28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура22.10.2014

«Я здесь был рожден, но нездешний душой...»

Фотограф: НИКОЛАЙ ПОГОРЕЛОВ

О выставке рисунков заслуженного художника России Людмилы Юга

О выставке рисунков заслуженного художника России Людмилы Юга

В стандарте самых значимых лермонтовских мест четыре точки. Москва, где родился и учился, Петербург – там юнкерско-гусарская лямка, столичный свет и мощный творческий взлет. Отягощением – монарший гнев, опала и гибель в Пятигорске. Пензенские Тарханы, дом детства и последняя могила поэта.

Подмосковная усадьба Середниково до относительно недавней поры учитывалась словно за скобками парадного мемориального ряда. В собраниях сочинений, в отдельных изданиях упоминалась как подтвержденное место пребывания поэта – мелким шрифтом в отсылках, комментариях, примечаниях, а если в предисловии, то впроброс. Так же и в биографических трудах. Однако на Середниково приходятся четыре каникулярных лета 1829–1832 годов. Сезонные «вакации» на фоне учебы в Благородном пансионе и Московском университете поквартальным сложением дают целый год! А это в форматах лермонтовской жизни уже много.

«Подумать только – разве это не чудо?» – изумлялся восторженно авторитетнейший знаток эпохи академик Евгений Тарле. И далее гасящая эмоцию констатация-диагноз: «В нарушение всех законов возрастного развития появляется этот поэт». В рукописных копиях, самиздате – звучный, общественно-резонансный дебют. Стихотворение «Смерть поэта» связует, знаменует, обличает, утверждает… Потом окажется, что и предначертает автору. Формально будучи в антураже, «поэтом пушкинской поры», он утвердится в независимой цене и собственном достоинстве – на фоне, вслед и вровень с Пушкиным.

«Середниковские досуги», начиная с 14 лет, ступенчато ведут Лермонтова на юношеский порог, к 17-летию. Этот период лишь условно можно назвать подготовительным. «В стол» и «для своих» многим числом пишутся поэмы и повести в стихах, полнометражные драмы и даже оперное либретто, проза, сотни стихотворений...

Импульсный разряд для сложения строк в бесшумном, например, пролете в вечернем небе одинокой птицы – степного ворона:

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

У этого же окна в башне бельведера середниковского дома, выйдя чуть-чуть за половину своего жизненного предела, Лермонтов пишет... «Завещание».

Мой друг! Ты знаешь ту поляну;

Там труп мой хладный ты зарой,

Когда дышать я перестану!

Здесь ни на грош кокетства, даже возрастного. Известно, сколь драматичны были семейные обстоятельства после ранней кончины матери Лермонтова. По воле бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, мальчик при живом отце фактически сделался полным сиротой.

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.

Бабушкиной любовью-тиранией определялись его детство, воспитание, выбор места жительства и всякий выбор. Будучи сама из Столыпиных, она положила летний порядок внука-студиозуса в доме родни, в Середникове. Усадьба замечательная, образец подобным. Разорили ее, конечно, не наследники, а пришельцы, с этим дело обычное. В.И. Ленину Середниково глянулось как загородная резиденция главы правительства. Но коллеги предпочли определить вождя в Горки, а Середникову досталось идти под горку.

К 90-м годам прошлого века почти край разорения. Но вдруг! Впрочем, не вдруг, а по каким-то тайным законам и следствиям усадьба начала возрождаться. И связано это с личностью – удивитесь! – Михаила Юрьевича Лермонтова, правнучатого племянника великого поэта. Новый М.Ю. Лермонтов, видный общественный деятель столицы, совершил максимум возможного по восстановлению усадьбы, которая превращена в притягательный центр современной культурной жизни, где реализуются разнообразные проекты и программы. Лермонтовская тема главная в масштабе и пропорциях деятельности теперь уже международной ассоциации «Лермонтовское наследие». Скажем так, что возрожденное Середниково сродни обретению утраченного прежде автографа одного из важнейших произведений поэта.

В четырнадцать овалов заключены виды Середниковского поместья. Вот приплюснутые линзы эллипсов наведены на дорическую колоннаду галереи, связавшую в торжественное целое все здания парадного двора. Три колонны, уменьшаясь через два неравных промежутка, «уходят», неся тяжелый антаблемент, от центра влево, имея фоном темную сплошную кулису деревьев на заднем плане и ритмичную строчку ограды, завершенную в глубине справа высветленным фасадом флигеля. Прием ракурса срабатывает в данном случае на создание эффекта кругового движения по часовой стрелке. Динамика усилена и неожиданно развита стремительным силуэтом облака, рвущего овальный контур.

Иное – веселенький цветочный вазон, который, как облако, тоже вынесен, а точнее, выставлен за край овала, предваряя строго перспективную постановку колонного ряда. Композиционную задачу и здесь обогащают нежные, ласкающие карандашные движки, с пониманием, умело и любовно считывающие любой архитектурный текст. С объемами и пластикой колонн у Людмилы Юга отношения особые. Имеет место настоящее столпотворение, сродни изначальному зодчеству самому.

Лист с вороном – панорамный. Вверху избыток облачного неба, в нижней части балюстрада главного дома линейно отчеркивает удаленное пространство, не давая провиснуть изображению плоскости газона и вторя въездной ограде. Она в свою очередь на завершающем листе серии взята крупным планом ажурных кованых ворот, с солн­цем и звездой, навешенных на массивные белокаменные пропилеи. Отсюда у нас возвратный, не свысока, взгляд по осевой.

Парковые пейзажи интонационно романтичны, как тому и полагается быть. Лист со светлячком. Здесь безупречная композиционная логика. Устанавливая ее, подвергаешь риску цельность восприятия. На самом деле здесь все вроде бы просто. Есть два понятных регистра: над линией моста и под нею. Светящаяся горизонталь слегка вибрирует над тремя несущими арками. Могучим опорам, уверенно вдавленным в подводный грунт, противостоят нервная стенка тоненького тростника и мягкий травный береговой спуск. За мостом и над ним разворот лесистой речной поймы, где слева темная щетинистая хвоя, справа округлый лиственник. Затейливое облачко в разрыве крон, луна из-за грани овала расстилает полотном свою дорожку поперек течения речки, вдоль подножия моста. Почти по центру средней арки и листа в целом – узкий резкий блик на углу тыльной части опоры связывает вертикалью два этажа изображения. А на мосту столбы ограждения гуляют, расплескивая лунный свет. Беседуют, поди?.. Волшебный лист.

Тревожная кнопка лунного диска в центре интерьера с окном. Кто-то нажал, шторы раздернуло аж... Шесть редакций «Демона» было написано автором, но завязь поэмы для последующих превращений сложилась именно в середниковском коконе. Две чернеющие полу­сферы с врубелевским Демоном в складках занавески фланкируют открывшуюся трапецию с оконной рамой и видом двора, в котором под зрелой, полной луной свет без тени. Лист выстроен экономно, конструктивно жестко, в эмоциональном напряжении.

Особо хочется выделить роль и значение вспомогательного состава в рисунках. Описание выше частично коснулось деталей, либо входящих извне через контур эллипса, либо выходящих и тоже якобы нарушающих «красную линию». Людмила Юга блистательно владеет этим приемом, стоит вспомнить офортную серию «Безансон». Здесь также сложилась система запредельных дополнительных акцентов, которые воспринимаются как кодовые, ключевые. Подпись, заголовок, название и – больше! – смысл. Например, в рисунке с Демоном в складках шторы важнее оказывается Биб­лия. Она предложена на переднем плане весомой, значимой формой, в ней источник и мера творческой задачи.

Что замечательного в этих будто бы окрестных – лодке, корнях дерева, лунной дорожке, круглом столике, человеческой фигуре? А то, что они неустранимы, функциональны. Знаковы. К примеру, легчайшая тень на земле от двух фигур перед входной решеткой деликатно определяет масштаб сооружения, а также высоту и точку зрения на перспективу двора.

Если вновь взглянуть на лист с вороном и внимательно прочитать стихотворные строки, то в них найдем не только название выставки, но и намек на изобразительный постскриптум. Он на двух прямоугольных рисунках. Дело в том, что М. Лермонтов доискался своего родословия и истоков по отцовской линии. Кельтская кровь шотландских Лермонтов оказалась у него, 124-го потомка первого из Лермонтов Томаса-рифмача, как именует его хроника XIII–XIV веков. Поэт, один из авторов «Тристана и Изольды» (вот они, шествуют из лестничного грота), предсказал, что через 500 лет в одной из ветвей рода явится миру поэт великий. Знаком сего будет заячья семья, которая заведется в камине среди развалин фамильного замка. Сошлось! Сбылось через Лермонта Георга-воина, который в XVII веке дал присягу верности царю Михаилу Романову, верой и правдой служил новому своему отечеству во времена Смуты. Лист с предполагаемым образом Георга-Юрия закономерно дополняет основную часть экспозиции.

«Нездешность» Михаила Юрьевича Лермонтова – по крови и по душе – в отношении России и прежде, и теперь устанавливается прихотливым набором цитат о «России немытой». Стоит ли выписывать набор прямо противоположный? Он известен. По этой теме высказались многие и много. Самым убедительным и взвешенным о качествах лермонтовского патриотизма представляется мнение Николая Добролюбова: «Поэт понимает любовь к Родине истинно, свято и р а з у м н о». Последнее слово самое уместное, точное. Оно и выделено.

Александр ЛЕПЕХИН

Автор: Александр ЛЕПЕХИН
54

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию