21 Сентября 2017
$58.13
69.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 22.07.2014

В поисках второго Салтыкова-Щедрина

Фотограф: POBEDA.SPBU.RU, ЕЛЕНА ФИЛИППОВА

Сатира – жанр опасный не только для писателей, но и для литературных критиков

Сатира – жанр опасный не только для писателей, но и для литературных критиков

Первым при советской власти пришлось, безусловно, тяжелее. В запальчивости один из функционеров 1930-х годов заявил: «Каждый сатирик в СССР — враг советской власти». Но и критикам, которые размышляли о творчестве продолжателей щедринской линии, не полагалось безоглядно их хвалить – иначе свою голову на плаху положить можно.

А потому попробуем не быть слишком строгими к Леониду Ершову, написавшему около десятка книг о советской литературной сатире и ее лучших представителях. Ведь при этом было легко скатиться к жанру прямого доноса, чего он избежал.

Да, Зощенко он «пнул», но далеко не первым, не сильно и мимоходом, зато позже написал о нем неплохую книгу.

Фронтовые дороги

Леонид Ершов родился 11 июня 1924 года в селе Новоспасское-Выставка близ Торжка (ныне поселок Славный). Девятилетним мальчишкой он оказался вместе с родителями в Ленинграде. Этот переезд спас семью от голода.

Девять классов Леня окончил в 1941 году и 22 июня с утра впервые пошел в рабочую смену токарем на машиностроительный завод им. Энгельса, а 5 июля записался в народное ополчение, но бдительные кад­ровики высчитали, что ему едва исполнилось 17, и вернули к станку.

В августе 1942 года Леонида призвали в армию. После короткой подготовки в запас­ном артиллерийском полку он был зачислен в 56-й гаубичный полк, который уже несколько месяцев сражался под Ржевом. Так юноша вновь оказался в родных местах. Его полк в составе 20-й армии сыграл свою роль в Ржевско-Сычевской операции, проходившей с 24 ноября по 20 декабря 1942-го («Марс»). Уже в первый день наступления Красной Армии Ершов участвовал в артподготовке, продолжавшейся два часа. Наши части заняли плацдарм на берегу Вазузы и взяли под контроль железную дорогу Ржев — Сычевка.

После длительной обороны 18 февраля 1943-го полк получил приказ о передислокации и выехал по железной дороге из Погорелого Городища через Москву в Калужскую область. Под Сухиничами их догнал приказ: вступить в бой. 12 марта артиллерист Ершов получил ранение и оказался в госпитале.

После выздоровления наш земляк попал уже в другую часть, воевал под Ленинградом. 3 августа 1943-го в боях у города Мга он вновь был ранен. По настоянию врачей его эвакуировали в тыл – сибирский Прокопьевск. Находясь в госпитале, Ершов умуд­рился окончить экстерном десятый класс.

От эпиграммы до романа

После демобилизации Леонида без экзаменов приняли на филологический факультет Ленинградского университета. Молодой человек прекрасно учился, имел склонность к научной работе. Неудивительно, что после защиты диплома нашему земляку нашлось место в аспирантуре Института русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский дом).

Тема его кандидатской диссертации была, казалось бы, сугубо академической, не современной — «Проблемы сатиры в литературно-эстетических взглядах Салтыкова-Щедрина». Но как раз в год защиты (1952) в докладе на XIX съезде КПСС член Политбюро Георгий Маленков неожиданно заявил: «…нам нужны свои Гоголи и Салтыковы-Щедрины».

Конечно, почти никто не поверил в серьезность этого призыва. Поэт Юрий Благов даже сочинил четверостишие, моментально облетевшее всю страну:

Мы за смех, но нам нужны

подобрее Щедрины

и такие Гоголи,

чтобы нас не трогали.

(Его авторство стало известно лишь много лет спустя, поэтому смельчак не пострадал.)

В это время Ершов отошел от XIX века, выбрав в Пушкинском доме сектор советской литературы, и оказался в самом горячем «углу» – анализировал сатиру периода нэпа. Друг за другом вышли две его моно­графии на одну и ту же тему: сначала «Советская сатирическая проза 20-х годов» в академическом издательстве (1960), а затем большим тиражом — «Советская сатирическая проза» в издательстве «Художественная литература» (1966). Следом появились «Из истории советской сатиры: М. Зощенко и сатирическая проза 20 – 40-х гг. (1973), «Сатирические жанры русской советской литературы (от эпиграммы до романа)» (1977) и «Сатира и современность» (1978).

Трудно быть патриотом

Но предметом докторской диссертации, которую он защитил в 1967 году, Леонид Федорович избрал совершенно иную тему — «Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство». Истинный патриотизм тогда был не в чести, и так называемая «деревенская проза» Василия Шукшина, Бориса Можаева, Василия Белова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Федора Абрамова вызывала кривые усмешки не только у диссидентов, но и у партийных идеологов, видевших в ней опасное почвенничество.

Чтобы не выглядеть голословным, сошлюсь на резкую статью одного из главных агитпроповцев Александра Яковлева, опубликованную в «Литературной газете» в 1972 году. В ней он обрушился на литературоведов Михаила Лобанова, Вадима Кожинова, Виктора Петелина, Леонида Ершова: «Как будто существует или может существовать в нашей стране некий национальный характер вне определяющего влияния революции, социализма…»

Только заступничество Михаила Шолохова уберегло литературоведов от очень больших неприятностей. Брежнев согласился с писателем и даже отправил Яковлева с глаз долой послом в Канаду, а Ершов возглавил кафедру советской литературы в Ленинградском университете.

Сколько угодно можно рассуждать о конъюнктурности и ангажированности текстов профессора, но вот отзыв о нем неподкупного Виктора Астафьева: «...Когда я читал его книгу «Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство» или «Сатирические жанры советской литературы», то постоянно и отчетливо ощущал и видел — автор этих книг жил, живет и думает, а иногда и страдает в наше время, в нашей стране, а не в каком-то безвоздушном и неодушевленном пространстве».

Не бросайте камни в безответных

Сам выходец из провинции, Ершов чутко откликался на все талантливое, что там рождалось. Через год после кончины Василия Шукшина молодой режиссер народного театра при череповецком Дворце культуры металлургов Равик Смирнов первым поставил его повесть-сказку «До третьих петухов» и показал спектакль в Ленин­граде. Перенеся известных фольклорных и литературных героев в новые исторические условия, писатель создал остросатирическое произведение.

Равик Смирнов, с которым я знаком уже четверть века, говорил о своих юных актерах: «Ребята работали с такой безоглядностью, что я и не успел испугаться». А бояться было чего: шукшинская повесть насторожила многих функционеров и в те годы больше не переиздавалась. Спектакль защитил от возможных нападок своей рецензией в газете «Вечерний Ленинград» профессор Леонид Ершов. По его словам, обобщение в постановке Смирнова «вырастает до высокого символа в духе щедринской традиции».

Наш земляк скончался 23 октября 1988 года. И что касается нынешних упреков в его адрес, давайте помнить: легко бросать камни в тех, кто уже не может ответить.

Михаил СЛАВИН

Автор: Михаил СЛАВИН
39

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость