11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Гордость земли Тверской06.10.2014

Н2О в музыке дождя

Фотограф: Семейный архив

Кабинет химии заслуженного учителя РФ Александра Гусева в тверской школе №46 больше похож на тропический островок. Никакой засушенности предмета ребята здесь не ощущают

Кабинет химии заслуженного учителя РФ Александра Гусева в тверской школе №46 больше похож на тропический островок. Никакой засушенности предмета ребята здесь не ощущают

Признаемся, на каких уроках многим из нас было труднее всего? Тут и думать не надо: скорее всего мучила химия. Такая это наука – сложная, с абстрактным языком многочис­ленных формул. Зубрить их бесполезно. А понимать, находить в них свою гармонию и красоту – не каждому посчастливилось встретить такого учителя.

Ребятам из школы №46 повезло: у них есть свой Учитель химии – Александр Александрович Гусев. Они зовут его, конечно же, Сан Саныч, и в этом тоже своеобразная доля любви и доверия, когда нет страха перед предметом и тем, кто несет его в подростковые умы.

Поскольку лица с большой долей вероятности «читаются», то, впервые увидев своего собеседника, я почувствовала в нем доброту. Без этого мощного пласта самого человечного из чувств в школе просто нельзя. Потому что с годами может иссякнуть терпение, наслоятся какие-то обиды, внезапно возникнет раздражение. Учитель с добрым сердцем да еще влюбленный в свою профессию найдет способ погасить неприятные эмоции и никогда не станет вымещать их на детях.

А в школе Александр Александрович уже тридцать лет. Корни у него крестьянские, основательные. Его родная деревня Высоково в Калязинском районе до сих пор жива. И нет большего счастья, чем обнять на родительском пороге маму Анну Федоровну. Ему дороги строки любимого поэта Ивана Бунина:

Я помню свет, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла,

И тени от цепей лампадки –

Не ты ли ангелом была?

Посещая дорогие могилы за околицей, он обязательно постоит у одной из них. Клавдия Александровна Гамазейщикова была его первой учительницей. Маленькая сельская школа, два класса в одном: первый и третий. Уже потом, с опытом, он понял, каким талантом понимания, без всяких методик обладала эта женщина, которую они считали второй мамой. Правильно говорят: «Умный отвечает на вопрос, мудрый – вопрошающему». Его первая учительница была мудра, потому что не просто проговаривала, а вкладывала посильные знания в их души. К ней на урок ноги бежали сами. А игра в школу была любимой у сельской детворы.

Понятно, что интерес к химии проявился гораздо позже, в старших классах. И опять же, немалую роль сыграл учитель, молодой, увлекающийся, который помог увидеть в этой науке ее безусловную необходимость и жизненность. Поэтому профильное университетское образование Гусев получал уже осознанно, зная, что делает правильный шаг к своему будущему. Важная деталь: последующую службу в армии новоиспеченный специалист не рассматривал как досадный долг или принуждение. Учебный ночной бой, сполохи огня за кабиной БТРа – все это для мужской биографии, считает, совсем нелишне. Учитель и мальчишек своих настраивает не бояться армейской службы: такая закалка в юности нужна.

Но мы снова возвращаемся к ней, родимой, – к химии. Чем же все-таки берет своих ребят Гусев? В кабинете, где тропические лианы совсем не мешают строгому порядку химических пособий, он запросто уносит своих слушателей то во Вселенную, то в частичку ее – микрокосмос.

 – Вот сейчас с восьмиклассниками начинаем изучать строение атома, – говорит он. – Тема сложная и во многом абстракт­ная. Нужно будить воображение. Давать это скучным образом для меня немыслимо. Я стараюсь представить такой урок как событие, которое помогает формировать мировоззрение. Для постижения неведомого должен быть открыт интеллект.

Александр Александрович с удовольствием поощряет в ребятах любую, высказанную ими нетривиальную мысль, стремление задать неожиданный вопрос, сделать собственное обобщение. Особенно интересными бывают путешествия внутрь собственного организма, который, как известно, является большой химической лабораторией. В контексте таких бесед абсолютно естественной выглядит целевая тема, к примеру: «Спирты и наркотики», «Курение», «Химия волос». Просто нравоучительная лекция с медицинскими страшилками тут не сработает. Ведь в нашем организме порой разыгрываются настоящие драмы в виде последовательно идущих негативных реакций. Любое зелье оставляет свой след. И Гусев легко это доказывает.

Во всех случаях, когда это возможно, ученики сами колдуют над пробирками и колбами. У каждого на столе – микролаборатория. Особое внимание уделяется технике безопасности. Иногда запомнить правило помогает шутка, к примеру, такая: «Если хочешь быть уродом, кислоту налей ты в воду» (как вы понимаете, надо сделать все наоборот). Все опыты на уроках проводятся осмысленно, учитель старается, чтобы ребята понимали практическую значимость химии, ее связь с повседневной жизнью. Удивительные открытия ребята делают, даже исследуя обыкновенную питьевую воду. Не все, что прозрачно, высококачественно. Или, скажем, идет речь об углероде. В руках художника – это карандаш с графитовым стержнем, черная акварельная краска, а есть еще сажа на памятниках архитектуры. Без кремниевой кислоты не сделать силикатный кирпич. А уж в разговоре о косметике и питании сами собой открываются плюсы и минусы химических составляющих.

Спросила Александра Александровича: «Сколько детей в классе по-настоящему могут увлечься химией?» – «Немного, – сразу ответил он, – все-таки, повторю, предмет сложный. Но здесь уже я стараюсь удержать и развить их интерес. Мы занимаемся дополнительно. Это и факультативы, и индивидуальные занятия. Когда я чувствую интерес, не жалко ничего: ни времени, ни усилий».

Гусев гордится своими одаренными питомцами, которые постоянно побеждают на олимпиадах всех уровней. Но еще больше тем фактом, что лучшие его ученики после школы продолжают изучать химию в вузах, получая связанную с ней профессию, в том числе и медицинскую. У выпускников школы №46 нет страха перед химией на вступительных экзаменах.

По большому счету, вклад таких учителей, как Гусев, в развитие естественно-научного образования неоценим. Это база для развития страны. Провалы последних лет в этой области сказываются на ее благополучии болезненно. Невозможно идти вперед без полноценно подготовленных специалистов, знающих досконально производство. Начинается же все на обычном уроке, в контакте учителя и ребенка.

Александр Александрович признался, что ему легко сегодня работать. В коллективе ощущается творческий дух. Эта доброжелательная атмосфера во многом идет от директора Ларисы Алексеевны Бабенко. Радость познания в школе вообще дорогого стоит.

И классное руководство для Гусева скорее не нагрузка, а возможность быть поближе к ребятам, ведь многие события в их жизни разворачиваются за пределами уроков. Это целый мир, о котором чуткий педагог должен знать, должен уметь в нем разбираться. Получилось так, что два года назад он впервые взял под свое крыло пятиклашек, где урока химии еще нет. Но Гусев не был бы Гусевым, если бы не воспользовался возможностью потихоньку вводить ребят в таинство своего предмета. Эксперимент? Пусть будет так. Но он в форме игры и совсем ненавязчивый. Зато химия уже не будет для них чужой. В этом же классе учится его внучка. Поскольку иногда она называла его дедушкой, то и другие ребята попросили: «Можно мы вас тоже будем так называть?» И учитель разрешил!

Слушаю Александра Александровича и понимаю, что мне это в диковинку. Ведь всегда существовала определенная дистанция между педагогом и учеником. А тут дедушка...

 – Да не берите вы в голову, – сказал Гусев. – Тогда же они были маленькие, а сейчас повзрослели и называют меня так, как положено. Чего я всегда боюсь, так это холода и недоверия. Ребенок должен знать, что ему всегда есть к кому обратиться. Не получилось в школе, пусть позвонит мне домой. Телефон известен. Надо – пусть придет. Ситуации ведь бывают разные. Далеко не все они могут рассказать родителям.

У талантливых педагогов воспитательный процесс идет непрерывно: его нельзя оторвать от предмета, выделить ему отдельное время. Несомненно, здесь уже задействовано сердце учителя. И это прекрасно, когда его хватает на многих. Никакая статистика не расскажет об этой невидимой и кропотливой работе. Но плоды ее прорастают через годы.

Понятно, что Гусева не забывают его питомцы: приезжают, поздравляют с праздниками, дарят стихи, где есть даже такие строки: «Сан Саныч, вы лучший учитель России». В этом поле любви своих воспитанников живут и другие его коллеги. Но иногда выпадают встречи, которые на душе откладываются особо. Одна произошла совсем недавно: бывший ученик (из тех, кто не особо радовал его учебой) увидел учителя издали и специально поджидал его. Очень ему хотелось рассказать про свою жизнь, как многое он в ней понял. Жалеет, что несерьезно относился к учебе. Учительские слова только теперь прокручиваются в полную силу. Хотел вот получить высшее спортивное образование, а там нужны знания по биологии и химии. Сожалеет, что не работал на уроке. Напоследок прозвучала просьба: «У вас мой брат учится, так вы уж с ним построже».

О строгости Гусева разговоры по школе не ходят. Он не строгий и не мягкий. Он – человечный, и металлические нотки в голосе, если надо, у него тоже имеются. Но это крайность. Ребята тянутся к нему, потому что он общается с ними естественно, без нажима, и потому им хочется перенять у него симпатичные черты личности.

В этом материале можно много рассказывать о его интересных школьных проектах, которые касаются экологии и здоровья, патриотического воспитания и самоуправления в классе. Все работает на ребячью пользу. Но об одном воспитательном проекте – «Гений места» – надо сказать особо. Он приводит слова Федора Тютчева: «В сущности, лишь в самые первые минуты ощущается поэтическая сторона всякой местности. То, что древние именовали гением места, показывается Вам лишь при Вашем прибытии, чтобы приветствовать Вас и тотчас же исчезнуть».

Где только не побывал Гусев со своими ребятами! Святые обители Верхневолжья и малых городов России остались в памяти навсегда: Нилова пустынь, Успенский собор в Старице, Великий Кремль в Ростове, Псково-Печерский монастырь, Великий храм Софии в Новгороде, церковь Покрова на Нерли. Это только небольшая часть маршрутов. Оказывается, первое, самое сильное впечатление никуда не исчезает, особенно когда радость открытий можно разделить с учителем и друзьями. Кстати, эти автобусные поездки можно назвать и семейными. Супруга Александра Александ­ровича Евгения Васильевна тоже преподает в этой школе математику. Они давно уже путешествуют вместе со своими классами. Надо ли говорить, как важно вот так, вместе с учениками, эмоционально открывать Родину в пору, когда закладываются все жизненные ценности.

Абсолютно по праву имя тверского учителя химии занесено в книгу «Лучшие люди России». Не буду перечислять сейчас все награды Александра Александровича, но одна из них ему очень дорога – нагрудный знак «За други своя» памяти святого благоверного князя Михаила Тверского. В эти слова «За други своя» учитель вкладывает большой жизненный смысл. И он не только в ратном подвиге. Я хотела бы сказать, что есть подвиг учительский. Но Гусеву эти слова наверняка покажутся громкими.

 – Понимаете, – говорит он, – вот я захожу в класс и вижу глаза своих ребят. В них доверие, открытость, они горят в ожидании интересного, нового. И я все это чувствую. У меня счастливая профессия.

Татьяна Маркова

Автор: Татьяна МАРКОВА
480

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию