09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура15.07.2014

Мастер бытовой комедии

Фотограф: АРХИВ «ТЖ»

Пьеса Василия Шкваркина «Чужой ребенок» в год своего создания (1933) была поставлена 500 раз

Пьеса Василия Шкваркина «Чужой ребенок» в год своего создания (1933) была поставлена 500 раз

Но самое удивительное в том, что интерес к этому произведению не оказался сиюминутным и преходящим: даже десятилетия спустя, в 1960-е годы, ежегодно проходило около 300 спектаклей. Причем автор не прилагал к этому ни малейших усилий, режиссеры сами выбирали его пьесу, к огромному неудовольствию и обиде широко известных драматургов.

Самый свежий пример: премьера 2014 года в Тульском академическом театре драмы. Один из наших ярких кино- и театральных критиков Игорь Манцов пишет об этом спектакле по собственным зрительским впечатлениям: «Итак, полный зал. Вдоль стеночки дополнительные стулья. Все билеты проданы. Дамы преобладают. Кое-кто по старинке переобувается. В театр непременно нужно ходить еще и для того, чтобы полюбоваться интеллигентной красотой... Пьеса нравилась мне все больше, а спектакль ― все меньше… Без попытки выявить смыслы великолепного, в сущности, исходника».

Далее Манцов, от которого доброго слова даже классику дождаться почти невозможно, называет автора «выдающимся советским драматургом».

Я-то никогда в этом не сомневался, но приятно услышать сходное мнение из совершенно неожиданного для меня источника. Тем более что до этого имя Шкваркина на целых полвека исчезло с афиш. Будем надеяться на возвращение.

Проснулся знаменитым

Василий Шкваркин родился 16 мая 1894 года в Твери в семье фабриканта. В молодости работал в банке, потом – у торговца кожевенными товарами, а после революции, которая застала его вольноопределяющимся уланского полка, служил в Красной армии и работал в различных советских учреждениях.

Его старший брат Иван, окончив в 1915 году Тверское кавалерийское училище, был корнетом уланского полка, в Гражданскую войну воевал в Вооруженных силах Юга России, эвакуировался из Крыма в Турцию.

Образование Василия ограничилось первым курсом филологического факультета Московского университета. Продолжать учебу он счел излишним, поскольку на него неожиданно обрушилась слава, и наш земляк в одночасье стал знаменитым драматургом. Причем совершенно обоснованно: в 1924 году его первая пьеса «В глухое царствование» («Предательство Дегаева»), посвященная народовольцам, получила первую премию на Всесоюзном конкурсе исторических пьес. Она была поставлена на нескольких сценах, в том числе студией Малого театра (режиссер Федор Каверин при участии Веры Пашенной).

Не мудрено, что Василий Шкваркин стал профессиональным драматургом и не сворачивал с этой стези всю жизнь. Правда, он надолго отошел от серьезных пьес и после успеха водевиля «Вредного элемента» (1927), музыку к которому написал Исаак Дунаевский, понял, что его кредо – писать легкие комедии. Он сочинял их вдохновенно, с нежностью и иронией, сопровождая собственными музыкальными вставками. А поскольку эти пьесы еще и отражали современную бытовую тематику, то оказались не менее близки зрителю, чем рассказы Михаила Зощенко, и наш земляк был просто обречен на популярность.

По заказу Московского театра сатиры Василий Васильевич создал несколько комедий и скетчей, высмеивающих нэпманов, мещан и бюрократов. Рубен Симонов поставил его сатирическое обозрение «Вокруг света на самом себе» (1927) с Василием Топорковым в главной роли Ивана Страхова — «маленького человека», не приспособленного к условиям действительности эпохи нэпа.

Затем последовал водевиль «Шулер» (1929), поставленный тем же Федором Кавериным и закрепивший известность автора. В жанре водевиля проявились его музыкальная одаренность, лирическое восприятие мира, склонность к веселому и озорному смеху. Правда, критики требовали усиления сатиричности его пьес, о чем писал в «Правде» Павел Марков. Шкваркин, видимо, слишком буквально понял это требование, перейдя в водевиле «Лира напрокат» (1928) от осмеяния нэпманов к жесткой иронии по отношению к идее призыва «Ударников — в литературу». Поскольку призыв исходил из самых верхов, а, кроме того, ряд писателей воспринял эту иронию как прямое высмеивание их персон, то Шкваркин натолкнулся не только на суровую критику, но и на прямые доносы, вследствие чего пьеса не была ни поставлена, ни напечатана.

Пьесы-долгожительницы

Ничуть не испугавшись злопыхателей, драматург обратился в новых пьесах «Кто идет?» (1931) и «Доктор Егор Кузнецов» (1932) к молодежной проблематике и ... угадал. Даже вечно недовольная критика была благожелательной и назвала их «переломным моментом» в его творчестве. Юная страна требовала юных героев, и Шкваркин нашел их в студенческой среде, наполнил тексты не надуманными, а очень жизненными сюжетами, а его умение строить диалоги, тонкое чувство сценического эффекта, этическая и гражданская позиция были безупречны.

Как было сказано выше, пьеса «Чужой ребенок» побила все рекорды по числу постановок. Героиня пьесы, начинающая актриса Маня, готовится к роли девицы, забеременевшей от негодяя и изгнанной из дома жестокосердными родителями. Чтобы глубже войти в роль, Маня «разыграла» своих родителей и друзей, объявив, что на самом деле ждет ребенка. Тем самым она вполне сознательно (и не только из актерских соображений, но и моделируя возможную реальную жизненную ситуацию) устроила серьезное нравственное испытание для окружающих ее людей, характеры которых стали полно раскрываться через отношение к этому «казусу». Маню обступают женихи: студент, зубной техник, начальник дорожного строительства, а она проверяет их чувства, играя в девушку, забеременевшую неизвестно от кого. Курьезная ситуация с выдуманным ребенком позволила талантливому драматургу выявить сущность каждого из персонажей. После премьеры пьесы в Московском театре сатиры и Ленинградском театре комедии она зажила длительной и интересной жизнью на сценах почти всех театров нашей страны и вышла на зарубежные подмостки.

Другой творческой удачей Шкваркина стала комедия «Простая девушка» (1936). Юная домработница Оля под влиянием распространившегося слуха превращается в глазах жильцов дома в журналистку, имеющую задание «вскрыть язвы нашего быта». Обитатели коммунальных квартир вынуждены перестать вести коммунальные бои из опасения публичного осмеяния в печати. Нет, они не становятся ангелами, но автору достаточно показать, что люди, «если захотят», вообще-то могут меняться к лучшему. Один из критиков точно подметил, что «драматург противопоставлял мещанству не столько новые формы жизни, сколько поэзию искусства, красоту окружающего мира». Слагаемыми несомненного успеха были также забавная интрига, широкий диапазон авторской иронии, сочный юмор, остроумные диалоги и реплики персонажей в духе Зощенко. Пьеса жила на сценах очень долго, а в 1959 году по мотивам «Простой девушки» композитор Карен Хачатурян создал одноименную музыкальную комедию.

На суд совести

В конце 1930-х годов комедии Шкваркина — «Весенний смотр» (1937), «Страшный суд» (1939) — становятся жестче, строже, даже злее, поскольку тема «избавления от пошлости» приобрела по необходимости четко выраженный драматический оттенок. Обе пьесы недвусмысленно выражают авторскую нравственную позицию, воплощенную в образах конкретных персонажей. Сатирические краски становятся гуще. В «Страшном суде» представлена целая галерея разного типа подлецов и негодяев, причем не ходульных, а тонко и жизненно прописанных. Автор поставил сверхзадачу показать, что суд собственной совести страшнее официального народного суда. Нам удалось установить, что комедия «Страшный суд» вышла в 1940 году отдельной книгой в Калининском областном литературном издательстве.

В годы Великой Отечественной войны Василий Шкваркин создал героические комедии «Последний день» (1944, постановка театра им. Вахтангова) и «Мирные люди» (1945, постановка Ленинградского театра комедии). Но в этом жанре он не очень преуспел: бытовые комедии ему удавались гораздо лучше.

В последние 20 лет жизни наш земляк не опубликовал ни одной новой пьесы, хотя избранные комедии выходили двумя изданиями. Причины этого творческого молчания пока не выяснены. Скончался Василий Шкваркин в Москве 14 ноября 1967 года.

Так или иначе, в истории отечественной литературы он остался одним из самых талантливых представителей жанра бытовой комедии. Драматург Исидор Шток написал о нем: «Что является наиболее ценным в комедиях В. Шкваркина... Это — влюбленность в нашу жизнь. Влюбленность в своих юных и в старых героев. Ненависть к черствости, к бездумию, к стяжательству, к равнодушию... Занимательная, никогда не повторяющаяся интрига... Острые, порой даже ставшие пословицами реплики». Это истинная правда. Остается помечтать, чтобы хоть одна из пьес Василия Шкваркина когда-нибудь была поставлена в его родной Твери.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ,

профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
113

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию