17 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Спорт 27.08.2009

Небо Валентины Дрокиной

«Вы собираетесь связать свою судьбу с авиацией? – спросил Валентину научный руководитель. – Вас же всю жизнь будут подвергать дискриминации!» Эти слова Валентина Николаевна Дрокина запомнила навсегда. И на протяжении многих лет убедилась, насколько был прав преподаватель института. И все-таки она не сожалеет, что самолеты стали главным делом ее жизни.

«Вы собираетесь связать свою судьбу с авиацией? – спросил Валентину научный руководитель. – Вас же всю жизнь будут подвергать дискриминации!» Эти слова Валентина Николаевна Дрокина запомнила навсегда. И на протяжении многих лет убедилась, насколько был прав преподаватель института. И все-таки она не сожалеет, что самолеты стали главным делом ее жизни.
Откуда появилась эта страсть к авиации у маленькой девочки? Родители ее не имели к небу никакого отношения, хотя родились и  выросли они  в небольшой деревушке рядом с Липецким авиационным центром, старейшим в стране, и многие мужчины из деревни были летчиками, участвовали в Великой Отечественной, даже Герои Советского Союза были. Валентина также родилась в Липецкой области (город Елец). Семья Валентины вскоре переехала в Орел, но каждое лето девочка приезжала на каникулы к бабушке. Любила смотреть в небо на взлетающие самолеты, расспрашивала о летавших в войну родственниках и мечтала… Увы, в то время представительниц слабого пола в летные училища не принимали. А Валентина уже понимала, что именно авиация – ее призвание. Еще в школе она начала заниматься в аэроклубе – прыгала с парашютом, летала на планере. Затем поступила в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Не случайно выбрала именно этот вуз. Втайне надеялась, что сможет летать и заниматься аэрофотосъемкой.
В Москве больше времени проводила в Тушине, в Центральном аэроклубе. Там в 73-м году впервые с инструктором поднялась в небо на ЯК-18А. Тот день стал началом ее славной спортивной карьеры. Конечно, до этого были часы, дни и годы занятий. Но только когда машина, повинуясь  движениям ее рук, взмыла вверх, Валентина ощутила, поняла, поверила, что она сможет и будет летать.
После окончания института молодой специалист Валентина Дрокина по распределению едет в Казахстан. К полетам по работе ее, конечно, не допустили, хотя она была уже практически профессиональным летчиком. Вот та самая дискриминация, о которой предупреждал ее руководитель диплома.
– Расхожее мнение о том, что женщинам в авиации делать нечего, существует очень давно, – говорит Валентина Николаевна. – Лично мне приходилось его слышать много раз в той или другой форме. Причем некоторые аргументировали это утверждение тем, что женщины не пьют, не курят и летают лучше. Бесспорно, природа наградила  мужчин более сильной мускулатурой и крепким скелетом. Это имеет большое значение, так как управление самолетом зачастую требует больших физических усилий. Скажем прямо, женщинам необходима более серьезная физическая подготовка для того, чтобы справиться с этой проблемой. Но в летном деле одним из важных качеств, которым должен обладать летчик, является внимание, способность быстро реагировать на все время меняющиеся условия полета. Вот здесь мужчины проигрывают «слабому полу». Доказано многочисленными тестами и экспериментами, что за короткий промежуток времени женщины способны запоминать большее количество предметов, чем мужчины. Такими качествами наградила нас природа. В самолетном спорте мужчины и женщины летают на одних и тех же самолетах по одним и тем же программам, и «нормативы» у них, как ни в одном другом виде спорта, одинаковые. Зачастую, проиграв в очередной раз женщине, приходится слышать дискуссию, где основным аргументом становится утверждение, что женщины вообще выносливее мужчин.
В Казахстане Валентина выступала за сборную республики по самолетному спорту, там выполнила норматив мастера спорта СССР, была включена в сборную Союза. Тридцать лет назад, в мае 1979 года, она переводится в Тверь (тогда еще Калинин), чтобы быть поближе к базе, где тренировались члены сборной, то есть к аэродрому Борки в Кимрском районе.
С 1982 года, когда Валентина Дрокина завоевывает звание чемпиона России, ее имя среди сильнейших летчиков-спортсменов Советского Союза и мира. Вот ее титулы: четырехкратный абсолютный чемпион СССР (1984, 1985, 1986, 1987), абсолютный победитель Спартакиады народов СССР (1983, 1986), абсолютный чемпион России (1998), неоднократный чемпион России (1982, 1983, 1986, 1987, 1988, 1989, 1991, 1995, 1998, 2002) и СССР (1988). Неоднократный призер чемпионатов СССР (1983, 1991) и России (1995, 1997, 1999, 2000, 2002, 2003), первый обладатель Кубка Марины Расковой (1986), серебряный призер чемпионата Европы 1999 года.
Кстати, Валентина Дрокина – единственная из женщин в России, становившаяся абсолютным чемпионом СССР по высшему пилотажу четыре раза. А это значит, что она выигрывала старты и у всех мужчин. Выступая за сборную страны, Валентина Николаевна успевала еще и тренировать сборную нашей области в Змееве. Да еще как тренировать! В течение семи лет сборная Калининской области была среди победителей и призеров чемпионатов России и даже получила право (единственная из всех регионов) выступать в полном составе на чемпионате СССР. Дрокина подготовила восемь мастеров спорта России по самолетному спорту. В течение пятнадцати лет за пилотажем Валентины Дрокиной на городских праздниках точнее, в небе над Волгой) с замиранием сердца следили горожане.
В 1999 году Валентина Дрокина, уже будучи профессиональным летчиком, получает диплом Калужского авиационного летно-технического училища. Конечно, как признается Валентина Николаевна, все экзамены она сдавала экстерном, и диплом этот в ее карьере не имел большого значения. «Просто, чтобы был. Ведь в свое время я не могла об этом и мечтать». За свою спортивную карьеру Валентина Дрокина освоила восемнадцать (!) типов самолетов и налетала на них более трех тысяч часов.
Среди почетных наград в копилке Валентины Дрокиной есть орден Дружбы. В 2002 году ей было присвоено звание заслуженного мастера спорта России, а в 2003 году – заслуженного работника физической культуры РФ. Валентина Николаевна – судья международной категории, в течение пяти лет участвовала в судействе чемпионатов мира и Европы. Ее и сейчас приглашают в сборную страны помогать в подготовке спортсменов-летчиков к чемпионатам мира и Европы. Она также является ответственным секретарем Федерации самолетного спорта России. Одним из главных достижений в этой общественной должности Валентина Николаевна считает то, что удалось впервые получить аккредитацию самолетного вида спорта в Росспорте. Парадокс, но раньше этот вид даже не включался в календарный план спортивных мероприятий  страны.
Но настоящим бальзамом на сердце для профессионального летчика стало то, что с прошлого года по ее инициативе стали проводиться чемпионаты мира на самолетах ЯК-52. В прошлом году в Новосибирске прошел 1-й чемпионат мира, в этом году в Литве – 2-й чемпионат мира. Все высшие награды собрали российские летчики. Это один из главных подарков к юбилею Валентины Николаевны Дрокиной, который она отметила 25 августа.

Автор: Вера МАКЛАКОВА
96

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость