20 Октября 2017
$57.57
67.93
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 12.08.2014

Земская учительница

Фотограф: СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ НИЛОВЫХ

Софья Унковская считала, что детям в школе должно быть интересно и даже весело

Софья Унковская считала, что детям в школе должно быть интересно и даже весело

В одном из выпусков «Тверской родословной» мы уже писали, какой большой вклад в дело народного просвещения внесли земские школы. Кто же были те энтузиасты, которые там преподавали? Сегодня мы решили рассказать о Софье Унковской, дочери известного тверского борца за освобождение крестьян, высланного позже за слишком смелые убеждения в Вятку.

Она родилась в Петербурге в 1871 году. Окончив с отличием частную гимназию, продолжила учебу в педагогическом классе по специальности «Русский язык и математика», одно­временно посещая занятия в музыкальной школе. В 1893 году Софья Алексеевна начала преподавать в этой же гимназии.

Унковские жили рядом с Салтыковым-Щедриным, дружили семьями, были крестными у детей. С Лизой Салтыковой Софья училась в одной гимназии. Дружили Унковские и с Некрасовым. Многие сюжеты для сатирических произведений Салтыкову-Щедрину подсказал адвокат-практик Алексей Унковский, а Некрасов посвятил ему главу «Последыш» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» – скорее всего, Алексей Михайлович имел и к этому сюжету какое-то отношение.

Понятно, что выросшая в такой семье девушка вслед за отцом стремилась к конкретным делам по облегчению жизни народа, и решение стать земской учительницей было принято ею вполне осознанно.

Блины вместо закладок

В тверском имении Унковских действовало открытое ими Мало-Троицкое начальное училище. С 1900 года оно носило имя Алексея Михайловича. Его дочь проработала здесь 10 лет. Из ее дневниковых записей и воспоминаний можно понять, в каких трудных условиях жила сельская школа и как увлеченно работали земские педагоги.

…Тетради сшивают и разлиновывают с помощью квадрата сами учителя. В первом классе их нужно еще и надписать, и заполнить элементами букв, слогов или словами первую строчку. 40 учеников. По 6 тетрадей на каждого в год... На это уходят целые вечера и часть каникул.

Ученики – «маленькие дикари»:

– Почему ты пришел, а сестра Маша не пришла?

– Ей в солдаты не идти, а мне идти, надо грамоту знать.

– Что за книжка у тебя?

– Букварь. Братишка свой дал.

– А зачем блин в книжку положил? Смотри, какой он жирный.

– Мамка мне испекла. Сказала, возьми, горяченький...

– Как тебя записать?

– По дедушке Чучков, по отцу Бибиков, а мне охота записаться Румянцевым.

– Почему же?

– Фамилия хорошая, громкая.

– Сядь за парту!

Мальчик садится затылком к классной доске на крышку парты, ноги на сиденье.

– Надо лицом к доске, а то ничего не увидишь.

И вот, наконец, 40 человек записаны и посажены. Чтобы привлечь их внимание, Софья Алексеевна начинала разговор о кошках, собаках, телятах, а потом говорила о том, как нужно себя вести в школе.

Она вспоминала, что если беседу затянешь, то можно было и такое услышать:

– Степка, Андрюха, пойдемте домой, она еще долго лопотать будет, а там мамка с блинами, чай, заждалась.

В ответ вдруг раздается громкий свист на весь класс и крик: «Пойдем, и мне надоело сидеть».

И перед учителем вставала задача – как этих «маленьких дикарей» подчинить школьной дисциплине, сделать учениками?

Сочинения «из головы»

Софья Алексеевна много читает, ищет. В первый же год работы в школе в журнале «Народный учитель» появляется ее статья. Она считает, что надо искать такие приемы обучения, чтобы детям было легко, интересно, весело учиться.

С не меньшим увлечением работала и молодая учительница Надежда Шохор-Троцкая, дочь известного математика, составителя учебников и задачников по арифметике, которыми широко пользовались в земских школах.

В дневниках Софья Алексеевна записала немало теплых слов о своей юной коллеге. Она вспоминала, что Надежда Семеновна трудилась с большим энтузиазмом и малейшую неудачу принимала очень близко к сердцу. Особенно большую тревогу испытывала она, когда кто-нибудь из живущих при школе детей заболевал.

Учительницы делали вместе с ребятами наглядные пособия, проводили сочинения «из головы», то есть на свободные темы, связанные с окружающей жизнью, увлеклись чтением в лицах, играми под музыку, хоровым пением. Софья Алексеевна перевезла из барского дома в школу свое фортепиано. Там начали проводить новогодние елки с подарками и угощениями, приглашать на них родителей.

Ежегодной традицией стали и торжественные праздники, посвященные окончанию школы. Специально для них разрабатывался сценарий: выставки книг и ученических работ, игры, свободное общение, чтение стихов, чаепитие и т.д. Потом все вместе долго пели песни. Уходили выпускники растроганными, счастливыми, со свидетельствами об окончании школы.

Мясо на тряпочке

Педагогов беспокоило то, что дети приходят на занятия из 11 деревень, часть из которых находилась далеко. Ребятам приходилось ночевать в школе, питаться кое-как всухомятку. Сердобольная школьная сторожиха согласилась готовить «приварок» из продуктов, принесенных учениками из дома. Но как сварить, если каждый хочет свой кусочек мяса? Дети начали привязывать к еде разноцветные тряпочки, но это не спасало – часто возникали ссоры. Вопрос решили так: не приварок, а столовая для всех ребят.

Родители поддержали, земская управа выдала продукты и посуду. С каждого ученика собирали по копейке в день, с тех, кто ночевал, – 3 копейки, хлеб свой. Но некоторые родители скандалили (особенно отцы): «Не кормить должны, а учить. Сам голодный в школу бегал, пусть и сын испытает».

Тем не менее обедали многие, а вскоре стали обедать все. С трудом убедили родителей, что школе нужен свой огород для выращивания овощей. Противились крестьяне, на чьей земле она стояла. Когда строилось учебное здание, они сами отдали школьный участок в вечное пользование, а теперь возражали: «Чтобы с нашей земли, которая спокон веков переходила к нам от отцов, дедов и прадедов, каждый зуевский или колталовский школьник огурцы ел? Нет, это мы, горецкие, не позволим... Это дело не выйдет».

Пришлось решать большинством голосов. Решили: «Огород школе нужен!» При содействии брата Софьи Алексеевны, жившего в Дмитрюкове, земской управы и сознательной части населения участок огородили, вспахали и засадили. С каждым годом урожаи увеличивались, и крестьяне из деревни Горки постепенно успокоились. Для детей огород стал большим подспорьем, они стали лучше учиться, больше времени проводить в школе.

Усилиями Софьи Алексеевны была создана хорошая библиотека. Знакомые прислали из Петербурга более 100 книг крупной печатью, в прекрасных переплетах. Читали их и взрослые. По вечерам в классах обучали неграмотных деревенских жителей, устраивали громкие читки с волшебным фонариком.

Софье Алексеевне с трудом удалось издать свой букварь «Первая зимка», который понравился многим учителям (три тысячи экземпляров). Она раздала учебник школам Тверского уезда. Второе издание вышло в свет в 1928 году. Ученики полюбили эту книгу.

В 1911 году Софья Алексеевна переехала в Тверь. (Нужно было учить приемную дочь Наташу, отпускать ее от себя не хотелось.) Она стала работать в земской Затверецкой школе, заведовала ею. В 1913 году была участницей Всероссийского съезда учителей, где очень удачно выступила с докладом на тему «Индивидуализация в обучении детей». Софью Алексеевну попросили повторить его на высших женских курсах для педагогов. Доклад был издан отдельной брошюрой.

Но справедливости ради стоит сказать, что дворян среди земских учителей встречалось немного. В основном же это были выходцы из народа, получившие специальное образование на педагогических курсах, в гимназиях, в учительских школах и семинариях, в епархиальной школе (дочери из семей духовенства). В нашей губернии преподавателей готовили женская учительская школа имени Максимовича в Твери, учительская семинария в Торжке, с 80-х годов – Тверское женское епархиальное училище, педагогические курсы.

Галина НИЛОВА, краевед, отличник просвещения;

Борис НИЛОВ, краевед, кандидат исторических наук

Автор: Галина НИЛОВА, Борис НИЛОВ
105

Возврат к списку

Тверские участники отличились на ВФМС-2017
Более 25 тыс. участников из 185 государств, 5 тыс. волонтеров, 200 общественных послов… На неделю Сочи превратился в центр мирового молодежного движения.
19.10.201721:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость