25 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура25.09.2014

Голос Отчизны

Исполнилось 110 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося певца, народного артиста СССР Алексея Иванова

Исполнилось 110 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося певца, народного артиста СССР Алексея Иванова

Баритон Алексея Петровича Иванова кажется мне голосом самой России. И вовсе не потому, что он исполнял «Песню о Родине», многие годы она регулярно звучала по радио. Совсем недавно я узнал, что именно он напел «эталонную» версию этой знаменитой песни. Мысленно «прокрутив» ее, буквально изумился: действительно, это его незабываемый тембр и та внятная дикция, идеальная, но не бездушная.

Впервые голос Алексея Иванова я услышал в тринадцать лет. Потом упросил маму купить запись оперы «Борис Годунов». Дома сразу же поставил пластинку на проигрыватель. С первых звуков пронзительного вступления к народной драме Мусоргского услышал музыку самой Руси. После короткой интродукции хор, а затем голос думного дьяка Щелкалова:

— Православные! ...Печаль на Руси... Печаль безысходная, православные! Стонет земля в злом бесправье. Ко Господу припадите: да ниспошлет он скорбной Руси утешение...

Мощный баритон Алексея Иванова пел это с какой-то особой страстью, с глубокой болью за Россию. Потом в грамзаписи я услышал его Томского в «Пиковой даме», Эскамильо в «Кармен», Беса в «Черевичках», множество других партий. Была у меня и сольная пластинка Алексея Иванова. Порой казалось, что выдающийся певец давным-давно сошел со сцены, поэтому поразило, когда в 1970 году в Томске я увидел его афиши. Жаль, что не было возможности сходить на концерт... Когда узнал о жизни Алексея Иванова, стало понятнее, почему в крошечной партии Щелкалова он сумел сделать свой баритон голосом самой Руси.

 Истоком его судьбы была срединная Россия. 22 сентября 1904 года в селе Чижово Бежецкого уезда Тверской губернии в семье дьякона Петра Иванова родился четвертый ребенок. С малых лет Алексей Иванов не мыслил своей жизни без песен. Рождественские, крещенские, масленичные празднества, свадьбы — все это сопровождалось пением и отпечатками театральности: люди вели себя необыденно. Утренняя музыка свирели и трубы пастухов. Все это ярко выделялось на фоне безрадостной будничной жизни.

Пели всей семьей, заводилой был Петр Михайлович. У отца был хороший бас. Пел Петр в семинарском хоре, потом в архиерейском хоре Тверского собора. В доме была нотная библиотека, отец свободно читал ноты с листа. Поэтому первые уроки музыки и нотной грамоты Алеша получил дома.

Однажды отец купил граммофон и пластинки. Алеша впервые познакомился с симфонической и оперной музыкой. В новинке его заинтересовала не техническая сторона, а сама музыка. Но граммофон все же давал смутные представления об опере. Отец никогда не был в оперном театре, но, как мог, пытался растолковать сыну суть этого жанра, показывая открытки с изображением артистов в разных ролях. Когда в Чижове появился драмкружок, зрительный зал устроили в овине. Юного Алешу с его чистым голосом тоже пригласили на небольшую роль. Посмотреть на чудо-представление приезжали из окрестных деревень и сел и даже из Бежецка.

 В 1915 году Алеша окончил сельскую школу. Поступил в Бежецкое реальное училище. Приемную комиссию впечатлило чтение стихов, которые он выучил по настоянию отца. После экзаменов преподаватель литературы поздравил отца и заметил:

— А вашему сынку быть артистом!

Более всего Алешу привлекали в училище три предмета: пение, рисование и декламация. Был там еще и детский хор. Вскоре талантливый юноша стал его солистом.

В девятнадцать лет Алексей поступил в Тверской педагогический институт. И здесь Иванова сразу пригласили в студенческий хор. В середине двадцатых годов в Твери на гастролях бывали многие артисты из Москвы и Ленинграда. Особенно здесь любили братьев Пироговых. Григорий Степанович Пирогов стоял особняком среди выдающихся басов той поры. Комендантом концертного зала, где выступал певец, был хороший знакомый Алексея. Он-то и представил юного Иванова знаменитому певцу. В январе 1925 года, когда студенты были на экскурсии в Москве, Алексей побывал в Большом театре. Надо ли говорить, как поражен был молодой человек блестящим исполнительским мастерством солистов легендарного театра.

 В Твери Алексею Иванову посчастливилось познакомиться с Николаем Сидельниковым. Композитор, пианист, скрипач и певец, он тогда был душой музыкальной жизни города. Летом на открытой эстраде Алексей Петрович выступил с оркестром под управлением Сидельникова. Однажды после очередного концерта за кулисы пришла неизвестная солисту Иванову женщина. Это была Мария Ланская. Она настоятельно посоветовала Алексею шлифовать свое мастерство и предложила давать молодому певцу бесплатные уроки, чтобы он смог поступить в консерваторию.

Мария Ланская окончила Сорбонну, но, когда у нее обнаружился прекрасный голос, уехала учиться в Италию. Мария Эдуардовна была заботливым, душевным человеком. Но, как говорится, не без причуд. Уроки у нее тоже были своеобразными. На воспитании у Марии Эдуардовны был младенец, которого надо было кормить козьим молоком. Поэтому во дворе вместе с курами бегали козы. Иногда ученикам вместо уроков приходилось искать пропавшую козу, а случалось, молодые певицы стирали пеленки. Но никого особо не смущали такие поручения, потому что всем нравился открытый доб­рый нрав наставницы и ее увлеченность музыкой.

В 1926 году Алексей окончил пед­институт. К тому времени он успел обзавестись семьей. Два года преподавал физику и математику в школе ФЗУ, а в 1928 году он поехал поступать в Ленинградскую консерваторию. Из пятидесяти человек тогда приняли только четверых.

Учителем Иванова стал выдающийся певец Гуальтьер Боссэ. Сын француза и эстонки, он учился пению в Италии. Выступал в Мариинском театре, затем его пригласили преподавать. И Боссэ оказался отличным педагогом. Человек он был довольно оригинальный. Приходил на занятия с саквояжем, который ставил на подоконник и садился за рояль. В саквояже были термосы с кофе и жидкой пищей, а также всякие флакончики с гомеопатическими снадобьями. Разговаривал этот оперный бас высоким голосом, словно лирический тенор.

Попутно с учебой Алексей стал участвовать в постановках оперной студии, был солистом капеллы. С 1929 года стал заниматься с легендарным тенором Иваном Ершовым. Затем Иванова пригласили петь в Малый оперный театр, где дирижером был Самуил Самосуд.

В 1934 – 1935 годах в Ленинграде проходили гастроли оперного театра под руководством Станиславского. Спектакли произвели на певца неизгладимое впечатление. Константин Сергеевич пригласил Алексея в свой театр. Остановился певец в особняке великого режиссера. Станиславский планировал поставить «Риголетто» с Ивановым в главной партии. Но что-то не сложилось. Алексей Петрович вернулся в Малый оперный. В 1936 году предстояли гастроли театра в Москву. Планировали показать там «Пиковую даму», для постановки которой в Ленинград прислали Всеволода Мейерхольда, который изменил либретто, чтобы «насытить атмосферу из чудесной музыки Чайковского еще более чудесным озоном повести Пушкина». Дирижировал Самуил Самосуд. Гастроли имели восторженный прием. Алексей Иванов вспоминал в одной из своих книг, что Всеволод Эмильевич, воздав должное таланту дирижера, предложил: поскольку Самосуд — идеальный дирижер, а фамилия оправдывает стиль его работы, надо ввести в русский язык вместо иностранного слова «дирижер» русское «самосуд». Как славно звучит — «Главный самосуд Большого театра Николай Голованов». И как в воду глядел: вскоре Самосуда и назначили главным дирижером ГАБТа.

До 1938 года Иванов немного поработал в оперных театрах Саратова и Горького. С 1938 года он солист Большого театра. Беса в «Черевичках» он решил сделать озорным. Во время войны из всех постановок оставили именно эту оперу Чайковского, чтобы веселый спектакль поднимал настроение бойцов. Поскольку Иванов был единственным исполнителем этой партии, коллеги, шутя, называли его «монопольным Бесом». Но солист Иванов был человеком смелым, он записался в команду самозащиты — дежурил на крыше, чтобы при налете немецких самолетов быстро сбрасывать на землю зажигательные бомбы.

 Алексей Иванов прослужил искусству пятьдесят лет. Тридцать из них отдал Большому театру страны. Еще в 1951 году он получил звание народного артиста СССР, трижды ему присуждалась Сталинская премия. В его репертуаре было около ста оперных партий, что является большой редкостью. Он был не только выдающимся певцом. Великолепно рисовал, занимался иконописью, изучал богословие и историю религиозных учений. После ухода в конце шестидесятых из Большого театра преподавал вокальное мастерство в Загорской духовной семинарии. Писал книги, мемуары, статьи, научно-методические труды по искусству пения, живописи, грима; публиковал статьи о мастерстве сценического образа. Далеко не все из его литературного наследия издано. А еще он свободно владел итальянским и немецким, неплохо знал английский и французский, латынь, греческий, церковно-славянский язык. Был простым и открытым человеком. Будучи солистом Большого театра, не раз приезжал с концертами в родные края. Выступал Алексей Иванов и на мировых сценах, его голос помнят миланский «Ла-Скала», Нью-Йоркский «Метрополитен-опера», Лондонский «Ковент-гарден», Шведская и Венская королевские оперы, Парижская «Олимпия». В последние годы жизни певец тяжело болел. В 1982 году Алексея Петровича не стало. Но голос дивного тембра и глубокой душевности остается достоянием Родины, которую он любил по-настоящему беззаветно.

Александр МИХАЙЛОВ

Автор: Александр МИХАЙЛОВ
37

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию