27 Апреля 2017
$56.31
61.51
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика25.08.2009

Алексей КАСПРЖАК: Главное – правильно рассчитать силы

Жизнь в долг – штука тяжелая и безрадостная. А если в хронических должниках оказывается не один человек, а целый город, район? Такая ситуация, к сожалению, для Тверской области – дело нередкое. Задолжавшему муниципальному образованию в чем-то легче, чем одиночке: кредитор регион, давший деньги под мизерный процент, старается войти в положение должника. В недрах его администрации ломают голову над тем, как пролонгировать кредиты или списать их часть. Но такие бонусы будут раздаваться не всем и не всегда. Начальник областного департамента финансов Алексей КАСПРЖАК присуждает проблеме кредитования одно из первых мест в рейтинге факторов торможения развития муниципальных образований. Сама по себе система бюджетного кредитования не так уж плоха – в целом это мощная антикризисная мера, принятая администрацией области. Но главное для муниципалитетов – правильно рассчитать свои силы.

Весьма приятно слышать слова  благодарности за оказанную тобой помощь. Однако если фраза «Я ваш должник» не образно выражает признательность, а констатирует печальный факт, приятности в ней уже не найдет ни одна из сторон. Для живущего под прессом долга – и солнце светит вполсвета, и дышится вполсилы. Оно, конечно, можно легкомысленно выкинуть из головы долговые обязательства, но час расплаты придет. Отчаявшийся кредитор прибегнет к помощи услужливого коллектора или доморощенного колдуна, шепчущего: «Свечи сжигаю, должника пытаю…»
Да, жизнь в долг – штука тяжелая и безрадостная. А если в хронических должниках оказывается не один человек, а целый город, район? Такая ситуация, к сожалению, для Тверской области – дело нередкое. Задолжавшему муниципальному образованию в чем-то легче, чем одиночке: кредитор регион, давший деньги под мизерный процент (ставка бюджетного кредитования равна ? ставки рефинансирования – около 3%, а в банке с любого заявителя попросят не менее 15%), старается войти в положение должника. В недрах его администрации ломают голову над тем, как пролонгировать кредиты или списать их часть. Но такие бонусы будут раздаваться не всем и не всегда.
Начальник областного департамента финансов Алексей КАСПРЖАК присуждает проблеме кредитования одно из первых мест в рейтинге факторов торможения развития муниципальных образований. Сама по себе система бюджетного кредитования не так уж плоха – в целом это мощная антикризисная мера, принятая администрацией области. Но главное для муниципалитетов – правильно рассчитать свои силы.

Кредит – не дотация
– Кредит – это деньги, которые нужно отдавать, – подчеркивает Алексей Каспржак истину, всем известную, но часто забываемую. – Совсем недавно в России интенсивно росли объемы потребительского кредитования, и никто не задумывался о том, что позаимствованные у банков деньги нужно будет отдавать, соизмерять со своими будущими доходами. Районы в последнее время ведут себя примерно так же. В этом году у нас лимит бюджетного кредитования составляет 1 миллиард рублей, и уже выбрано 765 миллионов. По большому счету мы кредитуем 100 миллионов в месяц – процесс идет очень активно.

Брать или не брать? 
– Брать кредит на проедание, на поддержание штанов – не нужно и неправильно. Нужно смотреть на собственные расходы, – продолжает глава финансового департамента, – оптимизируя их по возможности, и на инвестиционную составляющую бюджета, которая должна быть не ниже суммы кредитов. И необходимо понимать, что взятые в кредит деньги должны принести отдачу, привести новые деньги. Например, развитие коммунальной, транспортной инфраструктуры муниципального образования будет способствовать приходу инвестора на территорию, даст возможность участвовать в региональных программах, сократит расходы на содержание ЖКХ. Можно брать деньги и на строительство, но в данном случае стоит четко просчитать, к какой оптимизации расходов это приведет. Например, модернизация ЦРБ может позволить сократить сеть фельдшерских пунктов муниципального образования и расходы на ее содержание. Об этом нужно задумываться, а не жить одним лишь сегодняшним днем. Конечно, замечательно, что в Кашине теперь есть новый Дом культуры, радующий глаз горожан, но это и новая расходная статья. Давайте будем честными с людьми, для которых его и построили: следующие несколько лет городу придется ужимать расходную часть бюджета, и так очень консервативного. Строительство газовой котельной вещь прогрессивная, поможет осуществить переход с мазутного, угольного, дровяного  дорогого топлива на более дешевый газ и соответственно снизить тарифы, приведет инвестора. Но котельные должны быть обеспечены определенным уровнем потребления. И это тоже нужно просчитывать. Банальную вещь, что кредит – это не доход, что нужно отвечать за его погашение, не каждый понимает.

Доход, который лопнул
– Мы даем кредиты на кассовый разрыв, когда нет денег, чтобы произвести необходимые выплаты. Но под кассовым разрывом многие муниципалитеты понимают иное, – констатирует Алексей Каспржак. – Они искусственно раздувают свои доходы, а оценить это в момент рассмотрения заявки невозможно. Вот, например, в прошлом году один из районов заявлял в бюджете доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 10 миллионов рублей, что почти исполнено. В этом году та же статья – 110 миллионов рублей! На сегодня реализовано лишь несколько процентов. Откуда они возьмут 100 миллионов выпадающих доходов? Так ведет себя большинство.
К чему это может привести? Представим, что этот район гарантировал участие в региональных программах на основе софинансирования, оттянул на себя областные деньги АИП (адресных инвестиционных программ). К примеру, на газификацию нужно 100 миллионов рублей областных, 100 – местных. Регион перечисляет деньги только по исполнению объемов работ, которые остались невыполненными, потому что у муниципалитета нет реальных денег. Из-за этого в региональном бюджете «зависает» 100 миллионов «целевых» остатков, которые можно было использовать на благо области.
Мы уже поменяли схему участия в АИПе: регион начал авансировать свою часть. Но это вещь рискованная – выполнит ли муниципалитет свои обязательства? Рассматривается также решение, допустимое в крайнем случае, – сложные дорогостоящие объекты строить за счет регионального бюджета. Но тогда ответственность муниципалитета упадет до нуля, а из центра выбирать приоритеты – строить больницу или дом культуры – и учитывать местную специфику и потребности весьма сложно.

Под прессом
Больше ? муниципальных образований испытывают долговую нагрузку. Исключения составляют города, имеющие большую доходную часть бюджетов, где постоянно увеличивается налогооблагаемая база за счет развития индустриального сектора. Это Тверь, Конаково, Удомля. Из районов – Ржевский, который никогда не брал кредитов.
Остальные придавлены кредитами: Бежецкий – 55 миллионов, Бологовский – 45 миллионов плюс подает новую заявку, Кашинский – 65 миллионов, Осташковский – 71 миллион консолидированного долга, Торжок – 50 миллионов… Как выходить из ситуации, когда сумма заимствования соизмерима с собственными доходами? Перекредитоваться с некоторым увеличением? Так все и поступают. А что дальше? Пора задуматься: как будем отдавать?

Роскошь или нужда
Поиск выхода должен вестись и со стороны самих муниципалитетов, и со стороны региона. Алексей Каспржак рассказывает, какие намечаются перспективы:
– В области проводится анализ межбюджетных отношений. Мы существенно увеличили уровень дотаций на сбалансированность бюджетов, это уже почувствовали муниципалитеты. Если получится оптимизировать расходы на региональном уровне и найти возможности для дополнительной поддержки, то дойдет очередь до разработки плана погашения кредита с участием региона по понятным правилам. Списывать всем и все мы не станем. Это некорректно и неверно. Будем разбираться, у кого жемчуг мелкий, а у кого щи пустые. То есть на что взят кредит: на роскошь или на решение насущных проблем, реализацию инвестиционных программ. Мы будем пытаться использовать те же методы, что и при выделении дотаций, но сконцентрировавшись на других направлениях. Раз кредит дается на развитие, на инвестиции, значит, инвестиционная часть бюджета муниципального образования будет учитываться и  сопоставляться с кредитной нагрузкой. Наша задача – выработать единую формулу, понятную и прозрачную.
На региональном уровне мы постараемся разработать меры, которые помогут подойти к 2012 году без такого массивного муниципального долга. Жить под его гнетом психологически тяжело, он атрофирует любую инициативу, и самоуправление теряет свою самостоятельность. Кредиты в доступном виде – это временная мера, которая продлится еще год-два. Страна будет выходить из кризиса, но, находясь в долгах, муниципалитеты этого не почувствуют. Я повторю: мы готовы давать кредиты, но каждый должен подумать, как будет отдавать. Нужно считать, а не бросаться в авантюру, нужно выстраивать приоритеты, нужно семь раз отмерить.

 

Вчера начальник департамента финансов Тверской области Алексей Каспржак отмечал свое 30-летие. Мобильность, энергичность, деловая хватка, способность пойти на продуманный риск, адекватная оценка проблем и целенаправленный поиск путей их решения отличают молодого руководителя. «ТЖ» присоединяется к поздравлениям юбиляру и желает здоровья и успехов в непростом деле управления региональными финансами.

Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
68

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию