25 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура04.08.2014

Фотосессия длиною в три года

Фотограф: Павел Северов

За это время Павел Северов составил архив из тысячи снимков

За это время Павел Северов составил архив из тысячи снимков

В одном из своих стихотворений, которое называется «Возвращение», он описал ощущения, которые испытывает человек, едущий на свидание со своей малой родиной. Долгая разлука рождает в нем массу эмоций: от воспоминаний и ощущений общего порядка он переходит к конкретике, и личный опыт здесь уже преобладает. Перед взором лирического героя вновь встает «первый иней осенних морозов» и «теплый дым от родного порога».

Это стихотворение можно ставить эпиграфом к мемориальной экспозиции, которая на днях открылась в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной Тверского областного Дома народного творчества и носит такое же название, как и лирическое произведение. Как объясняет брат фотографа Олег Северов, последние три года своей жизни Павел Северов провел вдали от осташковских мест, которые он считал своей малой родиной, и поэтому выставка – это прежде всего возвращение Павла к своим пенатам. Сам он, к сожалению, так и не успел приехать на Селигер, но изумительные его работы уже нашли своих почитателей в Осташкове, где в течение трех прошедших месяцев их увидели многие жители и гости города. Без сомнения, найдутся они и в Твери.

Выставка «Возвращение» организована в рамках проекта областного народного фотоклуба «Тверская глубинка», который открывает зрителю лучших фотохудожников Верхневолжья. Павел Северов и его работы, неизвестные до сих пор, приходят наконец к любителям фотоискусства.

Павел Северов (1956–2013) родился в городе Мичуринске Тамбовской области, по месту службы отца, офицера Советской Армии, уроженца города Осташкова. По окончании средней школы он пробовал поступать в Ростовский медицинский институт, но не выдержал вступительных испытаний и ушел в армию. Службу он проходил в Венгерской Народной Республике санитаром полковой медсанчасти и после демобилизации без особых трудностей сдал экзамены на стоматологический факультет Калининского медицинского института. О фотографии он долгое время и не думал, больше писал стихи. Фотографировать же стал совсем неожиданно, в 2010 году, но о профессиональной съемке, рассказывает Олег Северов, речи не шло: в кадр простенькой «мыльницы» попадали в основном животные и насекомые. Фотографируя их, Павел пробовал себя в макросъемке. Поворот к профессиональной работе с объективом произошел едва ли не мгновенно, а становление Северова как художника произошло очень быстро.

На самом деле, рассматривая снимки, представленные в музейно-выставочном центре, ни за что и никогда не подумаешь, что такого уровня автор достиг за очень короткое в общем-то время. Три года постоянной творческой работы – и тысяча фотографий в архиве. Можно предположить, что это лучшее из того, что Северовым было снято, а сколько кадров, неудачных или, быть может, просто не понравившихся, он забраковал и отправил в корзину!.. А снимал он много. В любую погоду, в любое время года Северов брал камеру и отправлялся на улицу. Возвращался же порой глубоко за полночь, сразу просматривал снятое, при необходимости обрабатывал изображение и выкладывал карточки в Интернет, где он общался с профессиональными фотографами и пользовался их советами. Многое, безусловно, пришло само собой: чутье, что называется, подсказало. Так рождались снимки, которые складывались в серии, некоторые из них представлены в экспозиции, эмоционально наполненной и очень емкой. Председатель областного фотоклуба Борис Михайлов высказался прямо: «Выставка великолепная. Надо, чтобы ее обязательно посмотрели члены нашего клуба». Для них, как и для зрителя, она тоже будет открытием.

На что сразу обращаешь внимание, так это на интерес Северова к деталям, которые играют важную роль для понимания замысла работы, выполняют характерологические функции. В серии жанровых портретов важна каждая мелочь. На груди ветерана, играющего на гитаре, георгиевская ленточка, которая приколота к гимнастерке с помощью значка с изображением Жукова. Два пацана вольготно развалились на горе арбузов. Снимок передает атмосферу лета, с него так и пышет зноем, но глаза останавливаются на леденце, который держит в руке один мальчишка, и на ссадине, украшающей колено другого. Собственно, фотографу удалось показать здесь те радости, без которых невозможна каникулярная пора. Все это мгновенно и сию- минутно: мальчишки явно не позировали, еще несколько секунд и они опять побегут по своим делам. Эти мгновения Павел Северов сумел увидеть и запечатлеть. Старушка, опираясь на палочку, толкает перед собой потертую, с прорехами детскую коляску, а в ней цветы. Бабушка, думая о своем житье-бытье, идет на рынок. В одном кадре умещается целая история. Снимок наполняется не только социальным, но в известной степени и философским содержанием.

Еще больше это умение ухватить мгновение характерно для анималистики Северова, в которой он проявляет себя и как репортер, и как художник. Ворон, схвативший где-то кусок хлеба и уже почти взлетевший, ждать, когда фотограф «прицелится», не будет, просто улетит с добычей, и вспоминай, как звали. Увидеть процесс птичьей «охоты», предугадать, как станут развиваться события, вовремя нажать на спуск – вот что требуется. Другой снимок – почти иллюстрация к пушкинской «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», а именно к строчкам: «Белка песенки поет // Да орешки все грызет». Орешки, правда, у северовской белочки не из драгоценных металлов, а из магазина, и достает она их из красивой коробочки, перевязанной ленточкой.

Отдельного разговора заслуживают пейзажи Павла Северова, отличающиеся продуманной композицией, отчетливой фактурой и прихотливыми бликами. В этом разделе экспозиции довольно много ночных видов. Вот он, результат прогулок с камерой, так поздно попавшей в руки автору выставки. Но, как говорил классик, лучше поздно, чем никогда.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
12

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию