21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 10.09.2014

Небанальные истины, или Пора школьной зрелости

Фотограф: Юрий КУЛАГИН

Прошло несколько дней нового учебного года. Какими они были в жизни первоклассников?

Прошло несколько дней нового учебного года. Какими они были в жизни первоклассников? Они освоились, научились тихо сидеть целых четыре урока и с любопытством впитывать знания. А может быть, нет. Что надо делать, чтобы интерес малышей к знаниям не пропал? С этими вопросами мы обратились к психологу тверской гимназии №12 Елене Жебраэль.

– Елена Сергеевна, можно уже говорить о том, что первоклассники вписались в новую для них школьную жизнь?

– Пока еще нет. Первые две-три недели проходит так называемая адаптационная буря, затем наступает относительное равновесие, которое завершается устойчивым. А как раз сейчас у детей период стресса. Новая жизнь накладывает новые обязательства, дети знакомятся с одноклассниками, стараются приспособиться к режиму, требованиям учителей и родителей. Происходит напряжение всех систем организма, иммунной в первую очередь. Об этом писал еще Ганс Селье, создатель теории стресса. Если период длится более трех недель, иммунная система начнет терять свои запасы, может дать сбой. И это скажется на состоянии здоровья детей. Как правило, обостряются бронхолегочные и аллергические заболевания, причинами которых являются психические процессы.

– Что же делать? Как помочь ребенку?

– Надо заметить, что, к сожалению, ребята приходят в первый класс с не очень крепким здоровьем. Мы стараемся работать с ними по здоровьесберегающим технологиям. А родители должны обратить внимание, что самой первой и важной предупредительной мерой является режим дня первоклассника. Об этом говорится так много, что многие уже не обращают на это внимания. Однако, как ни парадоксально, самые банальные вещи в жизни являются самыми основополагающими. Чтобы восстановиться, ребенок должен спать по 10,5–11,5 часа. Всякий раз, когда я выступаю на родительских собраниях в сентябре, говорю об этом, настоятельно прошу родителей составить расписание дня ребенка. С этой просьбой я буду обращаться не раз, чтобы они не забыли.

Жизнь человека очень ритмизованна, и всякий сбой негативно сказывается в первую очередь на здоровье. Любая привычка в среднем укореняется за 40 дней, и если взрослые потрудятся всего полтора месяца – каждый день будут укладывать спать своего малыша в половине девятого, то к концу октября он сам будет ложиться вовремя.

– Очень важно, чтобы ребенку нравилось ходить в школу. Как поступать, чтобы она не наскучила уже в первый год обу­чения?

– То, что я сейчас скажу, тоже воспримется как банальность: он должен быть готов к учебе.

– То есть уметь читать и писать?

– Готовность к обучению имеет физиологическую, мотивационную и интеллектуальную составляющую, но многие, да, обращают внимание прежде всего на развитие интеллекта. Можно пятилетнего ребенка научить читать, рассуждать – дети гибкие и быстро учатся. Но желание учиться созревает с годами. Как точно заметили люди старшего поколения, если у ребенка зубки сменились, значит, он к школе готов, значит, сформировались определенные физиологические структуры, которые поддерживают его способности, его психику.

– И много вы видите первоклашек, не готовых к школе?

– По моим наблюдениям, приблизительно треть класса не хочет на уроке слушать учителя. Нет достаточного уровня зрелости, что является главной причиной нежелания учиться в школе. Но родители в подавляющем большинстве очень амбициозны. Часто они возлагают большие ожидания на маленьких детей. Когда я по результатам психологической диагностики говорю родителям, что ребенку рано идти в школу, что он будет искать любой повод прогулять занятия, мамы и папы не всегда прислушиваются. Это момент не единственный, но главный. Можно говорить о личных качествах, о питании, о взаимоотношениях с родителями и одноклассниками, но первопричина в том, есть или нет школьная зрелость. Если нет психологической готовности к школе, ребенок не раскрывает свой естественный потенциал. Дай Бог, если в его жизни сложится хорошая ситуация успешности, которая поможет реализовать его возможности.

– Вы убеждаете родителей в своем мнении?

– По закону в школу принимают с шести с половиной лет. И если ребенок не готов, но родители настаивают, мы все равно принимаем. По своей практике знаю, что тот, кто меня услышал и привел ребенка в школу на следующий год, высказывал потом благодарность. И 70 процентов тех, кто поступил вопреки совету психолога, признавали свою ошибку. Но самое плохое в этом, что школьная зрелость может не наступить никогда. Родители мучаются с этими детьми до выпускного класса. Возможно, он выйдет из инфантильного состояния в вузе, но всегда будет требовать особого внимания, попечения родителей.

– Это что ж, последствия маленькой ошибки сказываются на всей жизни?

– Получается, так. Если ребенок успешен, весь первый класс он будет своим успехом гордиться, и на этом будет строиться самооценка. Пусть она даже будет завышенной, это в любом случае лучше, чем заниженная. И это состояние станет базисом и сохранится на всю жизнь. И когда у него, взрослого, будут возникать препятствия, он все равно в любой ситуации будет добиваться результатов.

– Как меняется психологический портрет школьника с годами?

– Сдвиг происходит при­б­ли­зительно раз в четыре года. Сегодня дети не такие, как 15 лет назад, – они стали более умными, сообразительными. Речь идет прежде всего об интеллектуальном развитии, но не только. Они стали более свободными, что ли, – могут себе позволить обсуждать с учителем любую тему. А раньше стеснялись. Третьеклассники говорят о дружбе, верности, предательстве, на темы, прежде привлекательные для пяти, шестиклассников. И тем не менее этому поколению свойствен инфантилизм. Ребята часто учатся не из-за внутренних побуждений, а потому, что их заставляют родители. 15 лет назад детей, как правило, лет в девять «отпускали», и дальше они двигались по инерции, так же по инерции шло и взросление.

На вопрос, умнее или глупее стали дети, ответ будет неоднозначным. Одаренных, как и отстающих, стало больше. А среднее звено, наоборот, уменьшилось.

– Внешние изменения тоже заметны?

– Если войти в любой класс, где учатся маленькие дети, в глаза бросится такая особенность. Небольшая их часть – из разряда акселератов, все остальные – очень мелкие, субтильные. Подтягиваются они только к третьему классу. В поисках причины большинство ученых склоняется к такому мнению: поток информации, который обрушивается на детей, притормаживает их психологическое и физиологическое развитие. Идет отставание на два года. Если раньше считалось, что процесс формирования у мальчиков заканчивается к 21 году, то сейчас российские физиологи говорят о 25 годах. И педагоги высшей школы подтверждают: первокурсники ведут себя как 13–14-летние дети.

– Получается, слишком много знать не полезно?

– Мозг получает информацию, обрабатывает, но не усваивает. Поэтому ее надо дифференцировать. Наши ученики начальной школы много знают, но посмотришь – многие такие неприспособленные! Хотя они свободно владеют компьютером, общаются в соцсетях, мне каждый третий второклассник предлагает стать другом... Я разговаривала с детьми, которые раньше ходили в нашу гимназию, а сейчас живут в Швейцарии, в пансионате, и учатся в частной школе. Спросила, общаются ли они со своими одноклассниками из России. Оказывается, им разрешается пользоваться Интернетом один час в среду и один час в субботу. И в телефоне у них нет Интернета. Это общее требование для всех детей. Привычной юным россиянам свободы они не знают. И это правильно по ряду причин. Одна из них – появляется больше времени для реального общения, занятий спортом, а значит, и своего развития.

Мария СПИРИДОНОВА

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
99

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость