04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Смена+04.09.2014

Магия импровизации

Фотограф: Дарья ДАНИЛОВА

В конце августа областную столицу посетил один из основателей импровизационной сцены в российской музыке Сергей Летов

В конце августа областную столицу посетил один из основателей импровизационной сцены в российской музыке Сергей Летов

Концерт был посвящен советскому и российскому рок- и джазовому музыканту, композитору-авангардисту, киносценаристу и актеру, создателю группы «Поп-механика» Сергею Курехину. Перед выступлением Сергей Летов рассказал корреспонденту «Смены+» о сотрудничестве с музыкантом и о многом другом.

– Сергей Федорович, сегодняшний концерт посвящен памяти Сергея Курехина. Вы с ним работали более десяти лет. Расскажите, какой это был музыкант и человек?

– Сергей был достаточно необычным человеком, и история наших с ним взаимоотношений развивалась неровно. Поначалу мы сильно ссорились. Иногда концерты заканчивались конф­ликтами и обещаниями больше никогда вместе не работать. Перед очередным выступлением в Екатеринбурге Курехин набросал на обрывке картонки от сахара-рафинада некую схему его действий и что при этом должен делать я. То есть это была некая партитура. Но надо сказать, что в среде музыкантов-импровизаторов подобное было не очень принято. Мы ведь декларировали, что будем действовать абсолютно спонтанно. Он часто давал мне такие задания, но, к сожалению, я не сохранил этих курехинских партитур. И вот начиная где-то с 1986 года мы уже больше не ссорились. Я понял, что в какой-то степени дополняю его проекты. Он никогда не заставлял меня делать того, чего я не умею. Но, с другой стороны, он следил за тем, что я делаю, и адаптировал к этому свою программу.

– Чем отличается импровизированная музыка, которую играете вы, от написанной заранее?

– Тем же, чем отличается человеческая речь от книг. Если мы будем только цитировать Достоевского, Толстого и Чехова, наша речь будет звучать более убедительно, но при этом нам же хочется сказать что-то свое. Может быть, мы скажем что-то не совсем правильно, но тем не менее оно будет соответствовать моменту. Так же и с музыкой. Импровизатору всегда есть что сказать, он хочет выразить себя, может быть, не настолько хорошо, как это делали в свое время Моцарт или Бах. Но они делали это в свое время.

– Можно ли сказать, что каждый ваш концерт уникален?

– Да, я думаю, можно. Но в них есть повторяющиеся элементы. Зрители, часто посещающие мои концерты, это слышат. Музыканту, как и любому другому человеку, очень тяжело убежать от самого себя. Есть определенные элементы культуры, которые мы ретранслируем. Мы воспроизводим ноты, и большая часть звуков связана с тем инструментом, который мы используем, насколько хорошо им владеем, к какой аудитории обращаемся, в какой ситуации находимся. Как и со словами. Я вот вам говорю сейчас, а ведь каждое из них говорилось десятки раз миллионами людей, но тем не менее из них в моей речи складывается определенный смысл. Так же дело обстоит и с музыкальной импровизацией. В ней есть элемент новизны, но присутствует и элемент консерватизма.

– Вы читаете студентам Московского института журналистики и литературного творчества лекции о современной музыке. Они тоже импровизация?

– Да. Но я готовлюсь к этой импровизации, как правило, за день до того, как мне предстоит читать лекцию.

– Из чего состоят занятия?

– Из воспроизведения музыкальных записей и моих рассказов о музыке и музыкантах. В институте, как и в большинстве гуманитарных вузов страны, учатся в основном девушки. Поэтому я рассказываю так, чтобы им было интересно: был ли женат композитор, сколько у него было детей, разные истории, близкие женской части аудитории. Рассказывая о творчестве Иоганна Себастьяна Баха, я привожу в качестве примера нотную тетрадь Анны Магдалены Бах. В ней такие простенькие музыкальные произведения, по которым все дети мира учатся играть на пианино. Между прочим, Анна Магдалена была не дочерью композитора, а его второй женой, которая родила ему 13 детей. Чтобы она не была музыкально неграмотной и, живя в мире композиторов, понимала их, Бах и его старшие дети составили ей учебное пособие, по которому учатся теперь и все музыканты мира. Мне кажется, такие подробности интересны, особенно студентам-журналистам. Вообще первоначально предполагалось, что это будет курс современной музыки, но я подумал, что ограничиваться современностью не совсем правильно. Сейчас, к сожалению, уровень культуры падает, и чтобы понимать сегодняшнюю музыку, надо знать ее историю. Примерно 50 процентов моих лекций посвящено именно этому.

– У вас есть высказывание, что вам нравится играть в российских провинциях. Чем примечательны такие встречи?

– Дело в том, что я вообще люблю больше играть в России. Я считаю, где родился, там и пригодился. А во-вторых, я сам провинциал, уроженец Семипалатинска, это Северный Казахстан. Детство прошло в Омске и Новосибирске. Только потом я переехал в Москву. Поэтому я ощущаю себя провинциалом, попавшим в столичную среду. В Москве слишком много происходит событий. Человек думает о концерте «не сегодня, так завтра, не завтра, так потом» и никуда не ходит. А когда приезжаешь в провинцию, люди с удовольствием приходят на выступление. Как-то я ехал в поезде, и мне говорят: «Помните, вы приезжали в Волгоград в 90-х годах?» Для людей это важно. В разных городах публика разная, но везде мне нравится.

Беседовала Дарья ДАНИЛОВА

Автор: Дарья ДАНИЛОВА
7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию