24 Августа 2017
$59.13
69.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 11.07.2014

Их кисть как легкий мотылек

Фотограф: ЮРИЙ КУЛАГИН

В Твери представили выставку кимрских художников «Чтобы помнили…»

В Твери представили выставку кимрских художников «Чтобы помнили…»

Она проходит в рамках историко-культурной программы «Наследие предков молодым». В экспозиции, развернутой в малом зале городского музейно-выставочного центра, представлено 137 работ, принадлежащих кисти восьми мастеров, внесших большой вклад в развитие изобразительного искусства Верхневолжья. Один из них, Николай Хлебородов, в свое время явился инициатором создания «Объединения кимрских художников», благодаря которому эта выставка и состоялась.

О каждом из участников «большой восьмерки» было что рассказать присутствовавшим на открытии выставки друзьям, знакомым и просто любителям прекрасного. Так, например, коллекционер Александр Сазонов поведал об интересном факте из жизни Василия Морозова – тонкого пейзажиста, которого за умение работать с небольшими форматами прозвали «большим мастером малых форм». Уходя на фронт, старший брат Василия, которому рисование тоже было не чуждо, зарыл в землю этюд, кисти и краски. С войны он не вернулся, а Василий, откопав «сокровище», увлекся живописью и продолжил его дело. Александр рассказал и о другой участнице выставки – знаменитой Любови Майковой – кимрской долгожительнице, почти ровеснице XX века, начавшей рисовать только в возрасте 79 лет, но вошедшей в число самых известных наивных художников России. Любовь Михайловна была крайне гостеприимна и добра ко всем на уровне святости, что нашло выражение и в ее творчестве. Достаточно взглянуть на такие картины, как, к примеру, «Свидание» или «Храм над Волгой», чтобы удостовериться в правдивости этих слов.

С работами Любови Майковой гармонично сочетаются экспонирующиеся рядом этюды Макария Шокина, в которых запечатлена не только красота внешнего мира, но и красота тонко чувствующей человеческой души. Обращает на себя внимание незатейливый на первый взгляд эскиз «Грозовой день». Есть в нем какое-то особое настроение и совершенно удивительным образом переданное ожидание грозы, когда воздух наэлектризован, а небо, готовое вот-вот разродиться дождем, томится и набухает.

Картины Валентина Хруща отличаются от других и по тематике, и по стилистике, однако отказать им в оригинальности нельзя. Манеру, в которой созданы полотна «Пушкин», «Мелодия», «Грация», «Наполеон», наверное, можно обозначить как изящные наброски – легкие, эфемерные, но при этом глубокие и завершенные, наполненные внутренней динамикой, смыслом, который, вероятно, не каждому посетителю выставки будет под силу постичь.

А вот пейзажи Алексея Артемова и Юрия Рылеева в шарады со зрителем не играют, а просто дают возможность насладиться красотами природы. «Кимры в дымке» и «Кимрский берег» Артемова с их атмосферой лета, солнца и счастья звучат в унисон с картинами Рылеева «Вечер» и «Город над Волгой», а «Осень в Сокольниках» находится на одной творческой волне с «Медведицей». Возможно, причина этой схожести, при наличии авторской оригинальности и уникального почерка, объясняется принадлежностью авторов к одной малой родине, но, как бы то ни было, полотна обоих мастеров вызывают самые приятные эмоции у благодарного зрителя.

По всей видимости, с этой мыслью согласен и ученик Николая Хлебородова Олег Нефедов. Он отметил, что все картины, вошедшие в экспозицию, разные, но их объединяет человечность, которой так не хватает в современной живописи, в последнее время все больше ориентирующейся на сюжеты, не несущие в себе ничего светлого, что противоречит самой сути творчества.

Еще одна ученица Хлебородова – Светлана Никитина поблагодарила организаторов выставки за саму возможность увидеть представленные картины вместе. Также Светлана упомянула о том, что хотя она сама и не стала художницей, но уроки изобразительного искусства, полученные в детстве, весьма помогли ей в другой творческой сфере – флористике. Ваза с прекрасным букетом, собранным Светланой специально к открытию выставки, не дала не единого повода в этом усомниться.

Нашлось в тот вечер место и для поэзии. Подойдя к микрофону, Анжела Завьялова сначала очень тепло рассказала о своей дружбе с Валентином Хрущем – художником, положительно отмеченным искусствоведами за вольную и смелую трактовку известных и библейских сюжетов, а потом, достав свой маленький поэтический сборник, над которым Валентин работал в качестве иллюстратора, прочитала несколько совершенно замечательных стихотворений.

Итогом всему сказанному вполне могут стать слова художника Владимира Абрамовича, прозвучавшие признанием в любви как русской школе живописи вообще, так и кимрской школе в частности.

– Я из Сирии. Боялся опоздать, – сказал Владимир. – Был там на международном пленэре. Уехал через два дня. Не выдержал. Скучно. Потянуло назад. У них там формализм, а у нас академическая школа, и она мне гораздо ближе и роднее. Общался там с итальянцами. Знаете, что они мне сказали? «Сначала вы у нас учились, а теперь мы у вас.» И знаете, глядя на работы кимрских мастеров, я понимаю, насколько они правы.

Владимир ЛЕТОВ

Автор: Владимир ЛЕТОВ
59

Возврат к списку

На улицу Хромова в Твери вернулась ярмарка продовольствия
Возле конечной остановки трамваев «ДСК» областного центра вновь идет бойкая торговля – на радость покупателям и продавцам.
23.08.201719:47
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость