28 Июля 2017
$59.41
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура10.10.2014

Призвание как служение

Фотограф: АРХИВ ТВЕРСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ, АРХИВ «ТЖ»

Тверскому Союзу художников – 75 лет

Тверскому Союзу художников – 75 лет

Сегодня в большом и малом залах Тверского городского музейно-выставочного центра откроется масштабная выставка, посвященная этому знаменательному юбилею. На ней будут представлены живопись, графика, скульптура, декоративное и храмовое искусство, работы по искусствоведению. Экспозиция не случайно называется «Тверские художники. 75 лет служения России» – мастера кисти, работающие в Верхневолжье, иначе и не мыслят свой труд, понимая его как служение на благо Отечества. Накануне вернисажа мы встретились с председателем творческой организации народным художником России, скульптором Евгением Антоновым и попросили рассказать о юбилейной выставке и об основных вехах истории союза.

Евгений Андреевич начинает разговор издалека:

– Я родился в Калинине, на улице Рыбацкой, поэтому история нашего союза начиналась и развивалась параллельно с тем, как во мне пробуждался интерес к изобразительному искусству, со всей моей жизнью. С детства я жил в этой атмосфере и по-иному свою судьбу не представлял: определила на этот путь меня матушка, которая привела в платную художественную школу академического направления. Кто ей подсказал, право, не знаю, но она решилась, хотя семья наша нуждалась в средствах постоянно. Я это понимал и с усердием занимался: пропустить урок для меня было трагедией. Так начиналось мое познание того пласта изобразительной культуры, которая складывалась в то время в Верх­неволжье. А формировали ее известнейшие люди, которые стояли у истоков нашего союза. Итак, 1939 год. Власть дала художникам возможность создать свою организацию, 21 июня был подписан соответствующий приказ. Но, надо сказать, и до этого в Калинине существовали творческие объединения: в 1932 году появилось кооперативно-производственное товарищество «Всекохудожник», которое в реорганизованном виде действует и сейчас под названием «Тверской художественный фонд». Более 70 лет эта структура играет важную роль в биографии тверского союза. С первых дней своей деятельности товарищество проводило выставочную и просветительскую работу, имело свой выставочный зал и салон-магазин, студии и «Стол заказов». Творческая жизнь союза всегда была тесно связана с жизнью города и области. Велась активная выставочная деятельность. Проходили показы картин в колхозах Калининского района, в Верхней Троице, в городах Ржеве и Бежецке совместно с московскими живописцами.

На теплой земле

– Хочу сказать, что художники по натуре – люди общественные, как бы ни показалось это странным. Мы творим в одиночестве, но тяготение к объединению у нас присутствовало всегда, потому что именно организация способна защитить мастера от воздействия факторов, не связанных с искусством, факт­оров, которые тормозят или мешают развитию художника.

– Евгений Андреевич, тверской союз начинали такие известные мастера, как, например, Константин Сергеевич Первухин.

– И он, кстати, яркий пример того, как талантливый художник может быть и творцом, и общественным деятелем, и врачом. В то время он был очень известным человеком, который объединял вокруг себя калининскую интеллигенцию, занимающуюся изобразительным искусством. Среди них Василий Иванович Волков и Ефрем Иванович Зверьков, которые могли бы стать первыми членами нашего союза, если бы не началась Великая Отечественная война. Тверские художники воевали на фронте, возрождали родной Калинин после оккупации, выпускали плакаты и политические карикатуры. В январе 1942 года возобновило работу товарищество «Калининский художник», созданное перед войной: его члены придумывали антифашистские сатирические листы, в частях Красной Армии оформляли стенгазеты, оборудовали сценические площадки для концертов художественной самодеятельности. Впервые именно на Калининском фронте были организованы бригады военных художников. Суровые условия военной жизни не помешали организации и проведению выставок, среди которых: «На Калининском фронте», «Окна ТАСС», «Плакат в дни войны» и другие. Первая послевоенная экспозиция произведений калининских живописцев была открыта в 1946 году.

– То есть культурное пространство Калинина художники формировали даже в годы войны.

– Дело художника, особенно в грозную годину, – поднять дух своего народа, возродить интерес к своему Отечеству. Хочу вспомнить одно из самых известных произведений нашего земляка Валентина Михайловича Сидорова, который любовь к своей земле проносит через все свое творчество. Его первая картина, которая сразу же была признана, называется «На теплой земле». Думаю, что тема земли, в 90-е годы просто потерявшаяся, сейчас ждет своего дальнейшего развития. А живописцы, имена которых я уже назвал, воспевали именно землю, ее красоту, красоту людей, которые родились, живут и трудятся на ней. Это задача художника.

– Ориентированность тверских художников на творчество мастеров Академической дачи, московской живописной школы, сложившейся в конце XIX – начале XX веков, общеизвестна. Но что, по вашему мнению, отличает «тверскую школу» от других?

– Прежде всего яркие талантливые мастера, в творчестве которых эти традиции живут и развиваются. Художники стремятся к поиску новых формальных приемов, выработке индивидуального живописно-пластического языка, новому современному осмыслению окружающего мира. Именно эти особенности выделяют произведения наших художников из общей массы на любых крупных выставках всероссийского масштаба. «Тверская школа» занимает сегодня ведущие позиции в российском реалистическом искусстве.

– Особенно ярко это заметно в жанре пейзажа, который, как правило, занимает основное место в экспозициях тверских выставок.

– Да, но большое число пейзажей не делает их безликой массой. В основном все работы такого плана глубоко лиричны, имеют свое настроение, отмечены индивидуальностью авторского живописного решения. Вообще отход от этюдного понимания пейзажа, стремление создать в этом жанре произведение большой формы – картину, отражает одно из ведущих направлений тверской живописи.

Вернуть людям красоту

– И к тому же в пейзаже, как ни в каком другом жанре живописи, как раз и может быть воплощена тема земли, родины, о которой вы говорили. В этой связи не могу не спросить о сотрудничестве Союза художников с муниципальными образованиями области.

– Со многими городами мы заключили договоры о культурном обмене – с Ржевом, Торжком, Весьегонском, Селижаровом, Нелидовом, Зубцовом, Калязином. Для чего? Вернуть человеку любовь к своей земле, показать ему красоту того уголка нашего края, где он живет. Художники выезжают на места, пишут картины и оставляют их в дар администрациям, которые на основе этих произведений создают галереи и выставочные залы. Так на местах формируется свой культурный пласт, организуется культурная жизнь. Вместе мы делаем общее дело, и считаю, что наша работа не бесплодна.

– Евгений Андреевич, вы уже говорили об Академической даче. Может быть, продолжим?

– Академичка воспитала целое поколение художников, но время изменилось: человек остыл к своей земле, он перестал замечать ее красоту, и мы с этого начали. Недавно на выставке одного молодого автора я увидел картину с названием «Родная Академичка» и был поражен, потому как родной Академичка была для другого поколения мастеров, которых уже нет с нами, – Вячеслава Шумилова, Николая Комиссарова, Сергея Тикунова, Всеволода Солодова, Александра Дубова, а также братьев Ткачевых, Валентина Сидорова, Николая Дочкина, целой плеяды художников Кугачей и их последователей. Откуда в молодом живописце такое отношение? Думаю, это первый, но значимый знак того, что коллеги возвращаются к своим истокам, к своей первой любви, какой всегда была для них Академичка. Сейчас мастера кисти столкнулись с серьезной проблемой: стоимость пребывания на творческой даче очень высока, но, будем на­деяться, в эти благословенные края вернется вдохновение.

Особое значение провинции

– Евгений Андреевич, в чем, как вы думаете, отличие тверского союза от организаций в других регионах?

– Нашу особенность можно заметить на выставке, которая сегодня открывается. В экспозиции есть мемориальный раздел, есть раздел современный, где представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и храмового искусства, искусствоведческие работы. В выставке принимают участие мастера, которые живут и работают не только в Твери, но и в районах области, поэтому расхожее слово «провинция» в этом контексте приобретает насыщенный, глубокий смысл. И особенность нашего союза состоит как раз в том, что многие из художников своей биографией связаны именно с глубинкой, и именно в глубинке сформировались важные для культуры области центры изобразительного искусства – в Кимрах, Вышнем Волочке, Нелидове, Калязине. Это удивительное явление, которое требует дополнительного осмысления. Несколько лет назад в рамках выставки «Тверская провинция» мы попытались предпринять первую попытку его анализа, и изучение нецентричного характера тверского изобразительного искусства будет обязательно продолжено.

– Тем более что в союз входят и профессиональные искусствоведы.

– Безусловно, у нас целая команда блестящих специалистов: Татьяна Бойцова, Марина Сафонова, Ольга Пиотровская, Маргарита Железнова, Елена Грачева и многие другие, которые помогают нам не только готовить выставки и экспозиции, но и занимаются глубоким изу­чением процессов, проходящих сейчас в художественной культуре нашего края, изучением творчества отдельных художников. Один раз в два года мы проводим Тверские искусствоведческие чтения, собирающие лучших представителей профессии со всей страны. Вместе мы делаем одно дело – сохраняем могучий потенциал отечественной культуры, национальную школу, традиции и духовность, которой насыщено все русское искусство. В этом русле проходит и юбилейная выставка.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
24

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость