22 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика18.07.2009

Бюджет спешит на помощь

«ТЖ» уже сообщала своим читателям об увеличении регионального бюджета более чем на миллиард рублей. Почему выросли доходы и расходы, как почувствуют это на себе жители области, какова логика развития межбюджетных отношений – об этом сегодня рассказывает начальник департамента финансов Тверской области Алексей КАСПРЖАК.

«ТЖ» уже сообщала своим читателям об увеличении регионального бюджета более чем на миллиард рублей. Почему выросли доходы и расходы, как почувствуют это на себе жители области, какова логика развития межбюджетных отношений – об этом сегодня рассказывает начальник департамента финансов Тверской области Алексей КАСПРЖАК.

Максимум бережливости
Как вы знаете, с 1 июля на всей территории России, и в том числе в Тверской области, прекратили свою деятельность казино и прочие игровые заведения. Таким образом завершилась целая эпоха фантастических возможностей получения нетрудовых сумм в огромных размерах.
В отличие от бюджетов казино бюджет Тверской области по своим доходам формируется только за счет средств налогоплательщиков – юридических и физических лиц. Следовательно, каждая поступающая в бюджет области копейка оплачена трудом налогоплательщиков. Поэтому мы всегда должны помнить о том, что у нас нет незаработанных денег, и соответственно при принятии бюджетных решений проявлять максимум бережливости, осмотрительности и взвешенности.
Ситуация в экономике всей страны и Тверской области меняется очень быстро. Это касается и финансово-бюджетной сферы. В прошедшем месяце была практически окончательно определена политика федерального центра по межбюджетным отношениям с субъектами Федерации в текущем году. Именно поэтому пришло время для новых изменений в бюджете Тверской области. Напомню, что поправки в областной бюджет на 2009 год вносятся уже шестой раз.

Риск по расчету
Миллиардное увеличение бюджета произошло в основном за счет федеральных источников – дотации, субсидии, трансферты. Половина из них планировалась ранее и теперь уточнена. Со второй половиной мы фактически рискнули. Дотацию на поддержку сбалансированности областного бюджета, точная сумма которой еще не зафиксирована окончательно, мы определили в сумме 570 миллионов рублей. Конечно, можно было бы ждать, пока Минфин сведет и уточнит все расчеты, потом их скорректирует, примет решение, доведет до нас точные цифры – в этом случае, наверное, к сентябрю мы утвердили бы эти изменения в бюджете, и деньги до муниципалитетов дошли бы в октябре. Но к этому времени уже может поползти задолженность по зарплатам. В сегодняшней ситуации не только факт задержки, но даже вероятность того, что такое может произойти, крайне нежелательны. После 1998 года мы все уже отвыкли от задержек зарплат, и возвращаться к этому нельзя ни при каких условиях. Кроме того, наличие задолженности перекрыло бы дорогу новым трансфертам из федерального бюджета в регион. Никто в области в этом не заинтересован.
В такой ситуации мы пошли на небольшой, хорошо просчитанный риск. Взяли на себя ответственность, взвесив все последствия. И четко расписали, на какие цели пойдут дополнительные средства: все они направлены в районы для решения муниципалитетами их первичных задач по зарплатам, оплате коммунальных расходов и т.п. Мы постоянно общаемся с Минфином и примерно знаем размер дотации, которая должна поступить в регион: по тем расчетам, которые есть на сегодня, она превысит 570 миллионов рублей, и на данный момент это нас удовлетворяет. Но все может быть, конечно, расчеты могут еще поменяться. Предложения Минфина могут быть скорректированы Председателем Правительства. В крайнем случае – если разница между размером федеральной дотации и той суммой, которую мы определили заранее, будет существенной – эти цифры мы будем уточнять в сентябре. Постараемся покрыть разницу за счет остатков, которые обычно образуются по исполнению бюджета.

В поисках баланса
Для каждого района и городского округа дотация на поддержку сбалансированности местных бюджетов была рассчитана по единой методике. Мы построили прогноз доходов местного бюджета, очень консервативный, с учетом фактических поступлений за первые 5 месяцев, и соотнесли его с запланированными расходами по первоочередным обязательствам, которые не включают в себя инвестиционную программу. И для тех муниципалитетов, где доходов по минимальному прогнозу недостаточно для обеспечения первоочередных расходных обязательств, мы предоставляем дополнительную дотацию, покрывающую эту разницу. То есть за счет областного бюджета мы обеспечиваем безусловное выполнение социальных обязательств местных бюджетов и оплату коммунальных услуг. Общая сумма дополнительной дотации составит 354 миллиона рублей.
Разумеется, невозможно решить все проблемы местных бюджетов с помощью разового вливания денег. Чтобы баланс доходов и расходов муниципальных образований области всегда сходился, целесообразно пересмотреть принципы межбюджетных отношений на основе введения нормативов стоимости муниципальных услуг. Это задача на ближайшие несколько лет.

Три кита стабильности
Это образование, здравоохранение, ЖКХ. Определенный уровень социальной стабильности достигается тогда, когда эти отрасли бесперебойно работают. Поэтому бюджетом выделяются дополнительные средства на повышение зарплат работников бюджетных учреждений в рамках введения новой системы оплаты труда. Это касается всех областных учреждений в отраслях образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры и физкультуры. Через отраслевые департаменты на повышение зарплат будет направлено в общей сложности около 226 млн. рублей. Еще 396 млн. предлагается направить в местные бюджеты в форме субвенции на образование. То есть более 620 млн. рублей мы направляем на повышение зарплат в бюджетной сфере там, где это связано с областными полномочиями. Еще раньше мы обеспечили муниципалитеты средствами на повышение зарплат работникам муниципальных учреждений. Тем, у кого расходы на оплату жилья и коммунальных услуг составляют значительную долю от доходов, область выплачивает субсидии, то есть обеспечивает своевременную оплату ЖКУ.

До лампочки
Более 200 миллионов пойдут на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Правительство помогает снизить остроту социальных проблем: дает средства на общественные работы, переобучение, открытие собственного дела. В целом наша региональная антикризисная программа считается хорошей. Но от программы до результата большая дистанция. Чтобы достичь результата, нам всем нужно проявить активность: работодателю подумать, кого и как переучивать, образовательным учреждениям предложить интересные и востребованные программы.
Но, к сожалению, не все хотят меняться, пытаться что-то сделать для решения проблем. Такая необходимость иногда вызывает лишь недоумение: переучиваться? Зачем?
Это идеологический вопрос. Вместо того чтобы взять лопату и идти работать, многие ждут золотую рыбку в виде директора предприятия, главы города, губернатора, премьера, президента. А времена изменились. Хотим мы или нет, мы сегодня живем в условиях рыночной конкуренции. Но при этом далеко не всегда заботимся о конкурентоспособности нашего продукта, об эффективности производства. Новые методы управления, новые технологии нередко вызывают скепсис. Экономический кризис привел к сокращению спроса на продукцию, и конкуренция моментально усилилась. Те, кто не эффективен, сразу ощутили все прелести кризиса на себе.
Почему президент сейчас заговорил о лампочках? Потому что они высвечивают характерные для нас проблемы. Наш электроламповый завод не выпускает энергосберегающих ламп, хотя они реально сокращают потребление энергии. Нередко приходится слышать от муниципалов, что им не хватает средств на оплату ЖКУ муниципальных учреждений – школ, детских садов. Но ведь расходы можно сократить за счет оптимизации потребления коммунальных услуг. У меня до сих пор в памяти картина: приезжаешь в школу зимой, а там, в классе, температура 30 градусов, и все форточки открыты. Ученики в обморок падают от жары. Тут нужно установить регулятор тепла на батарею, счетчик расхода воды, энергосберегающие лампы – и расходы сократятся за счет экономии. Почему никто этого не делает? Как будто экономить – зазорно.
Кризис всем нам показал, что нужно жить по-другому. Возможность сэкономить на коммунальных расходах важна не только для муниципальных учреждений, но и для обычных жителей. Недавно, общаясь с министром образования, я предложил ему в рамках школьного предмета домоводства ввести наряду с искусством приготовления супа тему «Домашний бюджет». Пока расходы и доходы не будут обсуждаться в каждом доме, в каждой семье, мы из ситуации неэффективности не выйдем.

В кредит или на свои
Надо понимать, что бюджет 2010 года будет более сложный, чем в текущем году. Сегодня мы еще пользуемся определенным запасом, оставшимся с 2008-го. Но в следующий год мы будем входить с меньшим остатком, и ситуация будет более напряженной. К тому же федеральное правительство, насколько я знаю, будет очень активно заимствовать средства у российских коммерческих банков. Нам трудно будет конкурировать с таким заемщиком, и наши шансы получить новые кредиты уменьшатся.
В то же время нужно детально изучить ситуацию с кредитами внутри региона. Сейчас наш кредитный лимит составляет миллиард рублей. Это определенный индикатор состояния межбюджетных отношений. Правда, районы закредитованы примерно на треть этой суммы, но они постоянно перекредитуются. Но ведь по сути перекредитование – это расходование денег не на какие-то созидательные цели, а на обслуживание тех же самых кредитных обязательств. Конечно, наша ставка минимальная, четверть от ставки рефинансирования. Но факт остается фактом: происходит перекачивание денег из одного бюджета в другой. Зачем нужны эти траты, не приводящие ни к какому результату? В ближайшие месяцы мы постараемся предложить решение этой проблемы, отвечающее интересам как областного бюджета, так и муниципалитетов.

Расходы на результат
В обсуждении бюджетных изменений приняли участие работники областной администрации, депутаты Законодательного собрания, главы муниципальных образований, работники финансовых органов муниципалитетов, руководители и специалисты предприятий и организаций. То есть и суммы, и статьи расходов принимались с учетом разных мнений. Направлений, куда пойдут бюджетные средства, достаточно много. Это и закупка автомашин и спецтехники отечественного производства для нужд муниципальных образований перечень входит и продукция «Тверского экскаватора»). И субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. И оказание адресной социальной помощи. Перераспределение средств внутри адресной инвестиционной программы приведет к конкретным результатам, ускорению срока сдачи ряда строительных объектов. Среди получателей дополнительных средств – больницы в Кимрах и Старице, тверской дом ребенка «Теремок», плавательные бассейны в Торжке и Вышнем Волочке, газораспределительные сети в Пеновском районе и другие.
Нынешний год для областного бюджета выдался непростой, и мы должны обеспечить эффективное расходование средств. И, конечно, должны помочь муниципалитетам сбалансировать их доходы, пережить период кризиса без потерь. А те муниципальные образования, которые ведут разумную бюджетную политику, активно работают над развитием социальной инфраструктуры, будем поощрять, в том числе дополнительными субсидиями.

Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
29

Возврат к списку

В тверском регионе началась масштабная ремонтная кампания
«С утра полили дорогу битумом, сейчас придет асфальтоукладчик, сделаем съезд – и, в общем, все», – мастеру Виктору Лопакову приходится говорить громче обычного, иначе из-за шума машин мы его просто не услышим. 
21.07.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость