21 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.08.2009

Национальное самосознание как повод для радости

В музее деревянного зодчества Василева, что под Торжком, завершился фольклорный фестиваль «Живая Русь», организованный на базе этого уникального для Тверской области музейного объекта уже в седьмой раз. Собственно, случился фестиваль в прошедшие выходные, но фольклористы, реконструкторы, ремесленники и вообще люди, находящиеся в русле аутентичной народной традиции, не из тех, кто, встретившись, поспешит так сразу расстаться: поговорить есть о чем.

В музее деревянного зодчества Василева, что под Торжком, завершился фольклорный фестиваль «Живая Русь», организованный на базе этого уникального для Тверской области музейного объекта уже в седьмой раз. Собственно, случился фестиваль в прошедшие выходные, но фольклористы, реконструкторы, ремесленники и вообще люди, находящиеся в русле аутентичной народной традиции, не из тех, кто, встретившись, поспешит так сразу расстаться: поговорить есть о чем.
Фестиваль «Живая Русь» можно счесть хорошим опытом межмузейного сотрудничества: организован он в том числе базирующимся в Торжке Всероссийским историко-этнографическим музеем, а проходит на территории филиала Тверского государственного объединенного музея. И представляет собой пример того, как достаточно статичное экспозиционное пространство музей представляет собой спроектированный Николаем Львовым парк, заполненный образцами народного деревянного зодчества, свезенными со всех концов губернии) можно наполнить живой, органичной для этих объектов жизнью: уж что-что, а название для фестиваля его авторы придумали исключительно точное.
Велик соблазн сравнить «Живую Русь» с проходящими здесь полутора месяцами раньше «Троицкими гуляниями». Но смысла в этом нет, потому как цели слишком разные. Июньский праздник рассчитан на то, чтобы дать возможность самодеятельным коллективам разного стиля и разного уровня показать зрителям свое искусство, а зрителям соответственно с ним познакомиться и просто приятно отдохнуть. «Живая Русь» же представляет собой не столько фестиваль, сколько научно-практический семинар. Уже потому, что о нем, как об одном из тверских археологических семинаров, знают только те, кому это по-настоящему нужно: специально в обоих случаях организаторы никого не приглашают. Тем не менее в Василево собрались около сотни участников из нескольких городов России и из Белоруссии, так что в этот раз фестиваль получился международным.
Теоретическая часть фестиваля включала в себя конференцию, состоявшуюся сразу после официального открытия. Практическая же часть представляла собой нечто среднее между концертом, выставкой и спортивными состязаниями. Тут надо заметить, что фольклористы и примкнувшие к ним специалисты в других областях – люди, во-первых, компанейские, а во-вторых, неприхотливые. Поскольку большого наплыва досужей публики не ожидалось, то не было и необходимости в серьезных технических средствах – сцене, микрофонах, подзвучке. Прекрасно обошлись и без конференц-зала, и даже без места стационарного проживания: на одной из полян был устроен палаточный лагерь. А на ужин наварили большой котел гречневой каши – и все довольны.
Концертным залом стала поляна возле Миньевского дома: участники, они же зрители, просто расселись кружком на травке. Владимирские и курские рожки москвича Бориса Ефремова (он чил мастер-класс по игре на этом с виду простом пастушеском инструменте) сменялись на удивление непривычными песнями в исполнении минского ансамбля «Туда». У белорусок даже доставивший их водитель вполне соответствовал пафосу происходящего: охотно рассказывал о нынешней белорусской жизни и традиционной культуре, щеголяя характерным говорком и не менее характерными длиннющими вислыми усами.
Впрочем, дислокация концертной площадки тоже была более чем относительной. Вот в одном углу поляны взмахнул рукой и загудел басом Василий Бутров – это начал то ли репетицию, то ли уже выступление московский историко-этнологический клуб «Белый камень». В другом пиликает несколько неожиданная здесь скрипка, и народ радостно отплясывает развеселую ирландскую джигу. У самого дома заканчивают мастер-классы по вышивке и ручному ткачеству: вроде бы время уже вышло, но у заинтересованного человека всегда найдется еще один вопрос. У стенда с книгами два бородатых мужика вертят в руках бронзовый браслет и уже практически ругаются по поводу сакрального смысла нанесенной на него «плетенки». В общем, все при деле.
Поляной у Миньевского дома, впрочем, фестивальная территория не ограничилась. Гроты валунного Чертова моста, в свое время служившие садками для водоплавающей птицы, но в самом деле очень похожие на характерные львовские кузницы, давно облюбовали кузнецы под предводительством до недавнего времени новоторжского, а ныне удомельского мастера Геннадия Иванова, который не только провел мастер-класс, но и в прямом смысле сковал судьбу паре новобрачных. Существует специальный ритуал, в котором задействованы все четыре присутствующие в кузне природные стихии – говорят, кто отпраздновал свадьбу таким образом, неминуемо обречен на долгую и счастливую семейную жизнь.
Фестиваль любопытен еще и тем, что в нем большое внимание уделено традиционной мужской культуре – это касается и ремесел, и песенного фольклора, и боевых искусств: одним из организаторов фестиваля выступила Федерация русского рукопашного боя «Извор». Гвоздем же программы стал визит вышневолоцких казаков из конноспортивного клуба «Станица», показавших чудеса джигитовки. Наблюдать эдакое не в цирке или на ипподроме, а непосредственно в полевых условиях – это впечатляет!
В обыденном сознании народная культура существует некоторым образом в виде разрозненных обрывков: с чем-то мы знакомимся на концертах, с чем-то на выставках, с чем-то на спортивных состязаниях или показательных выступлениях реконструкторов. Такие профессиональные съезды, как «Живая Русь», позволяют восстановить не просто отдельные фрагменты, но и цельную картину русской национальной традиции, основные элементы которой органично сливаются, дополняя и оттеняя друг друга. Главное, что во всем происходящем не было ни малейшего налета скучной «музейности», а вовсе даже наоборот – присутствовал дух актуальной тусовки. Иначе с чего бы этим людям уже после окончания концерта отплясывать так, что пыль столбом, а потом петь всю ночь напролет до рассвета? Что точнее всего свидетельствует: слухи об утрате нашим народом национального самосознания сильно преувеличены.

Автор: Наталья ЗИМИНА
50

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость