20 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 21.07.2009

Ольга ПОПОВА: Задать предприятиям правильный вектор

Для Ольги ПОПОВОЙ, в апреле этого года возглавившей департамент промышленного производства, торговли и услуг Тверской области, благополучное разрешение сложной ситуации на Тверском экскаваторном стало подтверждением правильно выбранной тактики действий и решений, предпринимаемых на новом посту. В свою очередь для «ТЖ» это повод для подробного интервью с Ольгой Петровной о сегодняшней ситуации в индустриальном секторе региона и о том, что делается для поддержания его стабильности с последующим переходом в развитие.

Тверской экскаваторный завод возобновляет производство! Уже с середины июня на предприятии велись работы по подготовке к запуску производства.
В июле планируется выпустить 30 экскаваторов, а в самой ближайшей перспективе – освоить выпуск новой продукции. Выход ОАО «Тверской экскаватор» из простоя в условиях кризиса – результат совместных усилий менеджмента компании, руководства холдинга ГАЗ и администрации Тверской области. А для Ольги ПОПОВОЙ, в апреле этого года возглавившей департамент промышленного производства, торговли и услуг Тверской области, благополучное разрешение сложной ситуации на Тверском экскаваторном стало подтверждением правильно выбранной тактики действий и решений, предпринимаемых на новом посту. В свою очередь для «ТЖ» это повод для подробного интервью с Ольгой Петровной о сегодняшней ситуации в индустриальном секторе региона и о том, что делается для поддержания его стабильности с последующим переходом в развитие.
– Ольга Петровна, давайте начнем с подробностей о возвращении Тверского экскаваторного завода в ряды действующих производств.
– Здесь определяющим было конструктивное сотрудничество, системная работа всех заинтересованных сторон на общую цель. Когда завод в конце 2008 года был вынужден остановить производство по причине отсутствия сбыта выпускаемой продукции, началась разработка совместного плана действий менеджмента Тверского экскаваторного, представителей владельца компании – группы ГАЗ и администрации области по возобновлению производства на заводе.
В результате совместных действий удалось сохранить и трудовой коллектив предприятия. В рамках программы Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году, департамент занятости населения Тверской области заключил с заводом договор на организацию общественных работ для значительной части работников, находящихся под угрозой массового увольнения. Был организован постоянный консультационный пункт, в котором ведется прием работников для информирования по вопросам содействия занятости населения.
Важную роль сыграли и своевременно принятые грамотные управленческие решения руководства ОАО «Тверской экскаватор», в том числе по снижению издержек на содержание площадки во время простоя. Одновременно руководители компании находили нестандартные заказы, благодаря чему погашалась задолженность по зарплате персоналу. В итоге завод достаточно быстро рассчитался со своими работниками, чему, кстати, поспособствовала и наша договоренность с руководством холдинга ГАЗ, в соответствии с которой эти долги тверского завода частично гасилась за счет других подразделений холдинга. 
В свою очередь администрация области изыскала возможности помочь заводу со сбытом основной его продукции – экскаваторов – через включение предприятия в целевую антикризисную программу Минрегионразвития РФ. В рамках этой программы правительство на принципах софинансирования с региональными бюджетами в пропорции 70% на 30% предоставляет субсидии на закупку коммунальной техники для муниципальных образований всех субъектов РФ. Принципиальное требование – это должны быть машины от российских производителей, закупаемые, конечно, через тендеры. Потребность в экскаваторах по всей стране составляет около 150 машин. Региональный департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства в рамках программы организовал сбор и анализ заявок от муниципальных образований Твер-ской области на приобретение дорожно-строительной техники, по результатам была инициирована закупка экскаваторов у Тверского экскаваторного завода. Администрацией Тверской области подана заявка в Министерство регионального развития РФ на закупку 13 единиц экскаваторов производства ТВЭКСа для нужд Тверской области за счет субсидий. Одновременно мы внимательно следим за другими федеральными программами, через которые можно было бы организовать закупку экскаваторов. В итоге удалось частично разгрузить склад готовой продукции предприятия.
Кроме того, менеджментом группы ГАЗ было принято решение о переводе из г. Коврова на площадку Тверского экскаваторного завода производства гусеничных экскаваторов, незаменимых при дорожном строительстве и соответственно имеющих гарантированно широкий спрос.
Уже сегодня Тверской экскаваторный завод при содействии департамента промышленного производства, торговли и услуг строит планы на среднесрочную перспективу. К примеру, на стадии обсуждения – идея наладить на площадке завода совместное производство с итальянскими партнерами – выпуск кабин на разную технику. Руководством Тверского экскаваторного завода налажены деловые контакты с белорусским предприятием РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и рассматривается возможность организации сборочного производства тракторов «Беларусь» на своей площадке с одновременной их сертификацией в Российской Федерации.
– Итак, на этом участке антикризисного фронта – очевидная победа. Но сколько же их в нашей области – этих участков? И разве реально вести на всех них одновременно успешные наступательные действия?
– Если под этими участками подразумевать только крупные и средние предприятия отраслей региональной экономики, то только их более 170. Текущая ситуация заставляет вносить коррективы в форму нашей работы, возникает потребность в более тесном взаимодействии с бизнесом. Для того чтобы объективно и полно оценить изменившуюся ситуацию, разобраться в том, каковы амбиции и возможности менеджмента предприятий, нельзя ограничиваться телефонными звонками и перепиской. Только обладая полной картиной, можно определить, какие именно компании надо поддержать в первую очередь, где эта поддержка даст наивысший эффект, и в каждом конкретном случае подобрать оптимальный план мер содействия. Понятно, что эту картину невозможно составить, не покидая кабинета. И поэтому сейчас департамент промышленного производства, торговли и услуг Тверской области совместно с курирующим заместителем губернатора Тверской области Анатолием Алексеевичем Боченковым организовал серию выездов в муниципальные образования области с целью выяснить положение дел на предприятиях области. К этой работе активно привлекаются главы муниципальных образований, и при их активном участии проводятся встречи с руководителями крупных и средних промышленных предприятий районов и городов. В этом плане налаживание личных контактов с руководителями муниципальных образований и директоратом предприятий позволяет повысить эффективность нашего с ними взаимодействия.
Основной целью поездок является сбор и анализ необходимой информации о специфике финансово-хозяйственной деятельности конкретных предприятий, о текущей и перспективной конкурентоспособности, преимуществах выпускаемой продукции (что необходимо использовать именно сейчас, в условиях кризиса), ее месте на рынках сбыта, готовности предприятия к мобильному перепрофилированию промышленной площадки. В результате чего все предприятия ранжируются на три группы.
Первую группу составляют предприятия-лидеры, продукция которых имеет высокие конкурентоспособные преимущества и потенциал увеличения доли рынка сбыта. Администрация области приоритетное внимание уделяет поддержке дальнейшего развития именно таких компаний. Во вторую группу входят менее успешные предприятия, выпускающие конкуренто-способную продукцию и вкладывающие инвестиции в свое производство с целью улучшения качества выпускаемой продукции, но не занимающие устойчивого положения в своем сегменте рынка сбыта.
И наконец, в третью группу попадают предприятия, не занимающиеся обновлением и модернизацией своих производств и технологий. Как следствие, их продукция не является конкурентоспособной. Здесь содействие может быть оказано в двух направлениях. Если у компании все же еще есть положительные перспективы, речь пойдет о помощи в развитии промышленной площадки путем привлечения стратегического инвестора, способного модернизировать и обновить производство. Другое направление – это поле деятельности для структурных подразделений администрации области, главной задачей которых является трудоустройство работников закрывающихся или сокращающих объемы производства предприятий.
– Какие основные тенденции в индустриальном секторе области бросаются в глаза во время ваших поездок по предприятиям?
– Это тенденции, которые возникли не сегодня. Предприятия, руководство которых в течение последних трех-пяти лет вело активную работу по модернизации производства и снижению издержек, и сегодня, несмотря на снижающийся потребительский спрос, задержки платежей и ужесточившиеся условия кредитования, работают относительно стабильно. В тех же компаниях, менеджмент которых не предпринимает никаких мер для их вывода из сложного положения и надеется, что все проблемы решатся сами, негативные тенденции только развиваются. Руководство предприятия, способное принимать быстрые и грамотные управленческие решения, быстрее ориентируется в изменяющихся условиях рынка.
– Понятно: жалующиеся директора не вызывают у вас сочувствия и автоматического желания помочь. Но согласитесь, в индустриальном секторе сейчас действительно невпроворот реальных проблем, с которыми хозяйственникам в одиночку не справиться. И как вы для себя отличаете конструктивные просьбы от иждивенческих поползновений?
– Сочувствие у меня вызывают те жители области, которые оказываются без работы из-за неэффективности менеджеров. А потому на руководителях лежит особая ответственность, с них особый спрос, даже если лично у меня они вызывают сочувствие.
Отличить конструктивные просьбы от иждивенческих поползновений несложно – стоит только задать владельцу и руководителю компании правильные вопросы. Например, сколько денежных средств вы вложили за последние три года в развитие своего производства? Какую долю рынка занимает ваша продукция? Кто ваши основные конкуренты и в чем ваши конкурентные преимущества? Каковы ваша стратегия развития и план ее реализации? Идете ли вы вперед или стоите на месте, а значит, неизбежно оказываетесь позади тех, кто устремлен вперед? Ответы большинства топ-менеджеров точно определяют тенденции перспективного развития предприятий реального сектора экономики Тверской области. Но есть и такие, кто только начал задумываться о мерах по стабилизации положения их предприятия на рынке. Это именно те компании, которые относятся к третьей группе. В такой ситуации время уже упущено, и основное содействие, как правило, может быть направлено только на поддержку работников предприятия.
Еще один насущный вопрос, который мы задаем менеджменту компаний, – насколько они способны мобильно обновлять ассортиментный ряд, осваивать смежные сегменты? Здесь необходимо отдать должное лидерам разных отраслей местной промышленности, которые в большинстве своем используют возможности повысить устойчивость своего бизнеса за счет его диверсификации. Например, на Бологовском заводе запорной арматуры решили наладить у себя дополнительное производство бытовых радиаторов. В качестве еще одного положительного примера можно привести ОАО «Стеклопластик», которое нашло способ диверсифицировать выпускаемую продукцию за счет расширения ассортиментной линейки и освоения новых рынков (продукция для дорожного строительства), универсализации технологии, что в перспективе приведет к увеличению объемов производства.
Немаловажно, что подобные решения работают на дальнейшую диверсификацию экономики Твер-
ской области, что является ее бесспорным преимуществом.
– Одна из проблем, без упоминания которой не обходится ни одно совещание с нашими промышленниками, – высокие энерготарифы…
– Вопросы по этой проблеме от директорского корпуса звучат достаточно часто. И здесь возникает несколько встречных вопросов: какая доля в себестоимости вашей продукции приходится на энергозатраты, какие энергосберегающие технологии за послед-нее время вы внедрили и насколько это снизило энергопотребление вашего производства? Здесь можно выделить две категории ответов: значительная часть директорского корпуса с гордостью рассказывает о внедренных технологиях и проводимых соответствующих мероприятиях по снижению энергопотребления на каждом из участков производства. Другие даже не задумываются об инвестировании в снижение энергопотребления. Да, эти мероприятия затратные, но окупаются достаточно быстро. К тому же их внедрение может быть субсидировано из бюджета области. И наша задача, как власти, – стимулировать развитие этих процессов на предприятиях. К тому же в области есть мощная база для этого – профильные кафедры ТГТУ. Сейчас мы предметно думаем над тем, как наладить взаимодействие прикладной науки с индустриальным сектором.
– Ольга Петровна, бывая на местах, вы наверняка составили представление о том, как задействуется ресурс местной власти в решении проблем предприятий. На ваш взгляд, муниципалитеты сейчас для местных компаний – это поддерживающая сторона или сторонние наблюдатели? Или вообще источник дополнительных проблем, связанных, например, с известными обременениями?
– Каждая наша поездка в район – это непременный диалог не только с руководителями компаний, но и с местными властями. Приезжая на место, мы всегда приглашаем муниципальных управленцев. Ведь это их территория, их предприятия, жители их муниципальных образований, за социальное положение которых они в ответе. Надо отметить, что в ряде районов нашими собеседниками были сильные муниципальные руководители, успешно решающие входящие в их компетенцию вопросы по управлению коммунальной, социальной сферами территорий. Но до сих пор ряд глав муниципальных образований все еще перекладывают значительную часть этих забот на местные промышленные компании под видом разного рода социальных обременений. А ведь для предприятий это непрофильный бизнес. Тогда как одна из прямых обязанностей местной власти – обеспечение отлаженной работы коммунальной сферы, в том числе посредством эффективной работы в рамках межбюджетных отношений, через участие территории в региональных программах, для чего от них требуется лоббировать интересы своих городов и районов. Зачастую в ходе наших встреч на местах становится очевидно, что в ряде случаев вовсе не требуется дожидаться принятия каких-то поддерживающих супермер на федеральном уровне, а достаточно задействовать все собственные возможности поддержки предприятий, обеспечения им благоприятных условий, стимулирования их развития. Еще одна цель наших выездов – вовлечь местные власти в процесс поддержки бизнеса. Своим примером мы подсказываем тактику работы с менеджментом предприятий, которую руководители муниципальных образований должны использовать при работе с компаниями, не охваченными во время наших визитов.
Другой задачей, которую мы перед собой ставим в поездках, является ознакомление с положительными примерами опыта руководителей других муниципальных образований, в том числе по развитию на территории малого и среднего бизнеса. Кстати, мы и предприятиям рекомендуем с целью снижения издержек непрофильные виды бизнеса (уборка территории, обеспечение питания сотрудников, охрана и др.) отдавать на аутсорсинг малому бизнесу. Для начала, допустим, отдать заводскую столовую индивидуально-частному предпринимателю с общепитовским опытом, а там, может быть, доверить соседнему профильному ООО и выпуск отдельных узлов к выпускаемой заводом технике. Область со своей стороны поможет таким малым предпринимателям в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса.
– Сегодня многие эксперты сходятся на том, что отечественную экономику из кризиса вернее всего выведет запуск цепочек внутреннего спроса. Как ведется работа по выстраиванию таких цепочек в нашей области?
– Работа ведется достаточно активно, причем именно наш департамент постоянно выступает в качестве «свахи» для тверских товаропроизводителей, помогающей в подборе выгодных контрагентов из числа предприятий как нашей области, так и других регионов. Вот несколько свежих примеров. Нашей области предлагает партнерство крупная компания, которая является эксклюзивным поставщиком РЖД, обеспечивающим его текстилем – постельным бельем, полотенцами. Она также специализируется на услугах химчистки и хочет открыть сеть химчисток в Тверской области. Это действительно востребованная населением услуга, и мы приветствуем приход ее поставщика в наш регион и готовы создать ему необходимые условия для развития бизнеса, предоставить маркетинговую информацию. При этом взамен предлагаем ему рассмотреть возможность размещения части заказа для РЖД на тверских предприятиях. Например, Вышневолоцкий ХБК, недавно переоборудовавший все участки своего производства самой современной техникой, может выпускать качественные полотенца. Еще пример: побывав в Торжке на местном вагонном заводе, я поинтересовалась, где завод покупает эмали. Оказалось, завозят из-за границы Российской Федерации. Спросила с прицелом – зная, что у нас в Твери строится лакокрасочный завод, где будут использоваться самые передовые технологии. И тут же организовала новый деловой контакт для последующего взаимовыгодного сотрудничества предприятий. А издательско-полиграфическому комплексу «Парето-Принт», который сейчас достраивается и уже является перспективным партнером Каменской бумажно-картонной фабрики, предлагаем в партнеры Торжокский завод полиграфических красок, конечно, если потребителя устроит качество его красок. Именно он задаст планку, и, если качество продукции будет на достаточно высоком уровне, налаживание взаимовыгодного партнерства вполне реально.
И руководителям, и сбытовикам наших предприятий мы советуем прежде всего отрабатывать ближний, региональный рынок, в поисках партнеров внимательнее смотреть на тех, кто рядом. Выбор в пользу ближнего соседа чаще всего оказывается самым эффективным. К тому же в этом случае и местные, и региональные власти помогут развиться таким контактам. Благодаря таким связям экономика региона становится более устойчивой, обретает тенденцию к развитию.

Автор: Светлана БАКАРДЖИЕВА
139

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость