25 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура20.08.2014

Возрождающий города

Фотограф: ARCHINFO.RU

К 120-летию архитектора Николая Колли

К 120-летию архитектора Николая Колли

Его имя связано с проектами восстановления и реконструкции Калинина после Великой Отечественной войны. «Мне представляется, что главнейшая задача, связанная с восстановлением города, заключается сейчас в том, чтобы правильно уловить и почувствовать тот архитектурный камертон, который прозвучал 200 лет тому назад и который до сих пор сохранил свое звучание», – так определял основное направление своей деятельности Николай Джеймсович (Яковлевич) Колли (1894—1966) в докладе о проекте восстановления Калинина на 6-й сессии Академии архитектуры в июле 1944 года.

Будущий градостроитель родился в Москве 17 августа 1894 года. Революция застала его на пятом курсе архитектурного факультета Московского училища живописи, ваяния и зодчества, вскоре преобразованного в Высшие художественно-технические мастерские. В 1922 году Колли окончил его и получил звание архитектора-художника и на этом поприще ярко проявил себя. Он участвовал во всех значительных событиях, связанных с развитием советской архитектуры: в открытом Всесоюзном конкурсе на составление проекта планировки первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и ряда ее павильонов, занимался разработкой типовых проектов жилых домов из стандартных элементов заводского изготовления. Учился в Париже под руководством Ле Корбюзье, работал над проектом Дома Центросоюза (ныне здание ЦСУ) в Москве. Работа с большим мастером способствовала совершенствованию мастерства архитектора. Он сделал многое, он построил многое, но для нас имя этого человека прежде всего связано с масштабным проектом восстановления Калинина, который по замыслу архитектора должен был превратиться в совершенно новый город.

Напомним, что за два месяца немецко-фашистской оккупации в 1941 году в Калинине было разрушено 70 предприятий, выведены из строя энергетическое хозяйство, водопровод, приведены в негодность 7 714 зданий, уничтожено 56 процентов жилого фонда. Были разрушены мосты, Императорский дворец, театр драмы, ТЮЗ, филармония, клубы, библиотеки… Борис Полевой, бывший в то время военным корреспондентом «Правды» на Калининском фронте, писал: «Наконец мы в городе, и глаз никак не может привыкнуть к его новому облику. Огнем истреблены целые улицы деревянных домов. Каменные строения стоят без окон, исклеванные снарядами, местами полуразрушенные... Город изуродован, искалечен. Сожжено самое красивое его здание – Екатерининский дворец... Главная Миллионная, она же Советская улица, две центральные площади, которые она пересекает, красивейшая набережная... – все разрушено. Дома смотрят пустыми глазницами выгоревших стен». Уже в декабре 1941 – январе 1942 года были начаты предварительные изыскания для восстановительных работ, разбор завалов. Одним из зодчих, который занимался восстановлением облика Калинина, был Николай Колли. В 1944 году академик архитектуры начал работать над генеральным планом восстановления и развития города.

Облик города сложился в основном в XVIII–XIX веках, поэтому авторский коллектив под руководством Колли придерживался традиций русского классицизма. Прежде всего предлагалось сохранить своеобразие архитектурных ансамблей и принцип старой застройки, восстановить и создать заново систему взаимосвязанных ансамблей и широких видовых панорам. В новую планировочную структуру города были включены оба берега Волги, и река таким образом стала осью городских ансамб­лей. Генеральный план города должен был выражать идеалы гуманизма, гармонии, духовного здоровья и красоты. Колли планировал украсить Советскую площадь двумя симметрично расположенными фонтанами, а фасады Дома учителя и Дома науки и техники оснастить фронтонами с колоннами и скульптурными группами. Большое внимание Колли уделил территории возле Речного вокзала. Еще по довоенному генплану в Заволжье планировалось перенести административный центр города с возведением гигантского Дворца Советов, рядом с которым ажурное здание Речного вокзала смотрелось бы садовой беседкой. Колли идеи своих предшественников развил, и в случае воплощения его проекта ближнее Заволжье выглядело бы почти по-питерски, что только бы подтвердило известную фразу о том, что Тверь-городок – Петербурга уголок… Вопросы силуэтности, судя по работам Колли, архитектора очень интересовали. Решение этой задачи он искал «не в башенках или иных возвышениях, надстраиваемых над венчающей горизонталью дома, даже в башнях типа кампанилл или колоколен, а скорее, в крупных и значительных по высоте повышениях объемов зданий в виде высотных композиций, доминирующих над окружающей более однообразной по высоте застройкой. Эти высотные 12—15-этажные композиции, предназначенные главным образом для размещения в них гостиниц, американского типа апартамент-хаузов, учреждений, следует располагать на значительных интервалах, в местах, акцентирующих отдельные отрезки магистрали, в местах, замыкающих ее перспективы».

Проект, разработанный Колли, поражает своими масштабами и выглядит едва ли не утопическим: вряд ли власть решилась бы на осуществление его в полном объеме, слишком монументальным был замысел. Поражают виды Советской площади, площади Революции, набережной Степана Разина, драматического театра, красота фасадов домов. Все это работало на создание образа идеального, утопического пространства – города, в котором должны жить счастливые и свободные люди. А именно о свободе и счастье мечтали люди, пережившие войну и возвращающиеся в родные города, которые было трудно узнать, о чем как раз и писал Борис Полевой.

Время внесло коррективы в план Николая Колли, мечты которого в полной мере оказались неосуществимы.

Одно из зданий, над которым работал мастер, расположено на Советской площади, это здание Правительства области. Во время Великой Отечественной войны оно очень пострадало, и в 1943–1945 годах Колли провел его капитальную реконструкцию: расширил за счет соседних домов, угловая часть получила завершение в виде башенного барабана с куполом. Все сохранившиеся проекты Колли свидетельствуют о стремлении их автора к созданию выразительной архитектуры, образной, эмоцио­нально окрашенной. Более того, о стремлении к созданию идеальных условий для новой мирной жизни.

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ

Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
47

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию