18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 11.07.2014

Находка редкого качества

Фотограф: АЛЕКСАНДР СОЛОДКОВ, ТОКГ

Зрителю открыли живописца Трифона Подрябинникова

Зрителю открыли живописца Трифона Подрябинникова

В рамках акции «Раритет» в Тверском городском музейно-выставочном центре презентовали выставку одной картины. Главным героем ее стал «Волжский пейзаж» Трифона Подрябинникова (1887—1974) из коллекции Андрея Цуркана.

До этого дня неизвестный ни специалистам, ни зрителям художник, долгое время работавший на Конаковском фаянсовом заводе, более всего был известен как мастер декоративного искусства. Его произведения, выполненные в фарфоре и фаянсе, достаточно хорошо изучены, живописных же работ Подрябинникова осталось крайне мало, поэтому выявление любой из них вызывает резонанс в искусствоведческом мире и в зрительской среде. Значимость открытия увеличивается еще и потому, что не все, даже крупные музейные собрания, располагают живописным или графическим наследием художника. Исключение составляют лишь четыре коллекции – Русского и Исторического музеев, музея-усадьбы Кусково и Тверской областной картинной галереи. Специалисты в один голос заявляют, что обнаружить любую картину Подрябинникова – величайшая находка, и «Волжский пейзаж» в данном контексте, несмотря на свою кажущуюся простоту (а картина действительно впечатляет не с самого первого взгляда), выглядит шедевром. Причем при всей своей скромности полотно это интересно чрезвычайно. Оно открывает нам практически незнакомую грань таланта уникального мастера, родившегося в семье кровельщика, мастера, который с самого раннего возраста мечтал заниматься живописью и занимался ею на протяжении всей жизни. Известно, что художник часто менял место жительства, что, конечно, не способствовало сохранности созданных произведений. Картины Подрябинникова, отмечает старший научный сотрудник Тверской картинной галереи Ольга Пиотровская, хранятся либо у наследников, либо в музеях. В частных коллекциях увидеть их практически невозможно, именно поэтому для собирателя получить полотно мастера такого уровня, как Подрябинников, истинная находка.

«Волжский пейзаж», казалось бы, весьма прост, однако данная картина музейного уровня. На этом особенно настаивают специалисты, занимающиеся изучением творчества художника. Причем полотно из коллекции директора Тверского колледжа имени Коняева Андрея Цуркана напрямую связано с опытами Подрябинникова в декоративном искусстве. Более того, по авторитетному мнению Ольги Пиотровской, работа ярко демонстрирует стремления художника, реализованные в фаянсе и фарфоре.

Коллекция произведений искусства мецената Андрея Цуркана уже хорошо известна в областном центре: каждый год, в начале июля, проходят выставки, которые знакомят жителей и гостей Твери с его собранием, по оценкам экспертов, весьма репрезентативным, в которое входят работы многих русских художников. Как правило, эти вернисажи приурочены к дню рождения владельца. Выставка из цикла «Раритеты» не стала исключением. Поздравляя Андрея Цуркана с днем рождения, заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая поблагодарила его за то, что он не закрывает для тверитян свою коллекцию, а, наоборот, показывает картины, составляющие ее, знакомит зрителей с малоизвестными и совсем неизвестными работами – такими, как «Волжский пейзаж».

Его автор Трифон Захарович Подрябинников был очень трудолюбивым и скромным человеком, он постоянно учился, и желание это проявилось с самого раннего возраста. Поступая на курсы для детей фабричных рабочих, он прибавил себе возраст, сказав, что ему уже исполнилось 16 лет, хотя на самом деле было двенадцать. Подрябинников мечтал посвятить себя живописи, но безденежье не позволило ему отправиться в Москву и получить образование в училище живописи, ваяния и зодчества, куда он стремился. Несмотря ни на что, в двадцатых годах, оправившись от ранения, полученного на Первой мировой войне, он приехал туда и показал несколько своих работ. Они произвели впечатление, и Подрябинников был зачислен на второй курс живописного отделения. Его опыты очень нравились Рериху, его учителями был Константин Юон и Илья Машков. Художника ожидало большое будущее, однако он бросил все и уехал на Украину. Учительствовал, чтобы найти средства к существованию, потом попал на Барановский фарфоровый завод, где и нашел приложение своему незаурядному таланту, не реализованному в живописи.

1926 годом датируется его чашка «Самогонщики», очень тонкого фарфора, выполненная в традициях агитационного искусства советского времени. Тираж у «Самогонщиков» был крохотным – три штуки, осталась одна чашка, и она – в коллекции областной картинной галереи. Новое время ставило иные художественные задачи – нужно было порвать со старыми формами и найти новые возможности для отражения действительности, и в фарфоре призыв этот оказался воплощен в полной мере. В том числе и Трифоном Подрябинниковым, работавшим на Волховской фарфоровой фабрике, в Дулеве, Дмитрове, Конакове, где он некоторое время возглавлял художественную мастерскую завода имени Калинина. Пейзажные мотивы в живописи художника находят, быть может, не совсем точные, но важные соответствия в его декоративном искусстве. Ольга Пиотровская обращает внимание на тарелку «Ветер», композиция которой решена в монохромной гамме, отчего она получает характер картины, без всякого пафоса решен пейзаж и в многосоставном сервизе «Москва – Волга-канал», созданном в Конакове в 1939 году. Причем, стремясь во всем дойти до самой сути, Подрябинников был не только художником, но и исследователем, в частности, он проводил опыты по использованию солей металлов в росписях. «Это дает размытость в тоне, интенсивность цвета смягчается», – объясняет Ольга Пиотровская, отмечающая, что в нашей стране Подрябинников одним из первых обратился к этой технике, известной как «датская акварель» с середины XIX века.

Во многих своих росписях Подрябинников добивался размытых оттенков цвета – как, например, в вазах «Партизаны», выпущенных в 1947 году тиражом 14 экземпляров. Для них он разработал 52 (!) оттенка голубого и зеленого цветов и все их использовал в композиции. Если сравнить роспись на вазах и «Волжский пейзаж», написанный в Конакове в 1957 году, трудно не заметить типологическое сходство этих произведений, выполненных в разных техниках. Живописная работа, созданная, безусловно, с натуры, испытала на себе известное влияние более раннего произведения, исполненного в ином материале, но не менее оригинального.

Евгений ПЕТРЕНКО

Оператор: Руслан ПОПОВ
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
422

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость