23 Марта 2017
$57.64
62.27
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура18.07.2014

То, что скрыто от посторонних глаз

Фотограф: МАРИЯ САХНО

В музее Владимира Серова показывают «Пространство для творчества»

В музее Владимира Серова показывают «Пространство для творчества»

Мастерская художника всегда была и остается местом, которое окутано определенной тайной: здесь рождается и выкристаллизовывается замысел, затем он воплощается в материале – в живописи, графике или скульптуре. Мастер­ская – это всегда нечто закрытое, недоступное, хотя, конечно, так было не всегда и не везде. Скажем, антверпенская мастерская Рубенса представляет собой патрицианское жилье с большой коллекцией антиков и картин, ее посещали вельможи, в ней вместе с художником работали его ученики.

Заглянуть в святая святых любого творца – далеко не праздное любопытство обывателя, интересующегося искусством. Сами художники обращались и обращаются к этой чрезвычайно богатой теме, приоткрывая завесу тайны, которая во все времена сопровождала творческий процесс. Картин, изображающих сам этот процесс, интерьеры мастерской, превеликое множество. Многие из них и сами есть в какой-то степени тайны, как, например, вермеерская «Мастерская художника», известная также под названием «Аллегория живописи». Передний и средний планы ее слегка расплывчаты, центр же, напротив, резкий. Исследователи, занимавшиеся изучением картины, пришли к выводу, что автор использовал при создании своего шедевра камеру-обскуру, потому как именно такой эффект возникает, если объектив фотоаппарата наведен на средний план. Этот эпизод из истории живописи вспомнился не случайно: именно с помощью искусства фотографии Мария Сахно воссоздает то «Пространство для творчества», которым всегда были мастерские. Выставка с таким названием проходит сейчас в мемориально-художественном музее Владимира Серова в Эммаусе.

Здесь надо сказать, что в тайны творчества Мария Сахно погружается ежедневно в силу своей основной профессии – она художник-реставратор областной картинной галереи. Беря в руки камеру, она выступает не как человек, фиксирующий интерьер, события или бытовые вещи. Свою задачу автор выставки видит в другом – Мария создает образ художника. И в создании этого образа ей помогают предметы материального мира. Вот, например, антикварное зеркало, в котором отражается стена мастерской, – на ней висят уже законченные картины. В кадре также присутствует их автор, он добавляет к имеющимся работам еще одну, и она, только что снятая с мольберта, вот-вот займет свое место в ряду других полотен. На фотографии Мария добивается двойного эффекта – картины, висящие на стене и отражающиеся в зеркале, создают дополнительные ритмы.

Процесс творчества воссоздается фотохудожником и в его техническом, и в психологическом аспектах, поэтому каждая деталь важна, поскольку она играет смыслообразующую роль. Художник становится героем снимка далеко не всегда, что тоже важно – он занят работой, он торопится завершить начатое, он интересуется только тем, что появляется на холсте из-под его кисти. Поэтому главным для понимания представляемого пространства мастерской зачастую становится не сам художник-демиург, а окружающий мир: мольберт, на который небрежно брошена драпировка, гипсовая голова – ее, вполне возможно, только что рисовали; папки, лежащие на стуле. Документальная точность искусства фотографии на снимках Марии Сахно часто приобретает лирический характер. Это, по всей вероятности, можно назвать исповедальностью. Начатая на белом листе бумаги человеческая фигура не закончена, но видны линии, по которым угадывается композиция рисунка, и зритель понимает, куда именно художник будет двигаться дальше, и может судить о результате.

Лиричность некоторых композиций уравновешивается напряженностью других. Автор выставки показывает натурщицу, но строит кадр так, что центром снимка она не становится. Модель дана в контексте мастерской, где на стеллажах плотно составлены картины, а на мольберте видны следы краски. Застывшая модель позирует невидимому художнику, а рядом стоит написанный ранее портрет этой женщины, уже убранный в рамку… Такой взгляд, вполне репортажный, позволяет многого добиться. Прочитывается здесь и утомительная работа натурщицы, часами сидящей в одной и той же позе, и особенности творческого процесса, и сам художнический быт. На фотографии не видно лица художника – она сидит к зрителю спиной, полностью погруженная в работу над натюрмортом. Несколько приглушенный свет создает особенно таинственную атмосферу, воспроизведение которой интересовало Марию Сахно едва ли не в первую очередь. Именно благодаря такой атмосфере, которую создавали на своих полотнах известные художники, сформировалось такое, не лишенное мистики, убеждение, что на определенном этапе мастерская начинает жить своей жизнью, продолжающейся даже тогда, когда хозяин уходит. И фотографии Марии Сахно в известной мере подтверждают распространенное мнение. С другой стороны, многие искусствоведы объясняют особенности мировосприятия художника его отношением с материальным миром, но на самом ли деле предметы распределяются в пространстве мастерской совершенно неожиданным образом? Ответ на этот вопрос дают фотографии, на которых запечатлено то, что обычно недоступно постороннему глазу.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
112

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию