28 Июля 2017
$59.41
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 28.07.2014

Золотая нить в золотых руках

Фотограф: АЛЕКСАНДР ЖМУЛИН

Иконы можно создавать не только мазок за мазком, но и стежок за стежком

Иконы можно создавать не только мазок за мазком, но и стежок за стежком

Подходя к храму Святых Апостолов Петра и Павла, единственному оставшемуся от ансамбля Свято­-Троицкого монастыря, любуешься строгостью и четкостью архитектурных форм. Никакой лепнины, лишь небольшой пояс по нижней части полукружия восточной стены, украшенного по бокам двумя пилястрами. За этими стенами из тяжеловесного кирпича создаются удивительно легкие, почти воздушные работы.

Мастерицы­-вышивальщицы знают цену этой легкости. Людмила Герасева уже давно держит в руках пяльцы, но хорошо помнит, как мучительно давались ей первые стежки: «С утра до вечера сижу, а что сделала?» – «Не годится», – посмотрев на работу, коротко указывал настоятель храма, протоиерей отец Сергий Чивиков.

В мастерскую судьба привела Людмилу Васильевну почти 14 лет назад. С благодарностью рассказывает мастерица о замечательной художнице и искусствоведе матушке Нине Волгиной из Кувшинова. И она к рукодельницам приезжала, и они к ней ездили, советовались, осваивали искусство вышивки.

– Но все-­таки главный наш руководитель – отец Сергий, – говорит Людмила Васильевна. – Это по его инициативе открылась мастерская. Сам он иконописец. Батюшка объяснял нам, как важны в церковном искусстве каноны и что отступать от них нельзя. Икона, как отображение Царства Божьего, сильно отличается от мирской живописи.

Рукодельницы Людмила Герасева, Лариса Алексеева, Галина Люлина и Надежда Екимова проникли во многие тайны лицевого шитья или живописи иглой. Первые два-­три года были временем поиска и достаточно робких, еще не совершенных произведений – «Святитель Николай Чудотворец», «Спас на Убрусе», «Пантелеймон», «Георгий Победоносец». Отец Сергий оценивал их строго, но все же мастерицы не без гордости, пусть и стыдясь немного этого чувства, говорят, что самые первые работы мастерской – хоругви с изображением Божией Матери и Спасителя – сейчас украшают храм.

– А свой главный «экзамен» мы сдали в 2003 году, – рассказывает Лариса Алексеева. – Три месяца трудились над плащаницей. Одна «смена» устала – заступала другая. И вот наконец в Великую Пятницу вынесли плащаницу на Поклонение в наш храм… В эту минуту сердце буквально замирало от радости.

Все, кто работает сегодня в вышивальной мастерской при храме, – люди мирские. Поэтому много времени необходимо, чтобы познакомиться с церковной жизнью, с церковными традициями.

– Долгое время я о мастерской и не думал, – говорит батюшка. – Храм десятилетиями находился в запустении, и нужно было его возрождать. Строительные работы занимали все мое время. В 1992 году я совершил здесь первый после длительного перерыва молебен. Снова потянулись в церковь люди, зазвучали молитвы. И началась большая работа: всем миром мы восстанавливали свод храма, строили крестильню, поднимали крест на купол. Лишь спустя несколько лет, когда в храме были проведены основные работы, я приступил к созданию мастерской.

Уютная светлая комната с большими окнами. Много цветов, много образов. Вполне вписывается в эту картину совсем «нецерковный» магнитофон. Но сейчас он молчит – вышивальщицы работают.

– Моя 46-­я икона, – вместе с Людмилой Герасевой мы смотрим на архангела Михаила. – Долго над ней бьюсь. Но уже последние стежки остались.

Цвета иконы очень яркие – крас­ный и золотой. Здесь нет темных, глухих тонов, и в смелости красок чувствуется большая сила.

Многие образы, созданные в мастерской, отличаются не строгостью и скупостью выразительных средств, а даже своеобразной пышностью. Но и здесь нет отхода от канонов, нет расточительной красоты. Вернемся на минуту в прошлое. В XV–XVI веках Русь переживала большой подъем, в том числе и в церковном искусстве. Развивалось золотное шитье, шитье с использованием разноцветных шелков. Иконы украшались серебром, жемчугом, «каменьями». И лики не теряли выразительности, напротив, драгоценности гармонировали с тканью, создавая чудесное узорочье. К этому периоду истории относятся и первые упоминания о селижаровском храме. Почему бы старинному стилю не расцвести в его стенах сегодня?

Среди жемчужин мастерской – покровец «Образ Спасителя», вышитые иконы Оковецкой и Казанской Божией Матери, Спас нерукотворный, удивительной красоты плащаница с искусным орнаментом. Эти и другие работы можно было увидеть на выставках в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве, в петербургском Юсуповском дворце. Возле них останавливались, ими любовались. Конечно же, такой успех радует любого художника. Но отец Сергий часто повторяет: «Не возноситесь, не думайте о себе высоко, иначе ничего хорошего не сделаете». Эти слова для селижаровских мастериц закон. Иконописец во все времена остается в тени своего творения – не себя он славит, а Бога.

Артур ПАШКОВ

Автор: Артур ПАШКОВ
31

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость