22 Февраля 2018
$56.65
69.81
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 10.10.2014

Мы едем, едем, едем

Фотограф: Юлия КРУТОВА

Школьникам предлагают отправиться на урок в Москву

Школьникам предлагают отправиться на урок в Москву

Рассчитать траекторию полета небесного тела или решить задачу по закону сохранения энергии во время игры, за штурвалом ракеты – это совсем не то, что вспомнить скучные формулы, сидя над тетрадкой в классе. А изучать по биологии строение скелета,
к примеру, динозавра, гораздо интереснее воочию, вооружившись специальными приспособлениями. Уверена, что именно такие уроки интересны нашим детям. И они стали реальностью в программах школьно-образовательного туризма – новом и востребованном направлении, о котором пока мало известно.

Чаще ездишь – больше знаешь

2­я Межрегиональная конференция по школьно­образовательному туризму в Москве, которую организовал комитет по туризму и гостиничному хозяйству столицы, была посвящена именно этой теме. Сюда пригласили из регионов представителей властных структур, отвечающих за развитие туризма, тур­операторов и турагентов, а также представителей системы образования.

Организация москвичами подобного масштабного форума не случайна. Комитет по туризму правительства Москвы основательно взялся за развитие этой сферы в самом посещаемом городе страны. По словам заместителя председателя комитета Ирины Руденко, одним из значимых шагов является развитие школьно­образовательного туризма. Потому что в Москве, где работает около 600 музеев, есть для этого все возможности. Здесь уже реализуются интересные проекты, большинство из которых предназначено для студентов и школьников. Самое главное, что они рассчитаны на все регионы России. Позиционируются туры как мероприятия в рамках дополнительного образования. Это вопрос, который находится главным образом в компетенции министерств культуры и образования, однако одним из полноправных участников такой связки себя считают и представители сферы туризма. Ведь узнать мир по­настоящему можно только в путешествии.

Московские уроки

Столица предлагает большое количество образовательных туров. К примеру, для будущих абитуриентов: «Предстоит учиться мне…». В Москве около 200 вузов, и старшеклассники близко познакомятся со многими из них: МГИМО, МГУ, Иняз… Экскурсанты не смогут попасть, пожалуй, только в «Бауманку», которая не принимает участия в этом проекте. Перед подростками университеты предстают не просто как некие обезличенные казенные учреждения, а как живые организмы, где есть свои музеи, свои сек­реты, традиции. Во время таких экскурсий ребят даже кормят в вузовских столовых.

На учеников средних и младших классов рассчитан один из долго­срочных проектов, который начали реализовывать два года назад –
«Московские уроки». Его основная идея такова: знакомясь с достопримечательностями столицы, юные туристы получают возможность в ненавязчивой форме дополнить знания по основным учебным дисциплинам. Таким, как история, литература, биология, физика, математика, мировая художественная культура, и другим. По мнению разработчиков туров, подобные методики идут в ногу не только со временем, но и с новыми образовательными стандартами. Это и есть одна из форм работы, которую активно стараются внедрять в школах прогрессивные педагоги, предполагающая активную деятельность и преподавателя, и ученика.

В экскурсионно­образовательные туры, рассчитанные на различный возраст учеников, включены самые настоящие уроки, ориентированные на темы школьной программы. Они проводятся с использованием анимационных и интерактивных технологий, игр и квестов. За два года на «Московских уроках» побывали 10 тысяч школьников со всей страны.

Главной образовательной площадкой становятся музеи. К примеру, знания по литературе можно дополнить в музеях А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. Опыты по химии и физике успешно проводят сотрудники лабораторий Политехнического музея или «Экспериментаниума». Для юных биологов незаменимыми окажутся музеи Тимирязева и Дарвина. Изюминка в том, что простое созерцание экспонатов дополняется активным участием.

А руководитель Национального офиса по туризму Вологодской области Елена Сургуладзе рассказала про необычный совместный «урок географии». Это проект «Вологодчина из космоса», который появился по инициативе учителей географии из Вологды.

Среди местных, а потом и среди московских школьников был объявлен конкурс идей, который предполагал составление маршрутов. Авторы учитывали все нюансы: километраж от пункта А до пункта Б и время в пути, точки питания, объекты размещения. Участники конкурса, никогда не бывавшие в Вологде, составляли маршруты по навигаторам, картам, путеводителям. Результаты, по словам Елены Сургуладзе, оказались уникальные: дети создали готовый турпродукт, который можно смело отдавать в работу туроператорам. По итогам конкурса юные московские разработчики были приглашены на экскурсию в город, с которым они виртуально были уже хорошо знакомы.

«Твое достоянье на все времена»

На интерактивных уроках гости смогли побывать и сами. Одну из групп любезно принял центральный музей музыкальной культуры имени Глинки. На первый взгляд может показаться, что уроки здесь предназначены только лишь для учеников музыкальных школ. Однако это не так. Программы и экспозиции этого интереснейшего места в Москве понравятся и взрослым. Подробнее об этом мы расскажем в последующих номерах нашей газеты. А в этом материале хотелось бы остановиться на уникальной интерактивной выставке «Гимн России», которая может стать для молодого поколения настоящим уроком обществознания.

Выставка занимает восемь залов, в оформлении которых использовались экспонаты 16 различных мос­ковских музеев. Здесь вся история одного из главных символов нашего государства – от петровского «Марша Преображенского полка» до «Государственного гимна РФ», который в финале экскурсанты торжественно исполняют хором. Кинокадры хроники, портреты вождей, одежда и атрибуты эпох – все это позволяет за один час не только увидеть путь появления современного гимна, но и вспомнить историю страны. По словам сотрудников музея, выставка пользуется огромной популярностью. Даже те школьники, которые вначале входят в зал с красной ковровой дорожкой без особого интереса, в момент коллективного исполнения гимна уже преображаются даже внутренне.

Преграды преодолимы

Межрегиональная конференция для специалистов из разных областей стала также поводом поговорить не только о перспективах, но и о проблемах, связанных с туризмом для детей. В этом направлении их больше, чем где бы то ни было. Огромное количество бумаг, разрешений, которые должен собрать учитель, набирающий группу, а также турагентство, препятствует частым поездкам. Участники конференции называли требования различных инстанций, которые, по их мнению, являются чрезмерными. Это, к примеру, обязательное наличие медработника в группе, определенный набор пищевых продуктов в дорогу, справки от врача (которые на деле действительны только 3 дня). Даже московский педагог до и после похода с детьми по столице должен оформить 40–50 листов различных документов. Определенные требования есть и к автотранспорту.

Путешествовать по железной дороге также непросто: на покупку билетов оптом для группы школьников скидки не предусмотрены, кроме того, потребуется целая папка документов. Руководитель комиссии по детско­юношескому туризму общественного совета Ростуризма Сергей Менделевич давал разъяснения по всем наболевшим вопросам и много говорил о том, как их организация старается изменить ситуацию. Кстати выяснилось, что многие требования уже не действительны, но о переменах никто не имеет информации – ни сами турагентства, ни контролирующие организации. Все постановления правительства в этой сфере и другие документы можно найти на сайте moscowtourism.ru.

Участники встречи высказали предложения, которые, по их мнению, могут пойти на благо развития образовательного туризма. В том числе это введение специальных, льготных, тарифов и цен на образовательные программы. Обязательное лицензирование для компаний, работающих с детьми, определенные льготы для них.

Но самое главное предложение, которое звучало на конференции на протяжении трех дней, – школьно­образовательный туризм должны поддержать педагоги страны. Ведь они заинтересованы в этом не меньше. Всю информацию по таким турам можно узнать на сайте: travel2moscow.com

Далеко ходить не надо

Насколько интересны эти проекты тверитянам, мы поинтересовались у специалистов сферы образования и туризма.

Завуч тверской школы № 52 Инна Щепетова говорит о том, что педагогам о них уже известно: «Наши школьники ездили на урок рисования в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Все это очень интерес­но, но проблема в том, что поездки в Москву возможны только в выходные. Не все учителя готовы потратить единственный свободный день на экскурсию. Поэтому получается не так часто, как хотелось бы».

Кстати, председатель Ассоциации туризма Тверской области Ирина Шереметкер в ответ на наш вопрос поделилась своими планами: «Мы знаем о проблеме, связанной с такими поездками, – внеурочное время. Поэтому от имени ассоциации хотим официально обратиться к министерству образования нашего региона с предложением включить школьно-образовательные поездки в учебный план, чтобы учителям можно было не жертвовать своим единственным выходным, а ездить на интерактивные уроки в музеи в рамках школьной программы. Возможно, такую идею педагоги поддержат».

В школе № 53 с «Московскими уроками» пока не знакомы. Завуч Лариса Ряполова проводит параллель с проектом, который реализовывается в Тверской картинной галерее в рамках внеурочной деятельности: «Для ребят здесь организуют мастер-классы по музыке, рисованию, занятия для начальных классов. Пока мы используем наш, тверской потенциал. Честно говоря, это и менее затратно».

Действительно, хорошо, когда далеко ездить не надо. И у Тверской области также есть возможность подхватить эту туристско-образовательную эстафету. Нечто подобное у нас уже практиковали краеведческий музей, Музей тверского быта, которые организовывали интерактивные занятия для детей по определенной тематике. Группы школьников принимает планетарий. Свои проекты появляются у некоторых вузов. Сейчас, в Год культуры, областной комитет по делам культуры разработал «Культурный тур в столицу Верхневолжья», пригласив школьников из районов познакомиться с искусством в Твери. Отдельной темой может стать экология. Экологические лагеря, в частности, в Торопецком районе, популярны у школьников, чей главный интерес – биология и ботаника. Большое количество туров в города области по направлениям «литература», «история» предлагает агентство школьного туризма «Радуга». И этот перечень еще будет пополняться.

Юлия КРУТОВА

 

Автор: Юлия КРУТОВА
89

Возврат к списку

В Тверской области дан старт году волонтера и добровольчества
Вчера в областной филармонии прошел молодежный форум «Волонтеры будущего», с которого начался Год добровольца, объявленный в стране Президентом РФ Владимиром Путиным. В основе этого движения лежит ясная, простая, но высокая мотивация – помогать другим, приносить пользу стране, городу, поселку.
21.02.201820:07
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость