03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 15.07.2014

Уберите учебники

Фотограф: Юлия КРУТОВА, POLYMEDIA.RU

Если мы учим сегодня так, как учили вчера, мы крадем у наших детей завтра

Если мы учим сегодня так, как учили вчера, мы крадем у наших детей завтра

Эти слова философа и педагога Джона Дьюи, сказанные им еще в начале прошлого века, сегодня актуальны как никогда. И могли бы стать девизом педагогической конференции, которая на днях прошла в новом гостиничном комплексе «Рэдисон Завидово».

Опередить время

В недалеком будущем наступит время, когда школьникам не придется таскать тяжелые портфели. «Уберите учебники и приготовьте двойные листки» – эта учительская фраза, которая многие десятилетия приводила в трепет даже отличников, становится неактуальна. Потому что в арсенале школьника не останется ни учебников, ни тетрадей. А дежурному по классу не надо будет следить за тем, чтобы у доски обязательно лежали мел и влажная тряпка. Планшеты, мобильные устройства, робототехника и другие электронные ноу-хау, о которых мы пока не имеем понятия, станут главным предметом в арсенале учителя и ученика. Пока все это сложно представить, но школа будущего приближается к нам семимильными шагами. Конечно, и сейчас во многих учебных заведениях работают по новым технологиям: есть компьютеры, интерактивные доски, современные видеопроекторы. Но это только начало технической перестройки. Доказательства этого учителям представили на 6-й международной научно-практической конференции «Полимедийные технологии – инструмент педагога XXI века».

Среди участников форума случайных людей не было. Из дальних уголков России, стран СНГ сюда приехали и рядовые учителя, и руководители учебных заведений, заинтересованные в том, чтобы не отстать от технического прогресса. А в конце двухдневного форума многие точно знали, что они хотят увезти с собой. Компания Polymedia, которая занимается разработкой и реализацией инновационных решений и типов оборудования, формирующих рынок аудиовизуальных технологий в России, уже давно зарекомендовала себя в педагогическом сообществе. Экспертами здесь работают ученые из разных стран. В свое время специалисты компании первыми «привезли» в Россию интерактивную доску. Подобные конференции, на которых говорилось о новинках в компьютерных технологиях, проводились уже не раз. Первая встреча состоялась в Казани еще в 2008 году и с тех пор проходит ежегодно в разных городах России. В этом году местом ее проведения выбрана Тверская область.

Отличительная особенность конференций компании Polymedia – особый формат. В этом году, следуя трендам неформального образования и обучения в игровой форме, программа была насыщена примерами разных типов ведения уроков. Чтобы сами педагоги на время стали учениками и представили, какие методы мотивации будут эффективны в новой школе. К примеру, с помощью химических опытов ведущий наполнял зал «дымом», характерным для концертных выступлений эстрадных исполнителей, или выдувал огромные мыльные пузыри, с человеческий рост. Гости форума с удовольствием участвовали в этом интерактиве. «Досталось» и гостю из Англии, Джону Коллику, который был одним из докладчиков. Ему «подожгли» руку таким хитрым способом, что в ходе эксперимента иностранный гость не пострадал. Но это были лишь развлекательные разминки, чтобы «ученики» время от времени отдыхали.

Руководитель компании Polymedia Елена Новикова, открывая встречу, назвала ее главной целью экспертизу актуальных мировых тенденций в области образовательных информационно-коммуникационных технологий, обсуждение и анализ лучших российских и зарубежных практик использования ИКТ в образовании. Хотя стоит отметить, что площадка для обмена опытом, встреч с экспертами, дискуссий, предназначенная не только для учителей-новаторов, но и разработчиков программ, представителей бизнеса, уже давно создана в Интернете. Как отмечает Елена Новикова, компания Polymedia, которая изначально занималась разработкой программного обеспечения и продвижением компьютерных технологий, в свое время взяла курс на изучение потребностей тех, для кого производит свой образовательный продукт, – учителей и школьников. На сайте www.edcommunity.ru могут зарегистрироваться все желающие и знакомиться с новинками образовательных программ. В этом году здесь были объявлены конкурсы «Интер­-Активный учитель», «Чтобы знать науку, ею надо заниматься», победители которых на форуме представили свои проекты и получили награды.

В многочисленных докладах участников конференции не раз были озвучены мировые образовательные тренды, которые трудно осуществимы без современной техники. Это умение находить информацию и обучаться самостоятельно, получение образования в любое время в любом месте, участие в межрегиональных и международных проектах, умение самостоятельно ставить цели и находить пути их реализации, междисциплинарное взаимодействие, выстраивание персональных образовательных траекторий, дистанционное обучение. Все эти подходы характерны и для российской системы образования. Так же как и изменение роли учителя: теперь его задача – не столько дать знания, сколько научить их добывать.

Современный мир – визуально ориентированный, мир виртуальных возможностей, огромного количества информации, и наши дети должны комфортно себя чувствовать в этом пространстве. Но для этого всеми премудростями компьютеризации должен овладеть педагог.

Вкалывают роботы, счастлив человек

Так чем же удивляли педагогическое сообщество международные партнеры Polymedia – британская компания Promethean, PASCO scientific, компании Intel и Panasoniс?

Цифровая лаборатория для уроков физики и химии. Этот компьютерный комплекс находил наибольшую популярность у педагогов, признавших пользу его практического применения. Кроме того, стоимость прибора варьируется в зависимости от комплектации, что дает возможность приобрести оборудование даже не слишком обеспеченным школам. О принципе работы лаборатории рассказывал в прошлом педагог из Дагестана, а также победитель российского конкурса «Учитель года-2010» Магометшапи Дибиров. Набор датчиков, дисплей, физические и химические элементы, программное обеспечение и другие элементы, наполняющие лабораторию, позволяют ученикам быстрее схватывать тему. Можно выдвинуть гипотезу и тут же проверить ее правильность, ставить эксперименты. Оценить степень знания ученика эта умная машина тоже в состоянии.

Планшетный класс оказался вторым по популярности. Планшет со специальным программным управлением – на столе у каждого ученика, оборудованное место учителя. Он может устанавливаться на настольную докстанцию и использоваться в качестве стационарного компьютера и для работы вне кабинета. Связь со всеми школьными ресурсами может поддерживаться с помощью беспроводных технологий. Со специальным программным обеспечением устройство используется как мобильный журнал, возможно также управлять системами освещения и кондиционирования. Многие из опрошенных участников форума заинтересовались именно этой новинкой.

Не забыты разработчиками и дошкольники. Интерактивными столами и полами, робототехникой для самых маленьких также заинтересовались многие участники форума.

Здесь были представлены системы видеоконференции, технологии дистанционного обучения, позволяющие учителю вести урок сразу у нескольких классов, IP-телефония, различные виды дисплеев и многое другое. Одним из активно развивающихся трендов для школ станет робототехника. Один из таких экспонатов на конференции даже привез лектору стаканчик воды.

Настоящей революцией в области печати участники форума назвали 3D-принтеры. О технологиях трехмерного прототипирования подробно рассказывал специалист из Болгарии Красимир Тодоров. Сейчас они уже применяются в инженерии. И в школе 3D-принтеры станут незаменимыми, убеждены специалисты. Пройдет какое-то время, и на уроке истории, к примеру, учитель сможет без труда распечатать здание древнего амфитеатра в объемном виде.

На мастер-классах все учителя смогли оценить достоинства мультимедийного оборудования для школы будущего.

Есть желание – ищем возможности

Вопрос финансовых затрат на конференции, где презентуется дорогостоящее оборудование, возникает сам собой. Не у всех регионов желания совпадают с возможностями. Но, по мнению Елены Новиковой, все зависит не столько от региона, сколько от конкретной школы. Многие из них имеют возможность самостоятельно распоряжаться определенной частью финансов. И делают это, как показывает опыт. Главное – заинтересованность педагогов. Об этом я поговорила с участниками форума.

Анастасия Морозова, учитель начальных классов из села Самарское Ростовской области:

– У нас сельская школа, но она на 80 процентов компьютеризирована. Один из наших образовательных проектов – создание цифровой школы будущего. Именно потому я на этом форуме. Мне очень понравился планшетный комплекс. Это мощная поддержка для учителя. Его стоимость примерно 600 тысяч рублей, но наша школа имеет возможность приобрести такой. Причем здесь я увидела достоинства продукции именно этого производителя.

Любовь Петрова, заместитель директора Тверского колледжа имени Кайкова:

– В нашем учебном заведении много мультимедийного оборудования. Во многом благодаря тому, что в 2010 году мы выиграли грант в 50 млн. рублей. Из тех новинок, которые увидела на форуме делегация нашего колледжа, больше всего приглянулись цифровые лаборатории для занятий по физике и химии. Ведь, несмотря на то, что основная цель обучения в колледже – дать профессию, наши учащиеся получают и общее образование. Лаборатория – дорогостоящий комплекс, но его можно приобретать и в частичной комплектации. Поэтому будем думать.

Александр Митрофанов, руководитель центра развития образования Воронежской области:

– В нашей области оснащение учебных заведений мультимедийными технологиями на высоком уровне. Начинаем внедрять эксклюзивные вещи. Будем закупать планшетные комплексы. Среди новинок, что представлены здесь, также очень заинтересовали 3D-принтеры – это реальный шаг в будущее. Однако пока, на мой взгляд, в сфере образования стоит важный вопрос подготовки педагогов. С таким оборудованием нужно уметь работать, а к этому не все готовы. В том числе и молодые специалисты.

Татьяна Бардина, Инна Бодрова, преподаватели из города Балакова Саратовской области:

– Финансовые возможности нашей гимназии невелики. У нас немного компьютерного оборудования. Из того, что представлено на форуме, мы бы выбрали интерактивные комплексы для дошкольников (у нас открывается такая группа), также оборудование для дистанционного обучения. Позволить себе этого учебное заведение пока не может. Но поездка на форум была нашим личным желанием. Мы зарегистрированы на сайте компании, участвуем в виртуальном общении. Это мероприятие международного уровня, и побывать на нем в любом случае полезно. Педагоги должны если не владеть технологиями будущего, то хотя бы иметь о них представление.

Пришло время электронной педагогики

Тверской регион был выбран местом проведения конференции как один из успешно практикующих возможности интерактивных технологий для очного и дистанционного образования в школах. В числе соорганизаторов встречи выступило Правительство Тверской области. От нашего региона на форум приехали 140 педагогов.

Заместитель министра образования Тверской области Татьяна Мухина познакомила гостей с некоторыми достижениями региона. Катализатором больших перемен в региональной системе образования стал нацпроект «Образование», в который в 2006 году мы вошли с очень скромными стартовыми позициями. Последующие проекты позволили прирастить ресурсы. И теперь пришло время говорить об электронной педагогике, которая, конечно, не отдельная отрасль, а лишь система нового типа. Тверская область пять лет назад отошла от существующей однородной образовательной среды. Была сформирована сеть активных образовательных центров – базовых школ, концентрирующих в себе кадровые, финансовые, материально-технические ресурсы. В школах появились информационные центры, включающие зоны индивидуальной и групповой работы, мобильное место учителя, документ-центр, сеть Wi-Fi, медиатеку. Реальностью стала библиотека цифровых образовательных ресурсов, автоматизированная выдача книг, электронное расписание, использование интернет-ресурсов при проведении уроков, внеклассных мероприятий, дистанционное обучение и многое другое. Для управления региональной сетью информцентров (всего их в области 200) был создан Центр информатизации Тверской области.

Пример работы одного из информационных центров привела директор тверской гимназии №12 Татьяна Слесарева. В учебных программах используется целый арсенал электронных средств: 23 интерактивные доски, 40 проекторов, документ-центр, оборудованный плоттером и ризографом, 40 оборудованных рабочих мест учителя, мобильные оборудованные места учеников, лаборатория робототехники. Все это развивающее образовательное пространство позволяет вырастить конкурентоспособную личность.

Организаторы конференции не могли обойти вниманием и место, в котором она проходила. Мультикомплексный зал отеля «Рэдиссон Завидово» позволяет продемонстрировать любое современное оборудование. Во время работы конференции здесь было установлено 18 широкоформатных дисплеев, которые отображали происходящее в разных проекциях.

Юлия КРУТОВА

Автор: Юлия КРУТОВА
277

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию