги, от которых ребенок просто не сможет оторваться. И не важно, в каком жанре они написаны – сказка, приключения, фантастика, – главное, чтобы у детей появилась привычка читать. Лучше начинать эту работу еще с дошкольником, в семье. Иначе он никогда не сможет по-настоящему грамотно писать и говорить. Прислушайтесь, как сегодня выражают свои эмоции подростки. Для этого им хватает буквально нескольких слов: «Круто!» «Прикольно!», «Жесть!», «Гламурненько», ну и еще пара-тройка других. Обратите внимание: большинство выражений пришло в современный словарь, а точнее, словарик, из малохудожественных зарубежных фильмов. И это языковое убожество представляет сегодня большую опасность для нашей молодежи. Поэтому я очень благодарна организаторам конкурса «Лучший урок письма» за то, что они, возвращая наших детей в словесный мир Пушкина и Лермонтова, Толстого и Гоголя, учат их не только писать по-другому, но и разговаривать. И пусть таких словесных ристалищ будет как можно больше, и не только на всероссийском, но и на областном и даже районном уровне.

Язык — это не только история народа, это его проводник на более высокую ступень цивилизации, неотъемлемой частью которой была и будет культура. Еще Константин Паустовский, великий русский писатель, говорил: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Так, может быть, на волне патриотизма, который сегодня испытывает наша страна, попытаться и об этом напомнить нашей молодежи? А для начала вернем в нашу повседневную жизнь книги и обычные письма. Перечитаем классиков и вновь восхитимся «великим, могучим, правдивым и свободным» русским языком, на котором нам посчастливилось думать, писать и говорить.

Светлана АВДЕЕВА

Автор: Светлана АВДЕЕВА
904

Возврат к списку

Студент из Твери стал призером Национального чемпионата WorldSkills Russia 2017
«Третье место в компетенции «Графический дизайн» занял Максим Косточкин, студент Тверского технологического колледжа!» - объявили организаторы очередного победителя финала V Национального чемпионата WorldSkills Russia 2017. За своей заслуженной наградой он не шел – летел. 
26.05.201719:56
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию