10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура13.10.2014

Линии, штрихи, пятна и точки

Фотограф: АРХИВ «ТЖ»

Арсенал искусства графики границ не имеет

Арсенал искусства графики границ не имеет

За 75 лет, что на тверской земле существует областное отделение Союза художников России, в Верхневолжье сформировалась сильная традиция графического искусства, наши мастера работают в разных стилевых направлениях, ищут собственную манеру письма и формулируют индивидуальное отношение к материалу.

Председатель комиссии графики тверского Союза, заслуженный художник России Людмила Юга вспоминает, что в 60–70-х годах прошлого века существовала замечательная практика: маститые художники приглашали молодых коллег в свои мастерские и рассказывали, показывали, одним словом, учили. Людмила Георгиевна, скажем, именно в студии Евгения Светогорова впервые познакомилась с искусством офорта, которому впоследствии посвятила много времени. Человек, который стоял у истоков калининской организации художников, – автор многих пейзажных работ, выполненных в технике травленого штриха. Главное достоинство его листов состоит в том, что он умело выстраивает пространство, в которое вовлекается зритель, когда рассматривает эти произведения.

Плеяда мастеров, работавших раньше, заложила основы, которые стали фундаментом, опорой для художников последующих поколений, тех, чье творческое самосознание формировалось в том числе и благодаря опыту старших коллег. В Союзе художников до сих пор с особой теплотой вспоминают, теперь уже можно сказать, нашего классика Ростислава Благовещенского. Будучи полиграфистом-ретушером, он настолько увлекся акварелью, что смог только благодаря своему огромному таланту и работоспособности достичь небывалых высот в этом искусстве, которое вывел на качественно иной уровень. Его акварели воздушны, чисты, виртуозны, и в этом в очередной раз можно убедиться, придя на юбилейную выставку «Тверские художники. 75 лет служения России», которая вчера открылась в Тверском городском музейно-выставочном центре. В мемориальном разделе экспозиции размещено несколько акварелей Благовещенского, а также работы Германа Зайцева, Геннадия Клюшина, Алексея Перфильева.

– В 1970–1980-х годах был особенно популярен такой вид станковой графики, как линогравюра, – рассказывает Людмила Юга. – Герман Зайцев сполна отдал этой технике: например, в листах, посвященных Бернову, он показывает противостояние черного и белого. Сергей Кулемин также известен как мастер линогравюры. В военной серии он, наследник школы Фаворского, тщательно прорабатывает фигуры, и это вроде бы простой штрих и простые силуэты, но они даны художником в движении, которое возникает, если отойти от картины чуть дальше. Геннадий Клюшин работал в том числе и в ксилогравюре, более сложной и древней технике, заключающейся в использовании деревянной доски из самшита. Штрих Клюшина тонкий, изящный, сочетание основных цветов делает листы, созданные им, вибрирующими.

Мы проходим с Людмилой Георгиевной по юбилейной экспозиции и останавливаемся у работ Алексея Перфильева, тончайшего графика, к заслугам которого относится создание офорта европейского качества и звучания. Офорты у него часто формальны, но использование формальных приемов было основной задачей, которую ставил перед собой художник: создание богатой фактуры, вызывающей множество ассоциаций, наполненной многими смыслами.

– Современные направления в графике развивают Игорь Гусев, художник, очень раскованный в своем творчестве, Геннадий Ореликов, блестящий акварелист, в Осташкове успешно работает Александр Зазынов,– говорит Людмила Юга. – Зрители хорошо знают творчество Нелли Пятышевой, чьи акварели отличает, с одной стороны, энергия, а с другой – известная сдержанность, прежде всего колористическая. Листы Николая Перлова удивляют мягкостью и пространственным решением, которое предлагает автор, в чьих произведениях хорошо прослеживается традиция московской школы графики.

Геннадий Самойлов прекрасно владеет различными графическими техниками: от сложного офорта до простого карандашного рисунка, но самая большая его любовь – акварель, которая открывает перед мастером неисчерпаемую палитру живописных поисков и возможностей выразить себя. Работам Самойлова присущи строгий отбор компонентов мотива, ритмическая организованность композиции, лаконизм колористического решения. Пейзажи составляют основу его творчества и являются любимым жанром. Виктория Воеводина – автор философских, психологических работ, образных и ассоциативных. Борис Федоров не только уникальный художник по стеклу, но и непревзойденный график, способный в пастели передать всю трепетность фактуры и натуры. Графический почерк Людмилы Юга узнаваем по особому динамизму, твердости и решительности линий, по активным ритмам. Изобразительная структура ее произведений лаконична, но в лирических листах звучат мягкие, живописные качества акватинты. Черно-белый цвет художница воспринимает живописно, в тональных градациях, а погружение изображения в световоздушную среду позволяет ей создать своеобразную пространственную отстраненность образов. На смысловую основу работ немалую роль оказало увлечение древней русской иконой, в сочетании с эмоциональной привязанностью к русской природе это сформировало эстетические взгляды и привязанности художницы.

Кира Петушкова работает в творческой мастерской Людмилы Юга в качестве художника книги, но активно занимается офортом, пастелью, монотипией. Искусству Юлии Ананьевой присущи тяготение к эпическому охвату жизненных явлений, смелая постановка сложных социальных и нравственных проб­лем, острота личного переживания. Многогранна творческая деятельность Ирины Маховой, которая на юбилейной выставке показывает домашние портреты, пронизанные особым чувством, наполненные уютом и теплом. Контрастом выступают листы Владимира Анисимова, художника с неожиданным, оригинальным видением мира. Творческий поиск Анисимова определяется авторским темпераментом и логикой процесса его внутреннего развития, стремлением найти пластическое выражение образов – формул, отражающих извечное представление о земле, небе, времени, человеческой культуре. Работы Дины Вальберг отличаются глубокой искренностью, образностью, верным пониманием задач искусства. Ее незаурядные способности проявились в серии «Тверской металлургический завод», отдельные листы из которой представлены на выставке.

Разговор о тверской графике неисчерпаем, поскольку неисчерпаемо само это искусство, использующее в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. В конце концов, вспомним, известную мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Выставка «Тверские художники. 75 лет служения России» уже открылась…

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
57

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию