26 Апреля 2017
$55.85
60.79
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История01.09.2014

Подвиг экипажа Михаила Батовского

Фотограф: АРХИВ ЗАПАДНОДВИНСКОГО МУЗЕЯ

Летчики дважды в тяжелейших условиях сумели посадить на аэродром свою машину. Сбитые в неравном бою, они выполнили свой воинский долг до конца

Летчики дважды в тяжелейших условиях сумели посадить на аэродром свою машину. Сбитые в неравном бою, они выполнили свой воинский долг до конца

В 2010 году мне удалось побывать на месте падения советского краснозвездного бомбардировщика. Как рассказал местный проводник, самолет был сбит двумя фашистскими истребителями, загорелся и в окрестностях деревни Аксентьево рухнул в болото. Один из пилотов смог выпрыгнуть из подбитой машины, но немцы открыли по нему огонь. Причем пули его не задели, но перебили стропы парашюта, не позволив снизить скорость, и летчик разбился о землю. Судьба других членов экипажа проводнику была неизвестна.

На Калининском фронте

Продолжение эта история получила в конце 2013 года. С Западнодвинским краеведческим музеем связался житель Москвы, назвавшийся Константином, энтузиаст отечественной авиации и авиастроитель по профессии. Его дедушка в годы войны был воздушным разведчиком, летал на Р-5 и Пе-2, воевал на Калининском фронте. Узнав о моем интересе к советскому бомбардировщику, упавшему вблизи Аксентьева, он прислал на электронный адрес музея интересные материалы, размещенные на сайте смоленских поисковиков. (Напомню читателям, что вплоть до августа 1944-го Ильинский район, где происходили описываемые события, входил в состав Смоленской области).

Эти документы рассказывают об экипаже самолета Пе-2, входившего в состав 11-го отдельного разведывательного авиационного полка (ОРАП) 3-й Воздушной армии Калининского фронта. Согласно «Донесению о безвозвратных потерях 11-го ОРАП», 9 ноября 1942 года «Пешка» под командованием Михаила Батовского совершила свой 47-й боевой вылет. В районе Велижа самолет перехватила пара немецких истребителей «Фоккевульф-190 А». В первой же атаке фашистам удалось поразить советского стрелка, а во второй – подбить крылатую машину. Командир экипажа и штурман капитан Николай Шамин выбросились с парашютами, но «фоккеры» расстреляли их в воздухе.

По другим данным, из горящей кабины смог выпрыгнуть только Шамин. Дальнейшая его судьба осталась неизвестна. Батовский и стрелок-радист Никита Яковлев сгорели в самолете, их похоронили в районе Аксентьева. А после войны останки перенесли в братскую могилу деревни Лесохино Западнодвинского района Тверской области.

Вторая версия

Но есть и еще одна версия событий. Она изложена в книге «Воздушные разведчики».

Экипаж лейтенанта Батовского вызвали на командный пункт. Начальник штаба полка майор Дробышев поставил задачу: сфотографировать районы Ярцева, Духовщины, Белого.

Летчики проложили маршрут, штурман и стрелок-радист предусмотрели действия в случае попадания в зону зенитного огня и при встрече с истребителями.

«Взревели моторы, Пе-2 вырулил на взлетную полосу, ушел в небо, – читаем мы в книге. – Задание оказалось сложным. Едва заканчивался огонь зенитчиков, как наседали истребители. Воздушный стрелок-радист сержант Дмитрий Лапсин вел прицельный огонь, отбиваясь от «мессеров». Ни один из них не сумел приблизиться на дистанцию поражения. Командир же упорно вел машину по заданному маршруту. Штурман сфотографировал районы Ярцева, Духовщины. «Пешка» легла на боевой курс последнего района».

Линию фронта экипаж пересек на бреющем полете. Фашисты открыли по самолету запоздалый огонь. И тут сержант Лапсин неожиданно увидел вражеский истребитель, заходивший в атаку.

Батовский начал энергично маневрировать, но «мессер» уже вышел на дистанцию 100 метров и открыл огонь. Пулеметы прошили фюзеляж, пробили бензобак. Машина загорелась и стала неуправляемой.

«Прыгать!» – это была последняя команда Батовского. Выполнить ее сумел один Лапсин. Самолет рухнул на землю недалеко от аэродрома и взорвался.

Воздушных разведчиков похоронили со всеми воинскими почестями. В память об отважном летчике на фюзеляже одного Пе-2 написали: «Михаил Батовский». На этой «Пешке» летал на разведку его друг Владимир Свирчевский.

Как видим, рассказанная мне Константином и книжная версии во многом не соответствуют друг другу. Кое в чем можно уже сейчас внести ясность.

Во-первых, стрелком-радистом в этом трагическом полете был старший сержант Никита Яковлев, а не Дмитрий Лапсин, который действительно служил в 11-м ОРАП, но к этому экипажу Батовского никакого отношения не имел. Я побывал на братском захоронении Лесохино и убедился, что на мемориальной плите выбиты фамилии Батовского и Яковлева.

Во-вторых, и местные жители, и документы говорят об одном и том же: бомбардировщик был сбит двумя вражескими истребителями, расстрелявшими в воздухе наших летчиков (или одного из них).

В-третьих, самолет упал в окрестностях Аксентьева, а не около аэродрома.

Так что однозначно утверждать, что речь идет об одной и той же машине, нельзя. Нужны дополнительные исследования, воспоминания очевидцев.

325 километров на одном моторе

А теперь давайте поближе познакомимся с экипажем. В 11-м ОРАП он считался одним из лучших. За боевые заслуги в августе 1942 года командир звена Михаил Батовский был награжден орденом Боевого Красного Знамени, штурман звена Николай Шамин и стрелок-радист Никита Яковлев – орденами Красной Звезды. Вот выписка из наградного листа: «…лейтенант Батовский М. Ф. ночью на СБ (скоростной бомбардировщик. – Е. К.) имел четыре боевых вылета. В последней операции на разведку и фотографирование произвел своим экипажем 18 боевых вылетов. Экипаж тов. Батовского выполняет задачи на самых ответственных участках, со своим звеном в течение четырех дней произвел фотографирование площади 1200 кв. км. Большинство по переднему краю и в зоне прикрываемости зенитной артиллерии противника. В выполнении разведки настойчив, так, 24 августа 1942 года, выполняя поставленную задачу в полосе разведки рубежа реки Волги и в глубину от нее на 10 – 15 км, встретился с 5 истребителями противника, отвлек их внимание своим уходом, зашел с другой стороны и задачу выполнил отлично…»

Еще через два месяца Батовский был представлен к высшей правительственной награде СССР – ордену Ленина, Шамин и Яковлев – к орденам Боевого Красного Знамени. Как говорят документальные источники, 31 августа во время боевого вылета над занятой врагом территорией у Пе-2 оторвался выхлопной клапан, разбился картер, загорелся и заклинил мотор. Командир сбил пламя и на одном работающем моторе сумел посадить машину на аэродром. А 9 октября экипаж снова чудом избежал гибели: в районе Ярцева в самолет попал зенитный снаряд. Рассыпался правый двигатель, винт вместе с валом репродуктора оторвался и упал. Батовский, отлично знавший аэродинамику, снова смог привести самолет на базу. Всего Пе-2 пролетел на одном моторе 325 км. Летчики не только благополучно вернулись, но и сообщили ценную информацию о немецкой технике, за что и получили заслуженные награды.

Тогда же они и снялись рядом со своей покалеченной, но не сдавшейся «Пешкой». После ремонта на ее борту появится надпись: «Михаил Батовский». Однополчане не забыли боевого товарища. Будем и мы хранить память о героях.

Евгений КОНОВАЛЬЦЕВ,

директор Западнодвинского краеведческого музея

Автор: Евгений КОНОВАЛЬЦЕВ
71

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию