23 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура25.09.2014

К портрету Лермонтова

Фотограф: АРХИВ ТАТД, Юрий КУЛАГИН

18 сентября на Большой сцене Тверского академического театра драмы открылся новый сезон

 Со всех сторон наш театр окружают круглые даты. 200 лет назад родился Михаил Лермонтов. Спектакль по его произведению «Маскарад» открывает новый, предъюбилейный, 269-й сезон. 

Сорок лет назад на этой сцене появился новый спектакль «Вишневый сад», ставший событием для театра на много лет. В честь его появился одноименный фестиваль, в рамках которого играют сегодня и «Маскарад». 

Эти спектакли поставила художественный руководитель театра  драмы Вера Ефремова, которая в ноябре отметит свой юбилей. 

Печать проклятья Арбенина 

Тверские зрители хорошо знакомы с этой драмой Лермонтова – шесть лет назад сезон был открыт премьерой «Маскарада». Играют спектакль не очень часто, всего раз-два в месяц. Так что артистам каждый раз приходится едва ли не заново готовиться к роли. Эта работа вообще требует больших усилий. Как призналась Дарья Плавинская, исполнительница роли баронессы Штраль, к созданию чрезвычайно сложного и очень интересного образа своей героини она настраивается так серьезно, как, может быть, ни к какому другому. Произведение загадочного поэта, в котором действуют сильные люди с большими чувствами, вызывает большой интерес и желание его разгадать.
Главную роль играет Константин Юченков. 

– Никогда не ожидал, что мне доведется играть Арбенина, – говорит Константин Глебович. – Я прикасался к «Маскараду» в Ульяновском театре, в спектакле, который поставила в 70-х годах Вера Андреевна, но тогда только в роли игрока. Это был очень интересный спектакль, и Вера Андреевна решила еще раз обратиться к этому произведению. Она очень любит Лермонтова, и когда шесть лет назад мы начали репетировать, о юбилее поэта еще не думали. Роль такого трагического и эмоционального накала у меня, пожалуй, первая. Я не считал себя романтическим, трагическим героем, скорее я характерный артист. Тем интереснее была работа.

Самым главным для меня было оправдать этого человека. Он дает яд женщине, которая для него значит любовь и свет всей жизни. И я был обязан найти объяснение этому злодейскому поступку. Арбенин считает, что таким образом ее спасает, отправляет к ангелам. Если она останется здесь, то будет обречена на погружение в разврат. Так он считает, и вот его слова: «Ты, Бог незримый, / Но Бог всевидящий, возьми ее, возьми; / Как свой залог тебе ее вручаю». Нине он говорит: «Но ты не бойся: / мир прекрасный тебе откроется, / И ангелы возьмут тебя в небесный свой приют».

Благодаря Андроникову я с юности интересовался Лермонтовым, но для себя не могу совместить противоречивые стороны его характера. Не понимаю и не принимаю те внутренние отчаянные движения, вызывавшие такой сарказм, такую агрессию. И как это могло рождаться в душе нежнейшей структуры? Самое близкое мне стихотворение – «Печально я гляжу на наше поколение, его грядущее и пусто, и темно». А первая встреча с Лермонтовым состоялась при поступлении в театральный институт. Я читал «Демона»: «Клянусь я первым днем творения. / Клянусь его последним днем...» 

Мистический дым в столбе света

Ощущение сильного напряжения, даже гофманиады, охватывающее зрителя уже в первой картине, не оставляет до конца спектакля. Оно нарастает безнадежным чувством рока, нависшим с тяжкой неизбежностью над всеми героями. Огромное холодное пространство сцены, рассекаемое лучами контурного света, так и не становится теплым, живым, и когда на авансцену выходит Нина. А массовые сцены, особенно маскарад, только усиливают ощущение ирреальности и даже ужаса. 
Как рассказала актриса Ирина Андрианова, задача тех, кто не играл в этом спектакле центральных ролей, заключалась прежде всего в создании атмосферы. Они, эти дамы и господа, представители светского общества, бросают трудноразличимые фразы на французском, как пчелы, жужжат и кружат роем вокруг главных героев. На их лица и фигуры свет прямо не падает – попадая в световые прострелы, они на время выхватываются из темноты и исчезают. Этот дым на сцене, не уходящий из светового столба, являет замутненность сознания, рождающего демона... «Создавать атмосферу – это Ефремова делать умеет», – отмечает Ирина Васильевна. 

Художник по свету Михаил Семенов, который, кстати, работает в тверском театре 45 лет, за этот спектакль получил губернаторскую премию. 

Так же действенно творит атмосферу этого произведения и музыка. Наполняя все пространство, почти не умолкая, она волнует и нагнетает тяжесть в душе – и только при появлении Нины начинает звучать светло и нежно. Автор этой чудесной музыки – Лев Лапутин. Она создана для балета «Маскарад».

Вера Ефремова так рассказывает в одном интервью об этом музыканте: «У меня свои отношения с этой пьесой. Надо сказать, что еще до спектакля в Ульяновске я стала крестной матерью своего друга детства, замечательного композитора, ученика Арама Хачатуряна Льва Александровича Лапутина. Была я также знакома с не менее замечательным балетмейстером Отаром Дадашкиани, который возглавлял театры оперы и балета в Горьком, а затем в Минске. Я познакомила этих двух талантливых людей, в результате чего родился балет «Маскарад», одобренный самим Хачатуряном. Балет с большим успехом прошел по всей России. Но трагически, в молодом возрасте, ушел из жизни Лев Лапутин, затем умер Дадашкиани, и балет закончил свою сценическую жизнь».

Наиболее известной постановкой балета стала версия Бориса Фенстера, осуществленная в 1960 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. «Маскарад» стал последней его работой. По воспоминаниям дирижера театра Юрия Гамалея, «министр культуры Фурцева приезжала на приемку спектакля и очень неодобрительно высказалась о балете. Фенстер решил на премьеру не ехать, но кто-то позвонил ему по телефону и сообщил, что Фурцевой в театре нет. Нехотя он собрался и поехал. Почти сразу, войдя в театр, он столкнулся с Фурцевой. Начался II акт. После него были общие поклоны, вытащили и Фенстера. Но едва он после поклонов ушел за кулисы, как тут же упал замертво. Мрачный спектакль ознаменовался мрачным событием». 
Так же мрачно закончилась и сценическая жизнь этого балета. 

3 февраля 1962 года, за восемь тактов до окончания первого акта, Евгений Дубовской – дирижер, ведущий спектакль, упал с дирижерского пульта и скончался, не приходя в сознание. Второй акт продолжил другой мастер. Больше этот балет не появлялся в афише Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.

Надо заметить, что многие театры неоднократно обращались к этой драме Лермонтова и, к счастью, вполне безоблачно. 

Сумрачный ангел 

В юбилейный год интерес к личности и творчеству Лермонтова должен возродиться. Появится повод говорить о нем, читать его провидческие строки, поражаться его гениальности, пытаться понять душевную сложность, о которой Валерий Брюсов написал в стихотворении «К портрету Лермонтова»: «Казался ты и сумрачным и властным, / Безумной вспышкой непреклонных сил; / Но ты мечтал об ангельски-прекрасном, / Ты демонски-мятежное любил!» 

Михаил Лермонтов умер совсем молодым, на творческом и жизненном взлете. Я думаю, Даниил Андреев точно оценивает масштаб творческой личности поэта: «Если смерть Пушкина была великим несчастьем для России, то смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара не могло не дрогнуть творческое наследие не только России, но и других стран».

Евгения ВОРОТНИКОВА
Автор: Евгения ВОРОТНИКОВА
265

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды защитникам Отечества
«…Слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» - звучали сегодня в областном драмтеатре хрестоматийные строки Вадима Шефнера. Прекрасные стихи. И все же те, кто пришел сюда в канун Дня защитника Отечества на торжественное собрание могли бы немного с ними поспорить. Для этих людей Родина, Честь, Достоинство, Мужество, не просто слова – смысл жизни.
22.02.201720:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию