21 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 17.07.2009

Избирательное законодательство в России: тенденции совершенствования

15 июля в Твери побывал заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РФ Станислав Вавилов.  Визиты в Верхневолжье специалистов  такого уровня  в области выборного процесса –  достаточная редкость, поэтому мы не преминули  воспользоваться случаем, чтобы задать гостю и уроженцу наших мест несколько  серьезных вопросов.

15 июля в Твери побывал заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РФ Станислав Вавилов.  Визиты в Верхневолжье специалистов  такого уровня  в области выборного процесса –  достаточная редкость, поэтому мы не преминули  воспользоваться случаем, чтобы задать гостю и уроженцу наших мест несколько  серьезных вопросов.
–  Станислав Владимирович, вы уже третий год профессионально занимаетесь проведением выборов в России, находясь на должности заместителя председателя ЦИК РФ. На ваш взгляд, по какому пути развития избирательного законодательства идет Россия, какие тенденции его совершенствования сейчас прослеживаются?
– Основные тенденции совершенствования избирательного законодательства – это развитие максимально понятной и прозрачной для всех (подчеркиваю, для всех) процедуры проведения выборов любого уровня. Второе, на что обращал внимание Президент России Д.А. Медведев, – это создание равных условий для  любого, кто претендует на выборные должности, то есть для лиц, обладающих пассивным избирательным правом. Таким образом, суть новаций избирательного законодательства – это обеспечение прозрачности и справедливости.
Изменения, вносимые в избирательное законодательство,  можно разбить на два больших блока.  Первый был реализован перед выборами 2007–2008 года, внедрение второго началось после завершения федеральной кампании и подведения их итогов. Про законодательные изменения до выборов уже говорилось достаточно много, поэтому мы остановимся на втором блоке изменений в избирательное законодательство, принятом после кампаний 2007–2008 годов и связанном прежде всего с реализацией Послания Президента РФ.
Если не вдаваться в детали, то можно говорить примерно о девяти направлениях  изменений  избирательного законодательства. Это прежде всего увеличение сроков конституционных полномочий президента и Государственной думы до 6 и 5 лет соответственно. Законы о поправке Конституции приняты и  начнут работать после предстоящих в 2011–2012  выборных кампаний. Второе – это предоставление гарантий представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии, то есть партии, набравшие  на выборах в Государственную думу свыше 5 процентов голосов, но менее 7 процентов, требуемых законом. Третье – предложение по кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляется Президенту России политической партией, набравшей наибольшее число голосов на региональных выборах. Это предложение, безусловно, должно повысить уровень партийного строительства в государстве, одновременно резко повышая ответственность партий за принимаемые решения.
 Следующее – это отмена денежного залога на выборах всех уровней, поэтапное снижение количества подписей в поддержку выдвижения списков кандидатов. Эта норма позволит участвовать в выборах всем зарегистрированным в установленном порядке политическим партиям, даже в случае отсутствия материальных ресурсов. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации будет формироваться только из числа депутатов, избранных в различные региональные представительные органы власти. Таким образом, заканчиваются десятилетние споры и дискуссии по поводу порядка формирования Верхней палаты нашего парламента. Далее поэтапно снижается минимальное количество членов организации, требуемое для регистрации новой политической партии, что в общем-то тоже снижает материальную нагрузку на партии, заставляя их работать «по существу». Представительные органы местного самоуправления будут иметь возможность более действенно контролировать и в случае необходимости отстранять от должности руководителей муниципалитетов. На первом этапе это будет касаться только руководителей, избранных из числа депутатов местного самоуправления.
Еще это то, что парламентские партии должны иметь равные гарантии освещения их работы в государственных СМИ. Такие гарантии сегодня предоставляет принятый Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами». Действие закона распространяется на партии, имеющие фракции в Государственной думе. Все они обязываются получать буквально поминутное равенство при предоставлении эфирного времени. Контроль будет осуществлять ЦИК РФ. И, наверное, из глобальных нововведений последнее – свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями, активным расширением свободного пространства Интернета и цифрового телевидения. На этом особенно настаивал Президент России, справедливо полагая, что чем больше будет недорогих и доступных средств массовой информации, тем меньше будет возможности и «искушений» со стороны государства контролировать информационный поток.
–  Что можно сделать, для того чтобы выборы в России были максимально открытыми и прозрачными?
– Собственно, все, о чем я  уже говорил, направлено на реализацию этих задач. Вы можете счесть мои слова предвзятыми, но, говоря о прозрачности выборов в России, нужно иметь в виду следующее. Во-первых, процедура подсчета голосов по сути дела имеет многоуровневый характер, как формальный, то есть предусмотренный законом, так и общественный. Это первоначальные социологические замеры и исследования, результаты так называемого экзитпола, предварительные данные работы ГАС «Выборы» и только затем чисто механический подсчет голосов по бюллетеням. Все эти цифры, как правило, совпадают. Кроме того, комиссии всех уровней формируются исполнительными и законодательными органами государственной власти по представлению кандидатур политическими партиями, это касается и членов комиссий с совещательным голосом. Любой кандидат и партия имеют право во время голосования иметь своих наблюдателей на каждом избирательном участке. Знаете, мы посчитали количество  таких людей на последних федеральных выборах, грубая математика говорит, что их было около двух миллионов, подчеркиваю, представителей кандидатов и партий, представляющих совершенно различные интересы. Говорить о каком-то сговоре такого количества граждан нашей необъятной матушки-России как минимум странно. Проверить можно все, начиная от результатов голосования участка с населением в 1,5 тысячи человек до результатов голосования всей страны. Закон и далее совершенствуется в этом направлении. 
Но на самом деле вопрос гораздо глубже и касается не только разрешений или запретов государства, но и понимания происходящих политических событий со стороны избирателей, граждан России. Понятно, что все мы хотим жить в свободном, демократическом государстве. С другой стороны, ситуация абсолютной анархии, которая сложилась с началом перестройки, тоже вряд ли кого устраивает. Поэтому необходим некий баланс необходимых, но в то же время достаточных для общества требований и полностью понятной процедуры их удовлетворения со стороны государства. 
– Станислав Владимирович,  а как вы оцениваете работу избирательной комиссии Тверской области, ее участие в общем процессе становления российской избирательной системы?
– Я родился в Твери, это моя родина, и я всегда с большим удовольствием  приезжаю сюда по службе, иногда удается  и в свободное от работы время. Впрочем,  это не мешает мне объективно, с позиции вышестоящей организации, относиться к деятельности избирательной комиссии Тверской области. Комиссия и ее председатель Валерий Николаевич Песенко занимают очень активную позицию  как на областном, так и на федеральном уровне. И что особенно важно, эта активность носит конструктивный характер. Один из приоритетов в работе комиссии –  достижение максимальной прозрачности ее деятельности. Что я имею в виду? Прежде всего это отсутствие колуарности, публичность в работе, в  организации общественных меро-приятий: проведение форумов, «круглых столов», дней открытых дверей, стабильная работа сайта комиссии в сети Интернет с размещением информации о работе избирательной комиссии в режиме он-лайн, в том числе и для слабовидящих избирателей. Очень важно, что комиссия занимается не только текущими вопросами, но и, что называется,  «смотрит в день грядущий». По сути дела по инициативе избирательной комиссии Тверской области, впервые организовавшей проведение в области дня молодого избирателя, меро-приятие стало всероссийским. Его значимость трудно переоценить, поскольку, говоря о завтрашнем дне российской демократии, мы понимаем, что на  избирательные участки должна приходить молодежь, и не просто приходить, но и делать осознанный выбор.
В этом плане чрезвычайно удачными оказались организация и проведение выставки детского рисунка, посвященной выборной тематике. Эта выставка с неподдельным интересом была встречена в Москве, Вене и Варшаве, сейчас, насколько я знаю, планируется ее экспозиция в Страсбурге. Безусловно,  полезными и интересными следует признать инициативы  избирательной комиссии  Тверской области по внесению изменений в областное законодательство о выборах, особенно  в части предоставления  молодым людям, достигшим 18 лет, права баллотироваться на муниципальном уровне. Кроме того, даже есть решения, фигурально говоря, «убивающие двух зайцев» сразу. Так, избирательная комиссия для людей с ограниченными возможностями, в частности незрячих, организовала изготовление трафаретов, облегчающих  инвалидам процесс самостоятельного голосования избирательными бюллетенями. А  делают их по своей инициативе и бесплатно школьники  региона на уроках труда. Другой позитивный момент –  это наличие конструктивного взаимодействия комиссии и губернатора Тверской области Дмитрия Вадимовича Зеленина, которому  я в соответствии с решением ЦИК России вручил знак «15-летие избирательной системе Российской Федерации». Кстати, такую награду на сегодняшний день получили всего семь губернаторов, а это о многом говорит.
–  И в завершение нашей беседы традиционный вопрос: что бы вы хотели пожелать жителям нашей области?
–  Как частное лицо, хотел бы пожелать всем жителям Тверской губернии благополучия, здоровья, мира в душе, а как чиновник и зампред ЦИК России – быть гражданами великой страны, понимая, что это величие зависит от каждого из нас.

Автор: Игорь ЛЕТОВ
37

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость