20 Октября 2017
$57.57
67.93
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 08.07.2014

Планета его имени

Фотограф: WOMAN - SPACE . RU, LIVEJOURNAL . COM, INTOCLASSICS . NE

Под руководством Сергея Кусевицкого Бостонский симфонический оркестр стал лучшим в мире

Под руководством Сергея Кусевицкого Бостонский симфонический оркестр стал лучшим в мире

Выступая однажды в конгрессе, президент США Франклин Рузвельт сказал, что Россия сполна рассчиталась по долгам царского правительства перед мировым сообществом, подарив ему Сергея Рахманинова, Анну Павлову, Федора Шаляпина и многих других деятелей культуры. В этом ряду стоит и Сергей Кусевицкий.

26 июля исполняется 140 лет со дня рождения этого великого музыканта. Он родился в Вышнем Волочке в еврейской семье. Отец Сережи служил в армейском духовом оркестре и, выйдя в отставку, поселился в Кронштадте. Взяв в жены пиа­нистку Анну Барабейчик, он увез ее в Вышний Волочек. Под руководством местного педагога Марии Розенберг мальчик обучался игре на скрипке, виолончели и фортепиано.

Вскоре после рождения самого младшего ребенка мать умерла от туберкулеза легких. Отец с горя запил, и семья жила бедно. Но все дети продолжали учиться музыке, и отец даже создал из них «оркестр Кусевицких». Зимой они выступали на свадьбах и в трактирах, а летом — в городском саду и на ярмарках. Сережа не только играл на разных инструментах, но и дирижировал этим маленьким детским оркестром.

По ту сторону достижимого

В 17 лет он, не спросив отца, с тремя рублями в кармане уехал в Москву поступать в консерваторию, но опоздал. Юноша не растерялся и пришел на прослушивание к директору Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества Петру Шостаковскому. Так он стал студентом. Выбрав конт­рабас, Сергей стал заниматься в классе профессора Рамбаусека и вскоре оказался лучшим учеником. Через год он уже играл в оркестре Русской частной оперы Саввы Мамонтова и буквально за два года приобрел репутацию контрабасиста-виртуоза. Наш земляк прошел конкурс, и его приняли в оркестр Мариинки, а в 1895 году – в штат Большого театра, где он получил звание артиста Императорских театров.

После смерти Йозефа Рамбаусека Сергей Кусевицкий стал концертмейстером контрабасной группы Большого и профессором класса контрабаса Московского филармонического училища. Известность его как исполнителя росла на глазах. Исключительно широкий резонанс у профессионалов и публики вызвало выступление нашего земляка в Санкт-Петербурге 7 марта 1902 года на концерте знаменитого тенора Леонида Собинова. Говорили, что контрабасист, не желая того, даже затмил самого бенефицианта и удостоился «венка и единодушных многократных вызовов». После этого началось триумфальное шествие Кусевицкого по сценам России.

Его второй женой после расторжения брака с балериной Надеждой Галат стала художница и скульптор Наталья Ушкова, дочь купца-миллионера, мецената и меломана, почетного директора Филармонического общества. Молодожены венчались осенью 1905 года в Дрездене, во время триумфальных гастролей волочанина по Германии.

Примерно с этого периода Кусевицкий больше времени начал отдавать дирижированию, но продолжал выступать и как исполнитель. В разные годы он выходил на сцену с Анастасией Вяльцевой и На­деждой Забелой, Василием Качаловым и Федором Шаляпиным, ему аккомпанировали Сергей Рахманинов и Александр Гольденвейзер, его искусством восторгались и оставили записи об этом Лев Толстой, Александр Скрябин, Сергей Танеев, Рейнгольд Глиэр, Сергей Прокофьев, Александр Глазунов.

Музыковеды признавались, что адекватно описать исполнительское мастерство Сергея Кусевицкого не представлялось возможным, его техника казалась сверхъестественной, «стоящей как бы по ту сторону достижимого», поэтому приходилось, отходя от профессио­нальной терминологии, говорить о «музыкальном чуде», «волшебстве», «колдовском наваждении». В начале ХХ века Кусевицкий считался лучшим контрабасистом мира.

Это не концерты, а подвиги

Дирижерский дебют нашего земляка состоялся 23 января 1908 года в зале Бетховена в Берлине. Программу он составил из произведений русских авторов: Чайковского, Танеева и Рахманинова, причем последний сам участвовал в концерте в качестве солиста. Успех нарастал от одного произведения к другому, и «к концу концерта принял размеры оваций».

Волочанин организовал в Москве первый постоянный симфонический оркестр. В его состав вошли многие известные солисты Большого театра. Считается, что с 1909 года наиболее интересные и знаменательные события музыкальной жизни Москвы и Санкт-Петербурга были связаны именно с концертами оркестра Кусевицкого.

Первая мировая война все изменила. Многие музыканты ушли на фронт, и к 1916 году оркестр оказался на грани распада. Но в мае 1917-го бывший Придворный симфонический оркестр избрал Кусевицкого директором и главным дирижером. В репертуаре коллектива можно выделить два направления: это западноевропейская и русская классика, а также современная музыка. Благодаря нашему земляку получили известность молодые Стравинский, Прокофьев, Глиэр.

Познав нужду в детстве и юности в провинциальном Выш­нем Волочке, Кусевицкий стремился приобщить к музыке максимальное число людей. Уже в 1909 году прошло его турне по крупным волжским городам от Твери до Астрахани. И всюду — переполненные залы. Статьи рецензентов пест­рели восторженными отзывами: «Эти концерты… нельзя не причислить к артистическим подвигам!»

Самый значительный и важный из всех проектов нашего земляка (ему помогал Рахманинов) – учреждение Российского музыкального издательства с целью помощи молодым композиторам в опубликовании их сочинений. После Октябрьской революции Кусевицкий продолжил издательскую работу в эмиграции. Попытка реформировать отечественное музыкальное образование в советской стране не удалась, и в начале 1920-х годов он навсегда покинул Россию.

Искусство без пустяков

Наш земляк и его жена сохранили в зарубежных банках значительный капитал, и в 1921 году Сергей Александрович создал в Париже оркестр и общество «Симфонические концерты Кусевицкого». Он принял участие в постановке опер Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» в парижской Grand Opera, дирижировал «Борисом Годуновым» в Барселоне, под его управлением в Grand Opera состоялась премьера пятиактной оперы Сергея Прокофьева «Огненный ангел».

В 1924 году наш земляк получил приглашение занять пост главного дирижера Бостонского симфонического оркестра и оставался на этом посту в течение 27 лет, до самой смерти. Под руководством маэстро коллектив стал ведущим оркестром в США, а затем и во всем мире.

Неизменно близким Кусевицкому оставалось творчество соотечественников. Он много исполнял Прокофьева, Шостаковича, Стравинского.

Величайшие композиторы XX века посвящали ему свои новые произведения. Сам он создал Беркширский музыкальный центр (и ныне на традиционные летние фестивали в Тэнглвуде съезжаются до 100 тыс. человек), школу для молодых музыкантов. Лучшим учеником Кусевицкого стал композитор Леонард Бернстайн, он также открыл великого тенора Марио Ланцу.

14 августа 1942 года Бостонский симфонический оркестр под управлением нашего земляка дал концерт в фонд помощи солдатам Советской Армии. Маэстро дирижировал «Ленинградской симфонией» Дмитрия Шостаковича. Именно он во время Второй мировой войны возглавлял в США сбор средств в поддержку нашей страны, был президентом музыкальной секции Национального совета американо-советской дружбы, а в 1946 году занял пост председателя Американо-советского музыкального общества.

Франция наградила его орденом Почетного легиона, восемь ведущих университетов США, в том числе Гарвардский и Принстонский, присвоили ему или звание профессора, или почетную степень доктора искусств. Именем нашего земляка названа малая планета — 1799 Koussevitzky. В 1963 году была учреждена премия имени Кусевицкого, присуждаемая Международной ассоциацией музыкальных критиков за запись исполнения новаторских произведений.

В конце жизни Сергей Александрович совершил большую гастрольную поездку в Рио-де-Жанейро и по городам Европы. А на последнем концерте в Сан-Франциско в феврале 1951 года исполнялись Четвертая симфония Чайковского и Пятая симфония Прокофьева. В июне наш земляк скончался в Бостоне.

Виолончелист Григорий Пятигорский писал тогда: «Все вокруг него казалось возвышенным и значительным, каждый его день превращался в праздник… Каждое исполнение становилось фактом исключительно важным. Он обладал магическим даром преображать даже пустяк в настоятельную необходимость, потому что в вопросах искусства для него пус­тяков не существовало».

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры 

Автор: Вячеслав Воробьев
20

Возврат к списку

Тверские участники отличились на ВФМС-2017
Более 25 тыс. участников из 185 государств, 5 тыс. волонтеров, 200 общественных послов… На неделю Сочи превратился в центр мирового молодежного движения.
19.10.201721:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость