26 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 25.08.2014

В молоке обварена, в печку сажена

Фотограф: АЛЕКСАНДР ЖМУЛИН

Заводы, выпускающие такую керамику, в России можно пересчитать по пальцам

Заводы, выпускающие такую керамику, в России можно пересчитать по пальцам

Много веков служат людям изделия из глины – одного из самых древних материалов, освоенных человеком. Посуде, созданной умелыми гончарами, присущи простота и лаконичность форм. На лихославльской фабрике художественных промыслов обычные горшки, кувшины, вазы и крынки превращают в настоящие произведения искусства.

Создавать их в городе начали на заре прошлого века, когда здесь было создано небольшое гончарное производство. В 90-е годы на заводе вступил в строй керамический цех, ставший основой для дальнейшего расширения выпуска изделий.

Как рассказала нам гендиректор ЗАО «Художественные промыслы» Валентина Гуле­ева, сегодня предприятие является поистине уникальным не только для Верхневолжья, но и для всей России:

– В наше время таких производств, где вручную создаются изделия из керамики, расписанные народными орнаментами, осталось очень мало. Мы делаем множество (до 15 тысяч в месяц) разнообразных цветочных горшков, гончарных ваз, у нас огромный ассортимент сувенирной продукции – всего более 350 видов. Главная задача – сочетать классические русские традиции гончарного искусства с новейшими европейскими технологиями. Большая часть керамики изготавливается из местной глины, добываемой около села Микшино. Признаюсь, наша продукция стоит не дешево и относится к элитным сувенирным товарам.

На заводе работают настоящие мастера своего дела. Один из них – гончар Владимир Спиридонов – старожил предприятия. Он лепит замечательные горшки, крынки и многое другое с 1985 года.

– Гончарный круг был первым станком, который придумал человек, – уверен Владимир. – Я горжусь, что мне удалось вникнуть во все тонкости этого, без преувеличения скажу, искусства. Раскрою вам один секрет: чтобы создать хороший кувшин, необходимо научиться «слышать», чувствовать глину. Именно так древние мастера творили настоящие шедевры.

После того как гончар выполнил свою работу, наступает очередь Надежды Головешкиной. Она придает произведениям художественный вид. На­дежда Анатольевна – старейший мастер на заводе. По образованию она педагог, но уже много лет ее призванием и любимым делом является роспись.

– Когда я пришла на завод, здесь еще работала художник Людмила Журавлева, которая многому меня научила. Конечно, расписывать горшки непросто. Чтобы получилось действительно красивое изделие, нужно вложить в него всю душу. Не обойтись и без таких качеств, как усидчивость, умение концентрироваться.

Больше всего в своей работе Надежде Головешкиной, по собственному признанию, нравится фляндровка – техника декоративной отделки, корни которой уходят в глубь веков. Получаемый с ее помощью рисунок уникален. Еще в Древнем Египте нагретые заготовки изделий из стекла обматывались разноцветными стеклянными нитями, после чего прочесывались металлической гребенкой и обкатывались. В итоге получался своеобразный декор «волной» в полоску. Аналогичным образом разноцветными нитями ангоба (глины, разведенной до консистенции «сметаны») с использованием резиновой груши покрывается поверхность изделия, после чего оно прочесывается и обжигается в печи.

– Орнаментальную роспись мы выполняем так же, как это делали наши предки. Перенимаем и традиции карел – расписываем керамику вручную кистью, грушей, белыми и цветными ангобами, – рассказывает Надежда Анатольевна, не отрываясь от своей ювелирной работы. – В качестве декора используем цветные глазури с процарапкой или лепку. Узоры получаются на первый взгляд простые, но в то же время очень красивые, идентичные русским и карельским народным орнаментам.

Есть в производстве керамики на заводе и еще одна интересная деталь. Здесь до сих пор используется молочный обжиг глиняной утвари. Как утверждает Валентина Гулеева, известен он с глубокой древности:

– Так готовили посуду наши предки. Суть такова: изделия, уже прошедшие первый высокотемпературный обжиг, окунают в молоко и потом повторно обжигают. После этого посудой можно пользоваться, так как молоко закупоривает рыхлые поры черепка и создает влагонепроницаемую пленку. И что немаловажно, дает замечательный декоративный эффект. Кроме того, такие тарелки и чашки абсолютно экологичны. Молочный обжиг особенно часто используют гончары, которые делают посуду в «деревенском», «народном» стиле.

Валентина Павловна говорит, что продукция предприятия заслуженно пользуется неплохим спросом. А ее высокое качество подтверждается хотя бы тем фактом, что ЗАО «Художественные промыслы» не раз участвовало в различных международных фестивалях-конкурсах керамических изделий не только в России, но и в США, Италии, Испании и Польше. В этом году лихославльская керамика получила отличную оценку на фестивале в Казахстане «Цветы-2014».

Изящные кувшины с узкими горлышками, пузатые глиняные чайники, забавные игрушки-свистульки – мы привыкли объединять их создание одним словом: ремесло. Но это несправедливо – перед нами произведения искусства. И с глубоким уважением смотришь на людей, под чьими руками послушная глина принимает любую форму.

Александр ЖМУЛИН

Автор: Александр ЖМУЛИН
38

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию